Урок русского языка в 10 классе Нормы русского литературного языка

Сценарий открытого урока русского языка в 10 классе
Тема: Литературный язык и его нормы. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Цели урока:
Образовательная – сформулировать понятие о нормах РЛЯ.
Развивающая – развивать культуру речи, орфоэпическую грамотность, монологическую речь.
Воспитательная – на дидактическом материале воспитывать языковую культуру личности.
Вид урока: нетрадиционный урок-практикум.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, проектор, экран, аудиоколонки, видеоролики, карточки для работы в парах и самодиктанта, презентация к уроку, костюмы для сценки, аудиозапись «Русский язык».
Ход урока
1 этап. Организационный.
Объявление темы. Постановка целей. (5 минут)
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен нормам русского литературного языка. И прежде чем приступить к основной части занятия, я приглашаю вас послушать одну беседу.
(На экране ролик «Ералаш»)
Учитель:
Прослушав эту беседу, я думаю, вам стало понятно, каких целей мы с вами должны достичь к концу урока. Попробуйте сформулировать цели занятия.
(Учащиеся формулируют цели)
2 этап. Актуализация знаний. (12 минут)
Беседа.
- Что такое по-вашему «норма»? (Это то, что правильно, точно, какие-либо правила)
-Вы знаете, что русский язык имеет несколько форм существования. Все ли формы русского языка нормируются определенными правилами?
(Нет. Есть литературный язык, который нормируется, и нелитературные формы – говоры, диалекты, которые не нормируются)
Работа с учебником.
- На страницах 73 и 74 учебника вы прочитаете о том, для чего нужны нормы русского языка. Прочитайте, пожалуйста, параграф.
(Учащиеся читают, в этот момент двое учеников надевают костюмы для сценки)
- Прежде чем обсудить прочитанное, перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.
(Сценка)
Ксанф:
-Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь. Где она?
Эзоп:
- Вот, мой господин. Это – язык!
Ксанф:
- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
Эзоп:
- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
Ксанф:
-Ну хорошо! Я веле тебе купить и самую дешевую вещь в мире.
Эзоп:
- Вот она, мой господин!
Ксанф:
- Снова язык?!
Эзоп:
- Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.
Учитель:
Ребята, согласны ли вы с Эзопом? Язык и самая дорогая и самая дешевая вещь в мире?
(Учащиеся отвечают)
Учитель:
Можно ли научиться управлять языком, правильно им пользоваться? Что об этом сказано в учебнике?
(Учащиеся отвечают)
Учитель:
Какие нормы литературного языка чаще всего нарушаются?
(Орфоэпические, стилистические, лексические, грамматические)
Учитель:
Еще с начальной школы вы начали пользоваться словарями. Какие словари могут помочь вам овладеть нормами русского литературного языка?
(Перечисляют словари)
3 этап. Практическая часть. (17 минут)
Учитель:
Мы приступаем к практической части урока. Запишите в тетради дату и тему занятия.
(Записывают)
Учитель:
Чтобы не допустить ошибок в речи, поупражняемся.
Работа в парах.
Учитель:
Перед вами лежат карточки для работы в парах. Прочитайте фразу, найдите ошибку и исправьте ее. Запишите в тетради исправленный вариант фразы.
(Опрос трёх пар, после каждого прочтения и исправления ошибки учитель задает вопрос классу: какая норма языка нарушена?)
Оздоровительная (релаксационная) минутка.
Учитель:
А сейчас закройте глаза, расслабьтесь и послушайте стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева о нашем родном языке. Постарайтесь пропустить через себя смысл этих слов. Итак
(Звучит аудиозапись «Русский язык»)
Самодиктант с взаимопроверкой.
Учитель:
А теперь с новыми силами и ясными мыслями проведем орфоэпический самодиктант. Возьмите индивидуальную карточку с диктантом и расставьте ударение в словах. А пока все работают в карточках, у доски подобную работу выполнит Зоря Сергей.
(Все работают с диктантом)
Учитель:
А теперь обменяйтесь карточками и подчеркните ошибки вашего соседа по парте.
(Затем на презентации появляется правильный вариант диктанта и критерии оценивания)
Учитель:
А теперь сверьтесь с правильным вариантом ответа, поставьте себе две оценки – за самодиктант и за взаимопроверку.
Лера, собери, пожалуйста, карточки.
4 этап. Рефлексия. (3 минут)
Учитель:
- Итак, что же такое «нормы литературного языка»?
- А для чего нужно знать эти нормы и уметь ими пользоваться?
- Как вы считаете, достигнуты цели, поставленные вами в начале урока?
5 этап. Домашнее задание. (5 минут)
Учитель:
Откройте дневники. В качестве домашнего задания выполните в тетрадях задания 4,5 и 6 в вариантах 17 и 18 из сборника Н.А. Сениной.
Кроме теста, вспомните разговор героев ролика, увиденного вами в начале урока и запишите в тетради темы сочинения-рассуждения, которое вам нужно будет написать к следующему уроку. Объем сочинения – не менее 70 слов. Тема на выбор.
(На доске темы:
Какие ошибки речи вы считаете недопустимыми в общении с посторонними людьми и почему?
Стал бы Николай Васильевич Гоголь великим писателем, если бы он употреблял в своих произведениях фразы типа «классный Днепр при клёвой погоде»?)
6 этап. Подведение итогов. Оценивание. (3 минуты)
Учитель:
На уроке себя активно проявили
Нельзя не отметить артистизм и активную работу
(Объявление оценок)
Учитель:
Благодарю всех за работу. Мне осталось лишь попрощаться с вами и пожелать: «Говорите по-русски правильно».








13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15