Доклад на тему: Работа куратора группы с учащимися девиантного поведения

JазаKстан РеспубликасыныS Білім ж‰не Bылым Министірлігі
Министерство Образования и науки Республики Казахстан

JМКJ «Электротехника колледжі»
КГКП «Электротехнический колледж»









(методическое объединение классных руководителей)




Подготовила: Баль С.В.












Семей 2015 г.



Под отклоняющимся понимается поведение, отклоняющееся от условно принятых норм: культурных, этических, моральных, юридических, религиозных, экономических и др.
В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом – девиантное поведение ( от лат. отклонение).
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенными в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Специфические особенности отклоняющегося поведения

- Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, в связи с чем, личность его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей, (негативная оценка может выражаться в форме общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания).

- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям и может выражаться в деструктивных или аутодеструктивных формах, носящих длительный, стойко повторяющийся характер.

- Отклоняющееся поведение согласовывается с общей направленностью личности и имеет индивидуальное и половозрастное своеобразие, отражающее внешнее бытие личности в социуме.

- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы и не должно отождествляться с психическими заболеваниями.

Критерии отклоняющегося поведения
Отрицание общепринятых или официально установленных норм, проявляющееся в различных формах поведения.

Нанесение через проявление деструктивных форм поведения ущерба, как самому человеку, так и окружающим его людям.

Негативное отношение к лицу, проявляющему отклоняющееся поведение со стороны общества.

Многократное и стойкое повторение отклоняющегося поведения соответствует общей направленности личности.

Дезадаптация, как результат проявления отклоняющегося поведения.

Проявление отклоняющегося поведения может быть разнообразным. В настоящее время выделено достаточное количество классификаций отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение можно разделить на три основные группы:
- Антисоциальное (делинквентное) поведение:
- Асоциальное (аморальное) поведение:
- Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Асоциальное (аморальное) поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение и др.), вовлечение в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

Одним из видов аморального поведения учащегося в учебном заведении может быть нарушение дисциплины. Нарушая дисциплину, ученик может использовать 4 вида поведения:
Привлечение внимания
Власть
Месть
Потеря контроля

Меры экстренного
поведения учителя:
Описывайте поведение ребенка без оценочно(именно в данный момент).
Будьте твердыми, но доброжелательными
Контролируйте свои отрицательные эмоции и не переходите на крик.
Не позволяйте ученику потерять свое лицо. Оставьте за собой последнее слово.
Не обсуждайте конфликт тут же, лучше перенесите его обсуждение на другое время.
Реагируйте на все ситуации спокойно.

Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами, фанатическое поведение вовлечение в деструктивно-религиозный культ).

Девиантное поведение чаще всего проявляется у подростков, проживающих в неблагополучных семьях, семьях социального риска(малообеспеченных, неполных), где родители уделяют своим детям очень мало времени, или не уделяют вовсе.
Однако наличие материального благополучия и вседозволенность(попустительский стиль воспитания) также зачастую приводят подростка к саморазрушению(алкоголь, наркомания, суицид, разного рода преступления).
В настоящее время одно из первых мест в саморазрушительном поведении занимает суицид.
В плане проведения месячника «Общество в защиту детства» психолог колледжа Бабаева Д.Н. провела анкетирование студентов на тему « Как прекрасен этот мир!» целью исследования стал «суицид». Результаты этого анкетирования следующие:

Результаты анкетирования среди студентов
« Как прекрасен этот мир»

Цель исследования – «Суицид»
Приняли участие 121 респондент

№ п/п
Вопросы анкеты
Ответы



Да
%
Нет
%

1
Угрожали ли вы когда-нибудь своим родителям суицидом?
4
3%
117
97%

2
Думали ли вы когда-нибудь о самоубийстве?
24
19%
97
80%

3
Знаете ли вы что-то о детском суициде?
64
52%
57
48%

4
Считаете ли вы суицид эгоистичным поступком?
75
62%
46
38%

5
Имеет ли человек право распоряжаться своей собственной жизнью?
95
79%
26
21%


Причины отклоняющегося поведения

Личная неустойчивость и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия).

Неспособность или неприятие активных форм самоутверждения, преодоление конфликтных ситуаций, фрустрации (двойная неудача).

Потребность в общении, в референтной группе (выбирается не алкоголь, а компания).

Бессознательные мотивы преступности

-Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям. Сюда же можно отнести лиц, ведущих бездомный паразитический образ жизни.
-Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторный характер, что связано с комплексом неполноценности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к необдуманным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект.

-Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во времени действиям, закрепившимся в детстве по механизму импринтинга (впечатывания) травмирующего опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение в семье могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.
-Четвертую категорию неосознаваемых мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости, особенности личности; в этих случаях у субъекта возникает желание совершить поступок, который он сам расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.

Меры воздействия
Одним из направлений социально-психологического воздействия является интервенция отклоняющегося поведения.

1.Психологическая интервенция – это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции отклоняющегося поведения состоит в ослаблении или устранении тех форм поведения, которые препятствуют социальной адаптации.
Отличительной особенностью интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива должна исходить от законных представителей интересов ребенка.
Ведущими задачами психологического вмешательства при девиантном поведении формирование мотивов на социальную адаптацию или выздоровление, психологическое консультирование и тренинги, с целью коррекции конкретных форм отклоняющегося поведения.
2.Психологическая превенция (предупреждение или профилактика) включает в себя профилактические мероприятия. Планируя систему профилактики необходимо учитывать следующие особенности:
Преемственность, необходимо обратиться к уже имеющимся системам профилактических мероприятий, существующих в стране, давно столкнувшимися с этой проблемой.
Непрерывность. Профилактическая работа не должна ограничиваться только временными рамками обучения ребенка в учебном заведении, а максимально охватывать все аспекты его жизни. Учитывать возрастные особенности.
Системность. Работа по профилактике должна вестись систематически, где одна мера вытекает из другой и не противоречит.
Умение выбирать главную цель. Необходимо обладать четкой информацией относительно тех, на кого направлены превентивные меры.

Работа классного руководителя с «трудными» учениками

Организацию работы классного руководителя с «трудными» подростками условно можно разделить на следующие этапы:
Подготовительный
Начальный
Переломный
Закрепляющий

Подготовительный этап - на котором внимательно изучается неблагополучная семья. Выявление конкретных показателей запущенности, а также условий и обстоятельств, способствовавших ее возникновению.

Начальный этап -это период налаживания доверительных отношений, взаимопонимания между классным руководителем и неблагополучной семьей, а также ее детьми, который дает возможность внести коррективы в их поведение, не унижая при этом их достоинства.

Переломный этап - это период борьбы стереотипов. Главным направлением классного руководителя на этом этапе деятельности должно быть достижение того, чтобы положительные нормы поведения его подопечных стали их внутренней потребностью, а это возможно только при вытеснении имеющихся в них противоправных качеств - положительными. Как правило, успех приходит только тогда, когда классный руководитель, воздействуя на сознание подростка и его родителей, умеет правильно направлять их активность.


Закрепляющий этап. Самое важное в работе классного руководителя на этом этапе - сохранение атмосферы сердечности и доверия с ними в сочетании с разумной требовательностью к ним. В своей работе классные руководители должны учитывать требования статей Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах ребенка» и закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан.»


Задумайтесь: быть может только Вы можете сделать первый шаг к «трудному» ученику. И пусть он не скажет вам спасибо и не изменится в раз, но, быть может, ваше слово пронесет через всю жизнь и оно не раз заставит задуматься над собой, над своей жизнью, а это – немало.
Работа куратора группы
с учащимися
"девиантного" поведения15