Конспект урока по русскому языку на тему Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи (11 класс)


Тема: Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма урока: урок - практикум.
Оборудование: компьютер, УМК.
Цели урока:
Образовательные:
1) повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией;
2) обобщение знаний о синтаксической синонимии;
3) формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях;
4) развитие навыков редактирования текста.
Развивающие: развитие речевых навыков учащихся, внимание к слову.
Воспитательные: формирование коммуникативных качеств личности.
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие учащихся. Настрой на работу.
(слайд 1) тема урока. Оформление записи в тетради.
Орфоэпическая разминка (слайд 2)
Учащиеся по цепочке читают слова, расставляя ударение.
созЫв, Отзыв (посла), добелА, оптОвый, тубдиспансЕр, создАвший, каталОг, начАв, тОрты, аэропортЫ, обострЁнный, бАнты, начАть, досУг, пОняла, укрАла, клАла, звонИт, прИняли, сливОвый (сок), квартАл, мЕстностей, ободрИть, принУдить, нОвостей, произвЕден, зАгодя, некролОг, облилАсь, началА, позвонИм, опОшлить, вручИт, вклЮчитПостановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.
Слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что задания по синтаксису являются важными в структуре ЕГЭ. Это задание 7, верное выполнение которого принесет вам 5 первичных баллов. Дома вы должны были выполнить домашнюю работу №2435584 в системе «Решу ЕГЭ». С результатами вы ознакомитесь сегодня в своем личном кабинете.
Сейчас я предлагаю вам выполнить серию заданий для активизации знаний, полученных при прохождении темы «Синтаксис»
Учащиеся выполняют задание 1 устно по цепочке
На экране:
1). Определите способ связи и средства ее выражения:
1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек;4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым.Задание 2 записывается в тетради
2)Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
1) Обидеться … - обида……;
2) образоваться …- образован……;
3) обосновываться… - обоснование……;
4) наполнить… - наполнять……;
5) уверенность… - увериться… .Перед вами задание, ранее входившее в структуру КИМов ЕГЭ по русскому языку. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?
Задание на экране
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1)  Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2)  Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3)  Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.
4)  Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
(Ответ: Для выполнения этого задания потребуются знания синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом).Обратите внимание! (запись на экране)
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.
Вопрос: изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.
(На экране - определение)
Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.
Выполнение учащимися заданий обобщающего характера.
1.Комментированный диктант с грамматическим заданием. Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.
В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.
Работа в парах.
Сравните два отрывка.
1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?
(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).
– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А. С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.
(А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т. к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего  момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшеевремя и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?
(Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)
Обобщение учителя.
Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А. С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).
– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.
Запись на доске:
Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.
Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.
– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).
– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).
Знание особенностей синтаксической синонимии поможет вам выполнить 1задание КИМов. Мы с вами уже неоднократно говорили о том, что ответом в данном задании являются предложения, передающие главную информацию текста и синонимичные между собой.
Самостоятельная работа.
Задание по карточкам. Выполняются на бланке ответов 1
1. Задание 1 № 27. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
 
1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.
3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.
2. Задание 1 № 65. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
 
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте.
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<...> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).
3. Задание 1 № 103. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
 
1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений,представляется при свете молнии совершенно неподвижной.
2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.
5) Во время вспышки молнии человеческий глаз замечает только то, что происходит за тысячные доли секунды, ведь именно столько длится разряд молнии.
(1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно <...>, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.
После выполнения работы учащиеся обмениваются бланками ответов с соседом по парте и проверяют ответы по слайду.
 Домашнее задание двух уровней:
1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)
Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
(К. Паустовский).
(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).
2. Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».
5. Итоги урока:
– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?– Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?