Доклад:Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность».
Тема: «Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность».
Условия возникновения, становления опыта.
Проблема: низкая мотивация учебной деятельности.
Я считаю, что именно проектная деятельность способна значительно повысить познавательную активность младших школьников.
В качестве основных признаков, отличающих проектную деятельность от других видов деятельности, называют:
- направленность на достижение конкретных целей;
- координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимость и уникальность.
Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В чём же состоит эта активность? Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».
Признаками познавательной активности младших школьников являются:
1. отношение к учению (в чем видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);
2. качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);
3. характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);
4. отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность).
Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, представляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.
Учение младших школьников как ведущий вид деятельности может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий. Каким же образом активизировать учение младших школьников?
Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения» Большие возможности для развития познавательной активности младших школьников создает проектная учебная деятельность.
Но здесь возникают противоречия, связанные с необходимостью повышения познавательной активности учащихся через проектную деятельность и неразработанностью методики применения данного метода.
Разрешение противоречий предполагает рассмотрение проблемы. Как повысить познавательную активность младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень развития познавательной активности учащихся младших классов в процессе проектной учебной деятельности.
Гипотеза исследования. Эффективность развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира повышается, если основу обучения составляет проектная деятельность. Но эффективность будет достигнута в том случае, если проектная деятельность:
- включает изучение обученности проектной деятельности (ребенок делает то, что ему понятно);
- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью (ребенок делает то, что ему интересно);
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе (ребенок делает то, что ему знакомо).
Задачи исследования: 1. Теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в начальное звено школьного обучения с целью повышения познавательной активности.
2. Выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса.
3. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития познавательной активности.
4. Определить содержание обучения окружающему миру через проектную деятельность, направленное на развитие познавательной активности.
5. Апробировать методику работы над проектом в условиях данного класса.
6. Провести экспериментальную проверку эффективности использования проектной деятельности в начальных классах для повышения познавательной активности школьников.
Ведущая педагогическая идея.
Главной стратегией педагогической деятельности считаю:
- идею саморазвития личности;
- идею свободного выбора школьником содержания и форм обучения и воспитания;
- идею практико-ориентированного обучения;
- идею использования новых информационных технологий;
- идею здоровьесберегающего обучения;
- идею личностного подхода к воспитаннику;
- идею развивающего обучения;
- идею сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия;
- идею учения без принуждения, основанную на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
- идею качественного повышения познавательной активности школьников как результат их заинтересованности в получении знаний.
Применение метода проекта в учебной и внеклассной работе – одно из качественных средств повышения познавательной активности младших школьников.
Теоретическая база опыта.
В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, познавательная активность представляется «одним из ключевых качеств личности, формирование, которого является целью обучения» (Т. И. Шамова), во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Так как активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта» (М.С. Каган). В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Познавательная активность рассматривается рядом ученых (B.C. Данюшенков, О.А. Конопкин, В., И. Лозовая, Ю. А. Миславский, И. С. Якиманская и др.) в качестве «системообразующего свойства личности, при воздействии на которое можно осуществлять формирование развитой личности». И, наконец, актуальность исследований проблемы развития познавательной активности обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия». Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности и способности, а не руководствуясь какими-то «научными» представлениями, требованиями общества или государства о необходимости тех или иных знаний в развитии тех или иных мыслительных способностей. Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Проектом (по В. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой. «Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
По определению И. Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде».
Е.С. Палат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути». А ведь именно возникающие противоречия (проблемы) стимулируют активность личности (в том числе и познавательную), которой свойственно стремление к решению «проблематической ситуации» (Ч.Пирс)
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного подхода в образовании были актуальны и значимы для российской педагогики почти век назад.
Технология опыта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, что в конечном итоге повышает их познавательную активность. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
- оценочно-самооценочный.
В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.
Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей. Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.
Я начала использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира. Хотя считаю, что для развития познавательной активности применение данной технологии будет эффективно на любом учебном предмете.
Образовательная программа курса «Окружающий мир» дает большие возможности для использования проектной деятельности с целью повышения познавательной активности младших школьников. В ее основе лежит проблемно-поисковый метод, «обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета».
Ежегодно мы оказываем помощь зимующим птицам. Был реализован проект «Помощь зимующим птицам».
Была сформулирована проблема: уменьшение численности зимующих птиц. В соответствии с этой проблемой ребята выдвинули гипотезу: увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.
С учетом гипотез были определены цели:
- совершенствование знаний школьников о птицах;
- формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения.
Также поставлены задачи:
- создать птичьи столовые и кормушки;
- обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;
- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
Работа началась со сбора и изучения материалов по теме проекта.
Разбившись на группы по интересам, ребята собирали материал: «Какие зимующие птицы в районе», «Для чего нужно помогать птицам», «Какая помощь необходима птицам зимой», «Чем мы можем помочь птицам» и др.
Реализуя практическую часть проекта, мы на уроках труда и дома при помощи родителей смастерили кормушки. Развесили их на территории школьного двора, за окном квартир, возле собственных домов. Следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм: крошки белого хлеба, сырые семечки, различные виды зерна. Перед окнами нашего класса тоже повесили несколько кормушек и вели наблюдение за птицами. На экскурсиях и прогулках выявляли внешние признаки птиц, живущих в округе, их повадки. При помощи наблюдений смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи.
На основании результатов исследования сделали вывод, подтверждающий нашу гипотезу: при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке.
Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.
Работа над проектом еще раз подтвердила мою гипотезу: познавательная активность школьников повышается в процессе проектной деятельности.
Каждый учащийся был вовлечён в активный познавательный процесс.
Работа в проектной деятельности способствовала:
- развитию творческих способностей;
- приобщению к развивающей деятельности;
- развитию эстетического вкуса;
- формированию навыков поисковой работы;
- умению самостоятельно работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации; овладению навыками коммуникативности.
А для меня как учителя с помощью этого проекта была достигнута главная цель: активность моих учеников в познавательной деятельности.
В этом учебном году я продолжила использовать проектную деятельность или ее элементы для развития познавательной активности учащихся второго класса. В 1-м классе само название тем по предмету «Окружающий мир» помогает детям проводить исследовательскую работу. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Все темы представлены в вопросительной форме: «Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?»
Проектная деятельность в 1-м классе занимает 1-2 урока и, чаще других, предполагает групповую форму работы. При этом соблюдаются все этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.
1. Погружение в проект.
Выбираются и формулируются проблемы. Например: «Что у нас над головой и что у нас под ногами?», «Откуда берутся снег и лед?», «Где живут белые медведи и слоны?», «Почему солнце светит днем, звезды – ночью, а на Луне не живут люди?»
Выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.
2. Организационный.
Организуются группы, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы.
3. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, изучение теоретических положений и практических действий, сбор данных.
4. Обработка и оформление результатов.
Ребята представляют свой найденный способ решения проблемы. Это могут быть сообщения, сочинения, рисунки, результаты наблюдений, опытов и т. д.
5. Обсуждение полученных результатов.
Ребята обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы. Итогом служит рефлексия, самооценка проделанной работы.
Для развития познавательной активности использовала метод проектов и во внеклассной работе.
Не менее интересным был информационно-творческий проект «Моя семья – моя родословная». Ребята с большим удовольствием включились в проект. Им хотелось творить, фантазировать, хотелось проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности. Много интересного и ранее не известного узнали о своих родственниках, создавая этот проект. Именно, создавая, потому что каждый ученик проявил творчество и индивидуальность в своей работе. Большую роль и помощь оказали родители.
Цель: воспитание ценностного отношения к семье, формирование позитивного опыта семейных отношений.
Основные задачи в рамках достижения поставленной цели:
–возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;
– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;
–усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых;
- воспитание у обучающихся ответственного отношения к созданию в будущем семьи;
- возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
- установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьёй.
Большая работа была проведена над созданием проекта «Моя малая Родина», создан проект «Юрты – моя малая родина».
Результативность.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей.
С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Это деятельность, которой ребятам хочется заниматься.
С точки зрения учителя, учебный проект – это эффективное средство повышения познавательной активности школьников.
При соблюдении необходимых условий применение проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности младших школьников.
Считаю, что привить интерес к познанию нового у каждого школьника мне удалось. Во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
р.п. Юрты
Научно-практическая конференция «Первый опыт введения ФГОС НОО в ОУ Тайшетского района
Тема доклада: «Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность»
УМК «Школа России»
Автор доклада: Барвенкова Ина Васильевна
г. Тайшет 2012 год
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
Тема доклада: «Стимулирование познавательной деятельности младших школьников как средство самореализации и саморазвития»
УМК «Школа России»
Автор доклада: Барвенкова Ина Васильевна
р.п. Юрты
2013г.
15