Конспект урока по русскому языку на тему Нормы литературного языка: произносительная, словообразовательная, орфографическая (5 класс)


Тема урока: «Нормы литературного языка: произносительная, словообразовательная, орфографическая».
«Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
Л.В. Щерба
Цели урока:
- обучающая: сформировать знания о нормах литературного языка; вырабатывать умения правильно произносить звуки, образовывать новые слова; развивать орфографическую зоркость; сформировать понятия «словообразование» и «формообразование» (словообразовательная и морфологическая норма).
- воспитательная: содействовать формированию коллектива, гуманизма, углубить убеждения в необходимости приобретения знаний, развивать работоспособность.
- развивающая: научить выделять главное, существенное в изучаемом материале; развивать навык устного высказывания.
- методическая: провести урок в рамках личностно-ориентированного обучения.
Тип урока: комбинированный.
Виды урока: урок-исследование.
Оборудование: печатные (учебники, карточки, тетради.), аудиовизуальные (слайды презентации).
Ход урока
Этапы Содержание Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
Организация начала занятий Ребята, проверьте свою готовность на уроке. На парте должны лежать тетради, учебники, дневники, ручки, карандаши, линейки. Ученики-помощники позаботились, чтобы доска была чистой, тряпка влажной, лежал белый и цветной мел.
Игра «Кто быстрее, точнее и тише» (убрать всё с парт и достать названные предметы). Подготовка учащихся к работе на занятиях Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Проверка выполнения домашнего задания §3, упр. 30. Слова в рамке.
3. Имена существительные: петухе, красоту, в страхе, бабушка, во дворе, с зонтиком, тетя, бульон, девочка Маруся, петух, видом, смехом, от удивления, девочка, забияка, кусочек, хлеба, крошки, с Марусей, от замашек, разговоры, о бульоне.Имена прилагательные: удивительном, драчливом, находчивая, хозяйственная, куриного, соседская, воинственным, чудесным, заливистым, воинственных, о курином.Глаголы: слыхали, купит, оказался, нападал, клевался, держал, появлялась, намекала, пришла, помчался, замерли, засмеялась, остановился, достала, протянула, склевал, позволил, погладить, подружился, усмирила, отказался, прекратились.Местоимения: вы, о нашем, мы, его, он, всех, нас, к нам, к ней, она.5 учеников работают по карточке: вороб..и, насмеш..ть, об..единение, ш..ствовать, л..ёт, и..ку..тво, с..ас..лив, уд..вительно, об..единить, воскресен..е.
1 отвечает устно на 1 вопрос упражнения.
1 выписывает на доску имена сущ., глаголы, 2 – имена прилаг, местоимения.
Выставление отметок. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов
Подготовка к основному этапу занятий Найти ошибки:
У, девочки был раздумчивый взгляд.
Марина умеет шыть.
Саша был ихним сыном.
Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?-Какого человека называют грамотным?
Стр. 21. Знакомство с новым разделом. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
Усвоение новых знаний и способов действий Читаем параграф 5. Заполняем самостоятельно схему.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий
Первичная проверка понимания Соедините пары
произносительная правописание
орфографическая ударение
синтаксическая словообразование
словообразовательная построение предложений
пунктуационная формообразование
морфологическая постановка знаков препинания
Должно получиться
произносительная ударение
орфографическая правописание
синтаксическая построение предложений
словообразовательная словообразование
пунктуационная постановка знаков препинания
морфологическая формообразование
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся
Закрепление знаний и способов действий Упражнение 40. Устно. **влияние белорусского языка.
Упражнение 41. **алфавитный порядок в жизни.
Алфавит, больница, договор, документ, магазин, молодежь, морковь, портфель, процент, средства, шофёр.Физкультминутка
Упражнение 43. **сформировать понятия «словообразование» и «формообразование» (словообразовательная и морфологическая норма).
Озеро — озёрный, лес — лесной, гриб — грибной, дверь — дверной, класс — классный.
Упражнение 44. **как выбрать профессию?
Водить — водитель, учить — учитель, строить — строитель, трактор—тракторист, скрипка—скрипач.
**В примерах: березовая дубрава, облокотиться спиной, памятный сувенир, пинать ногами, первое боевое крещение, давеча осмотреть – нарушен тип норм
1.Фонетические.
2.Синтаксические.
3.Лексические.
4.Морфологические. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
Обобщение и систематизация знаний Пользуясь схемой и материалом учебника, расскажите о нормах языка: произносительной, словообразовательной, орфографической. Ответ проиллюстрируйте примерами из упражнений, выполненных в классе. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей
Контроль и самопроверка знаний Учитель предлагает учащимся проверить свои знания о нормах.
Организует игровую ситуацию, приглашает одного ученика к доске исполнить роль учителя и задать вопросы по пройденному материалу учащимся, опираясь на схему устного ответа.
Слушает ответы, определяет прочность и осознанность знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
Подведение итогов занятия Выставление отметок. Ответы на вопросы учеников. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения
Рефлексия 2199005-1905Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
Информация о домашнем задании §5, упр. 43, 45.
Подумай Покажи Напиши
тр..ватравка трава
стр..на страны страна
м..л..ток молот, молотит молоток
х..л..дильникхолод, холодный холодильник
х.х.тать хохот, хохочет хохотать
гр.х.тать грохот, грохочет грохотать
щ..б..татьщебет, щебечет щебетать
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з, проверка соответствующих записей Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития