Идейный смысл и художественное своеобразие повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Идейный смысл и художественное своеобразие повести
А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Урок литературы в 9 классе
Цель: определить круг нравственных проблем, поднятых А.С.Пушкиным в повести, их актуальность в наши дни.
Задачи:
1) развитие умения обобщать факты; 2) формирование навыка составления психологического портрета;

Слово учителя
На прошлом уроке мы говорили о романтической, свободолюбивой лирике поэта, подчеркнув ее истоки: лицей, друзья-герои войны 12 года, а впоследствии - декабристы, просветительские идеи писателей XVIII века. Сегодня мы поговорим о его прозе.
Когда была написана «Пиковая дама», с какими событиями в жизни поэта был связан этот период?

Биографы поэта












Слово учителя





Анализ повести



Построение плана








Характеристика главных действующих лиц
В последние годы жизни Пушкину приходилось много работать, чтобы содержать большую семью (В 1831 году он женился на Н. Н. Гончаровой). Служба в коллегии иностранных дел, куда ему пришлось поступить, не давала возможности спокойно заниматься творчеством. Красота его жены обратила на себя внимание царя Николая I. Царь желал видеть ее на придворных балах, поэтому пожаловал А. С. Пушкину звание камер-юнкера – самый низший из придворных чинов. Это было оскорбительно для великого поэта. Пушкин подал в отставку, но получил отказ. Пришлось оставаться на службе, влезать в долги и находиться в зависимости от царского двора. Отношения с царем оставались очень напряженными. Независимость, талант, яркая индивидуальность Пушкина вызывали растущую враждебность окружающего его светского общества.
Он мечтает издавать литературный журнал, «журнал нового типа, призванный не развлекать публику, а воспитывать и формировать общественное мнение, поднимать насущные проблемы современности».
В этой атмосфере в 1833 году Пушкин создает блистательное произведение – «Пиковая дама», наполненное глубоким философским смыслом. Сегодня на уроке мы попытаемся определить круг нравственных проблем, поднятых А.С. Пушкиным в повести.
А начнем мы, как всегда, с первого впечатления от прочитанного. Что, прежде всего, поразило? Что привлекло внимание?
(высказывания учащихся)

Обратимся к компонентам художественного мира произведения:
система образов
сюжет
хронотоп.

Как построена повесть? Составьте план.
Экспозиция: главные действующие лица (Герман и графиня)
Завязка: «Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал»
Развитие действия: «Я не имею намерения вредить вам: я пришел умолять вас об одной милости».
«Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье».
Кульминация: «Дама ваша убита В самом деле вместо туза у него стояла пиковая дама».
Развязка: «Герман сошел с ума»

Обратимся к 1 пункту плана. Экспозиция: изображение главных действующих лиц. Представьте себе, что вы ведете меня на спектакль. Произведение, по которому он ставится, я не знаю. Расскажите мне о героях. Не забудьте подтверждать свои характеристики цитатами из текста.
1. Герман. Зачитайте характеристику. Какова самая главная черта в его характере? (Скрытен, честолюбив, в душе игрок)
2. самолюбива. Глядела вокруг себя – с нетерпением ожидая избавителя.
3. Графиня – всегда была строга к шалостям молодых людей.)

Давайте проверим каждого героя на соотношение духовных и материальных ценностей.
Лиза, несмотря на сварливость старухи, живет с ней, во всем угождая; ждет своего принца. Получает жалованье, которое никогда ей не доплачивают, в то время как другие вечно обворовывали старуху.
Графиня – знает тайну трех карт, может получить миллионное состояние, НО! Никогда не играет.
Герман. Его жизненная философия – миром правят деньги. Сделайте меня богатым и я буду счастлив.
Какой ценой Герман пытается добиться своего счастья?
Герман говорит, что не желал смерти старухи. Вы верите ему? (Нет, он ни перед чем не остановился бы. Он все продумал, взял с собой оружие. Был спокоен, когда шел на преступление.) Вывод: он не имеет духовных ценностей.
Как автор относится к своему герою? (неприятие)
В чем это выразилось? (в описании окружающей среды, она враждебна по отношению к герою, в описании других людей)
В чем же гуманизм повести? (для всех остальных все закончилось хорошо)
Объясните, какую художественную роль играют образы молодых офицеров и Чекалинского в произведении?
Сделайте вывод: какие нравственные проблемы ставит Пушкин в «Пиковой даме»?
Роль денег в человеческом обществе.
Соотношение духовных и материальных ценностей.
Смысл жизни и ее наполненность (проблема бездуховности)
Нравственные принципы, определяющие человеческую жизнь.
Любовь и расчет
К какому типу вы отнесли бы повесть: фантастика или реальность?
В чем особенность фантастики? Очень тесно переплетается с реальностью. Непонятно является ли приключение Германа плодом его больного воображения или читателю предлагается убедиться в реальности вмешательства в человеческую жизнь сверхъестественных сил.
Приведите примеры романтической иронии.
Проблема «наполеонизма» стр 210-211
В чем, на ваш взгляд, актуальность повести «Пиковая дама» сегодня?
В настоящее время, в век кибернетики и электроники, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает, как никогда, проблема душевной теплоты. Особенно сейчас, когда все в обществе ориентировано на рынок, на деньги, стало необходимостью чаще задумываться над тем, что надо быть добрее друг другу, слушать, чувствовать души других. Ужасно, когда люди, стремясь к собственному благополучию, переступают через чувства, души, а иногда и жизни людей.

Домашнее задание
стр 188-189, ответ на вопрос 2 ( стр 217)
или
Сочинение-рассуждение «Актуальность нравственных проблем, поднятых А. С. Пушкиным в «Пиковой даме»»
Доклад: последние годы жизни Пушкина, история дуэли.