Программа внеурочной деятельности в начальной школе Уроки доктора Здоровье
Пояснительная записка
Программа «Уроки Доктора Здоровье» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста чрезвычайно актуальна в связи с резким снижением процента здоровых учащихся. Решающая роль в её решении отводится школе. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Кроме того, высокая заболеваемость отрицательно сказывается на успеваемости и самореализации младшего школьника. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Цели программы
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи программы
обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
профилактика вредных привычек;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, употреблять в пищу овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий - 45 минут.
Подавляющее большинство занятий программы направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Формы занятий:
беседы
игры
элементы занимательности и состязательности
викторины
конкурсы
праздники
часы здоровья
Ожидаемые результаты
Результатами практической деятельности по данной программе будут:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Личностные УУД
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы подведения итогов
- Анкетирование детей
- Мониторинг состояния здоровья детей
- Спортивные праздники с привлечением родителей
Содержание программы
Вводные занятия
За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
Спорт любить — здоровым быть!
Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Увеличить перечень активных игр для детей.
Народные игры. Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки», «Пчёлки и ласточка». Белорусские народные игры: «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп, убегай!».
Подвижные игры. Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением мяча и без него, игры с заучиванием слов.
Играя, подружись с бегом «Бездомный заяц», «Борьба за флажки».
Игры – эстафеты «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда», «Большая круговая эстафета».
Игры с прыжками «Зайцы в огороде», «Придумай и покажи»,
Кто сильнее? Игры-соревнования «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной».
Мой весёлый звонкий мяч! «Школа мяча», «Охраняй капитана», «Пушбол».
Сюжетные игры «Птица без гнезда», «Мы - весёлые ребята», «Два мороза», «Совушка».
Зимние забавы. Эстафета на санках. Лыжные гонки.
Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие психических процессов (мышления, внимания, восприятия) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Полезные и вредные привычки. Просмотр и обсуждение обучающих фильмов. Режим дня школьника. Наркотические вещества. Токсические вещества. Курение – это болезнь.
Здоровое питание – отличное настроение. Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе.
Лечебная физкультура. Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица.
Час здоровья. «О пользе завтрака». Рассказать детям о значении завтрака для жизнедеятельности организма. «Поговорим о правилах этикета». Познакомить с режимом питания и правилами поведения во время еды.
Помоги себе сам. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Правила безопасного поведения зимой. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях.
Праздники. «В здоровом теле – здоровый дух».
Итоговое занятие. Подведение итогов и оценка уровня физического развития и здоровья каждого обучающегося.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема занятия Элементы содержания Вид контроля, измерителя Информационно-методическое обеспечение
1 Вводное занятие Знакомство с планом работы занятий. Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. Тематический Маршрут следования на интерактивной доске
2 Полезные привычки Режим дня школьника. Тематический Раздаточный материал, ЭОР
3 Народные игры Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун» Текущий Спортинвентарь
(коврики, гимнастические скамейки,мячи, обручи, кегли, прыгалки)
4 Игры на развитие психических процессов Упражнения и игры на развитие внимания Соревнование Интерактивная доска
5 Сюжетные игры Разучивание сюжетных игр «Птица без гнезда», «Мы - весёлые ребята» Соревнование Спортинвентарь
6 Поговорим о правилах этикета Как правильно есть. Режим питания. Тематический Раздаточный материал, интерактивная
доска, фильм
7 Играя, подружись с бегом Разучивание игр с бегом «Бездомный заяц» Соревнование Спортинвентарь
8 Мой весёлый звонкий мяч! Разучивание игр с мячом «Школа мяча» Конкурс Спортинвентарь
9 Помоги себе сам Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Беседа Раздаточный материал, интерактивная доска, фильм
10 Игры – эстафеты Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих» Соревнование Спортинвентарь
11 Игры с прыжками Разучивание игр с прыжками «Зайцы в огороде» Соревнование Спортинвентарь
12 Час здоровья Беседа «О пользе завтрака» Тематический ЭОР, интерактивные игры
13 Народные игры Разучивание русских народных игр «Горелки», «Пчёлки и ласточка» Разучивание игр Спортинвентарь
14 Вредные привычки Курение – это болезнь. Тематический Раздаточный материал, интерактивная доска, фильм
15 Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников» Разучивание игр Спортинвентарь
16 Полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Тематический ЭОР, интерактивные игры
17 Зимние забавы Лыжные гонки Соревнование Спортинвентарь
18 Лечебная физкультура Учимся приёмам массажа и самомассажа. Самомассаж, опрос Коврики
19 Сюжетные игры Разучивание сюжетных игр «Два мороза» Соревнование Спортинвентарь
20 Зимние забавы Эстафета на санках Соревнование Спортинвентарь
21 Игры на развитие психических процессов Игры на развитие восприятия и мышления Соревнование ЭОР, интерактивные игры
22 Играя, подружись с бегом Игры с бегом «Борьба за флажки» Соревнование Спортинвентарь
23 Правила безопасного поведения зимой «Осторожно – тонкий лёд!» «Осторожно – гололёд!» Викторина Раздаточный материал, интерактивная доска, фильм
24 Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Выталкивание спиной» Соревнование Спортинвентарь
25 Игры – эстафеты Разучивание игр-эстафет «Эстафеты-поезда» Соревнование Спортинвентарь
26 Сюжетные игры Разучивание сюжетных игр «Совушка» Соревнование Спортинвентарь
27 Народные игры Разучивание белорусских народных игр «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп, убегай!». Соревнование Спортинвентарь
28 Вредные привычки Наркотические вещества. Токсические вещества. Опрос Раздаточный материал, интерактивная доска, фильм
29 Игры с прыжками Разучивание игр с прыжками «Придумай и покажи» Соревнование Спортинвентарь
30 Лечебная физкультура
Релаксационные настрои Опрос Коврики
31 Мой веселый, звонкий мяч! Разучивание игр с мячом: «Охраняй капитана», «Пушбол» Соревнование Спортинвентарь
32 Игры – эстафеты Разучивание игр-эстафет «Большая круговая эстафета» Соревнование Спортинвентарь
33 Праздники «В здоровом теле – здоровый дух» Спортивные соревнования Спортинвентарь
34 Итоговое занятие Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Анкета, викторина Раздаточный материал
Учебно – методическое обеспечение программы
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – Москва: ВАКО, 2007
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва: ВАКО, 2004
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - Москва: ВАКО, 2007
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. Москва: ВАКО, 2007
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова/ Москва: Владос, 2003
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва: АРКТИ, 2003
Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. / Журнал «Начальная школа», №1/2003
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. Москва: ВАКО, 1991