Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: Повторение темы Лексика, орфография. Культура речи.
Урок в 6 классе.
Урок № 59.
Тема: Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи».
Цели: повторить знания по теме «Лексикология»; углубление знаний о лексическом составе русского языка; повторить понятие фразеологизма; знать, что такое фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные; знать стилистические пласты лексики; научиться различать единицы языка, определять какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
– выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
повторить знания по теме «Лексикология»; знать, что такое фразеологизмы; повторить понятие фразеологизма; знать, что такое фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные; знать стилистические пласты лексики; научиться различать единицы языка, определять какую роль играют фразеологизмы в русском языке; творчески используют фразеологическое богатство русского языка; правильно и уместно используют лексический материал для решения определённых коммуникативных задач.Коммуникативные:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Предметные: знают лексические выразительные средства, различают тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определяют их роль в тексте.
ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения знаний и умений ( УСОЗиН)
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1.Организационный этап. Проверка домашнего задания.
Приветствие, выявление отсутствующих в классе.
Работа в парах: проверка письменного домашнего задания.
Презентация рисунков-загадок.
Приветствие, дежурный называет отсутствующих.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Запись даты.
Часто говорят, что у каждого языка есть своя «картина мира». Своя «картина мира», отражающая ход истории, есть и у русского языка. Говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, неизведанные страницы. И одной из самых интересных страниц языка является его лексическая сторона.
Являясь основным средством лексической системы, слова и в соединении друг с другом передают накопленные из поколения в поколение трудовые навыки, понятия, культурно-исторические ценности. Слово по своей лингвистической природе — сложная, многогранная, разноплановая единица языка.
Мы с вами изучили большой раздел, который называется …..
Как будет звучать тема нашего урока?
Какие цели поставим перед собой? Называют тему урока, ставят цели урока.
Записывают в тетради дату, тему урока.
3. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа.
Что вы знаете о фразеологизмах? Источники фразеологизмов?
Как называется раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов?
Приведите примеры.
Терминологический диктант:
Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка….
Словарный состав языка…
Словарный запас человека..Слова одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению…
Слова, различные по написанию, но близкие по значению….
Слова, противоположные по значению…
Слова, употребляемые на определенной территории…
Слова, вышедшие из употребления…
Устаревшие слова, которые заменили синонимами..Слова, исчезновение которых связано с исчезновением предметов, явлений жизни…
Раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка…
Раздел языкознания, изучающий образование слов…
Раздел языкознания, изучающий части речи…
Раздел языкознания, изучающий состав слова…
Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов… Задают поочередно вопросы другой команде. Если команда не отвечает, отвечают сами.
Записывают слова –термины в тетрадь, затем производят обмен тетрадями и взаимопроверку.
2 учащихся работают у доски.
4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)
Работа в группах:
ТЕОРЕТИКИ:
Задание: подготовить вопросы к классу по темам:
1 гр.: лексические выразительные средства (пар. 15)
2 гр.: исконно русские и заимствованные слова (пар. 17, 18).
3 гр.: лексика активного и пассивного употребления (пар. 20-23).
4 гр.: стилистически нейтральная и книжная лексика. Фразеологизмы (пар. 24-27).
ПРАКТИКИ:
1 гр.: придумать практическое задание для класса и провести его по теме (пар. 16, 19).
Работают с учебником, выделяя основную информацию и включая ее в свое устное сообщение. Представляют теоретический материал в виде схемы, таблицы и т.д.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Задание по вариантам: Составить предложение с фразеологизмами нейтральными и стилистически окрашенными.
Упражнение 1 «Согласен – не согласен».
Упражнение 2 (выполнение тестовых заданий).
Составляют предложения с фразеологизмами. Выполняют задание в соответствии с учебной задачей
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Проверка тестовых заданий.
Работа в группах:
Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги, используя фразеологический словарь. Задание называется «С головы до ног». Определить принадлежность фразеологизмов к одной из групп.
1 гр.: Голова: Человек с головойМорочить головуВскружить головуПотерять головуНе сносить головыОтвечать головойКак снег на головуГолова идёт кругомСломя голову.2 гр.: Глаз.Мозолить глазаХлопать глазамиГоворить в глазаПускать пыль в глазаГлазом не моргнутьС глазу на глазХоть глаз выколиОткрыть глазаКак бельмо в глазу.3 гр.: Ноги.Со всех ногВстать на ногиВстать с левой ногиПадать с ногПотерять почву под ногамиСбиться с ногИдти в ногуПутаться под ногамиНог под собой не чуять. Работают в группах, используя материалы учебника.
Выполняют задание в соответствии с поставленной задачей, используя фразеологический словарь.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Д.З.: повт. пар. 16-27, упр. 210, 211. Записывают в дневники д.з.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Игра «Интервью».
«Продолжи фразеологизм».
Хитёр как лисаТруслив как заяцГолоден как волкЗдоров как быкИзворотлив как ужНадут как индюкНем как рыбаГрязный как свиньяУпрям как осёлБолтлив как сорокаКолючий как ёж.
«Сказочные фразеологизмы».
Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы,…закончите фразеологизмы, взятые из сказок:Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.Это всё присказка, сказка будет впереди. Отвечают на вопросы журналиста,
оценивают результаты своей работы