Рабочая программа по литературному чтению Ефросинина 2 класс


\s Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 2 класса «В» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» на основании документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании»
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ( Приказ о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 3. ООП НОО гимназии, принятой на заседании Педагогического совета (Протокол №1 от 30 августа 2011 года)
4. Примерной основной образовательной программы начального общего образования «Литературное чтение»
5. Авторской программы по литературному чтению для четырехлетней начальной школы» под редакцией Л.А.Ефросининой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, соответствует ФГОС (второго поколения).
6. Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной, средней школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации);
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
8. БУП 2009
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
учебник « Литературное чтение», в двух частях, 2класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2014,
рабочие тетради по литературному чтению (№1, №2), 2 класс Л.А Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2014.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Учебная хрестоматия «Литературное чтение» ( в 2 частях) Л.А Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2014
Методическое пособие для учителя
Вид реализуемой программы: основная общеобразовательная.
Предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология».
Цель программы «Литературное чтение» во 2 классе - сформировать основы читательских и речевых умений.
Срок реализации программы: с 01.09.2014г. по 30.05.2015 г.
Литературное чтение в начальной школе обогащает читательский опыт детей, оказывает воздействие на формирование вкуса, решает образовательные задачи обучению чтению, работы с художественными произведениями и книгами.
Основные принципы построения курса «Литературное чтение»: принцип системности, эстетический, принцип эмоциональности, преемственности.
Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников:
- создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;
-доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учётом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских умений.
-последовательное изменение и усложнение содержания курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;
- постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;
-обеспечение готовности учащегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;
-использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учащихся.
На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю).
Особенностью программы
Курс направлен на развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры; становление основ читательской деятельности, а также компонентов УД (учебной деятельности); обеспечение дифференцированного обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Характерная черта курса является «переплетенность» классного и внеклассного чтения
Содержание курса позволяет решить весь комплекс задач – это нравственно-эстетическое развитие, развитие восприятия художественного произведения как произведения искусства, и совершенствование навыка и выразительности чтения, обогащение речи школьника средствами литературы.
Задачи курса:
1)Отрабатывать навык правильного, осознанного, плавного чтения;
2) развивать интерес к чтению
3)расширять читательский кругозор
4)воспитывать нравственно-эстетические представления о гражданственности и человечности;
5) обеспечивать правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста ( читаемого и прослушанного);
6) учить работать с текстом, учебной и детской книгой.
Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные линии:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений.
Расширение круга чтения учащихся.

Планируемые предметные результаты
Овладение функциональной грамотностью Определение своего эмоцианально-оценочного отношения к прочитанномуПриобщение к литературе как к искусству слова.
*Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
*Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами не менее 60 слов в минуту.
-Умение читать «про себя».
*Понимать смысл заглавия произведения, выбирать наиболее подходящее заглавие из данных, самостоятельно озаглавливать текст.
*Делить текст на части, озаглавливать части под руководством учителя
*Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
*Подробно и выборочно пересказывать текст.
*Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану. *Размышлять о характере и поступках героя.
*Высказывать свое отношение к прочитанному под руководством учителя (что почувствовал, о чем захотелось подумать). *Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку.*Находить в сказке зачин,концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы.
*Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).
*Соотносить автора, название, героев прочитанных произведений.
Результаты формирования УУД к концу 2-го класса:
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
*Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. *Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану. *Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказываь небольшие тексты.
*Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
*Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы организации учебной деятельности: урок, урок-сказка, урок-утренник, урок творчества.
Приёмы организации учебной деятельности: упражнения на совершенствование навыка чтения, показ учителем образца чтения, чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование, выборочное чтение.
Формы работы по развитию речи: составление плана, пересказ, обучение умению ставить вопросы к тексту, словесное иллюстрирование отдельных эпизодов, высказывание личного отношения к произведению, герою, поступкам, сочинение.
Методы (формы) контроля планируемых предметных результатов: тест, проверка техники чтения, ответы на вопросы по прочитанному.
Методы (формы) контроля планируемых метапредметных результатов: диагностика, комплексные проверочные работы
График контрольных и самостоятельных работ.
№ Контрольные работы Самостоятельные работы
тема дата тема дата
1 Проверка техники чтения
Проверь себя». 2 Проверка техники чтения Проверь себя». 3 Проверка техники чтения 4 Проверка техники чтения 5 Проверка техники чтения 6 Комплексная контрольная работа.

Содержание курса.
Содержательная линия Учебный материал Кол-во часов Требования ФГОС
Планируемые результаты Формы и вопросы контроля
Универсальные учебные действия Предметные Знать Уметь О нашей Родине:
Произведения о Родине. Рифмующие слова. Рифма. Диалог. Летопись.
4ч смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Л: проявлять уважение к традициям своего народа, принимать учебные цели, проявлять желание учиться, П: подробно и кратко пересказывать прочитанное, составлять простой план, читать вслух и про себя текст, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, задавать вопросы.
Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимо-помощь и взаимопод-держку членов общества.
3. Принимать учебные цели, проявлять жела-ние учиться.
4. Оценивать свои эмо-циональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
6. Внимательно отно-ситься к собственным переживаниям, вызван-ным восприятием природы, произведения искусства.
7. Признавать собствен-ные ошибки. Сопостав-лять собственную оценку своей деятель-ности с оценкой её товарищами, учителем
.П:Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
Ориентироваться в рисунках, Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
понятия «былина», «Родина», «Русь», «жанр»; тематику произведения выразительно читать, сознательно, правильно и бегло читать; вести диалог Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка.
Народная мудрость (устное народное творчество)
Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм.
Обогащение словаря, формирование навыков чтения.
Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений 4ч понятия «народная мудрость», «шутка», «считалка», «потешка», «пословица». понятия «басня», «мораль», «баснописец», «автор», «герой», «план», фамилии детских писателей, определение характеристики героев; смысловые части текста опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное Начитанность. Текущая проверка
О детях и для детей
Мир сказок
Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения
Развитие восприятия художественного произведения.
Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности
Развитие умения пересказывать текст по картинному плану
Развитие навыка чтения по ролям
Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать)
Работа с текстами сказок. Выделение созвучий, повторов, наблюдение за изменением темпа чтения
17ч
8 час учить выделять особенности в тексте сказки: созвучия и повторы, последовательность событий
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, выразительно читать, давать хар-ку героям, делить текст на части, озаглавливать части произведения, составлять план текста, читать по ролям.
правильно, выразительно читать; Тест (вид текущей проверки)
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
«Уж небо осенью дышало…»
Произведения о родной природе
Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность
Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи
Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности 7ч понятие «роль», «загадка», «автор», «план», «герой». выразительно, красиво, правильно и быстро читать; читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям, составлять план текста, определять от какого лица ведется повествование. Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка
«Снежок порхает, кружится…»
Произведения о зимней природе
Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному)
Развитие навыков творческой деятельности
Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора)
Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме
Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения
Развитие речи учащихся 16ч понятия «автор», «план», смысловые части текста. правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное. Начитанность. Итоговая проверка
Выразительность чтения. Итоговая проверка
Здравствуй, праздник новогодний Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений 5ч Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимо-помощь и взаимопод-держку членов общества.
3. Принимать учебные цели, проявлять жела-ние учиться.
4. Оценивать свои эмо-циональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
6. Внимательно отно-ситься к собственным переживаниям, вызван-ным восприятием природы, произведения искусства.
7. Признавать собствен-ные ошибки. Сопостав-лять собственную оценку своей деятель-ности с оценкой её товарищами, учителем
.П:Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
Ориентироваться в рисунках, Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
определение характеристики героев; смысловые части текста. правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка
Произведения о животных
Разножанровые произведения о животных
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений
Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения
Работа с текстом 18ч определение характеристики героев; смысловые части текста. правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка
Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка
Зарубежные сказки Развитие читательских навыков.
Работа с текстом
8ч определение характеристики героев; смысловые части текста. правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
Рассказы, стихи, сказки о семье Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей
Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми-рование основ читательской самостоятельности 14ч понятие «колыбельная», определение характеристики героев; смысловые части текста. правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. Тест (вид текущей проверки)
Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка
Весна, весна красна!..»
Произведения о родной природе
Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения
Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)
Моделирование обложки для книги
Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности 27ч понятие «закличка»; смысловые части текста. правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное. Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)
Текущая проверка.
Волшебные сказки Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)
Моделирование обложки для книги
7ч понятия «чудо» и «русская сказка», определение характеристики героев; смысловые части текста. правильно, осознанно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное. Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка
Выразительность чтения. Итоговая проверка
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка
Примерное тематическое планирование курса
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»2 класс
П\№ дата Кор.датыТема урока Планируемые результаты
Предметные умения Универсальные учебные действия
1 01.09 ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ.
2 02.09 О нашей Родине - 4ч Цель:работать над выразительностью чтения, познакомить с жанрами рассказ и стихотворение, воспитывать нравственно-эстетическое представление о гражданственности, человечности
Произведения о Родине. Ф. Савинов
« Родина»И. Никитин «Русь» Знать:
– произведения о Родине.
Уметь
Строить рассуждение;
читать вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы;умеют задавать вопросы. Л- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
3 04.09 Рассказы о Родине.
С.Романовский «Русь» 4 05.09 Произведение о Родине.
С. Романовский «Слово о Русской земле» 5 08.09 Стихи современных поэтов о Родине.
С. Прокофьев.
«Родина».
Народная мудрость (устное народное творчество) – 4 ч Цель: познакомить с жанрами фольклора : песня, былина, пословица, поговорка, считалка, небывальщина, их отличительными признаками; познакомить с понятием «рифма».
6 09.09 Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…»
Умеют различать жанры фольклора и выделять их особенности;
умеют выделять признаки былины (былинного сказа); знают образы былинных героев. Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
7 11.09 Былины «Как Илья Муромец богатырем стал» 8 12.09 Былины «Три поездки Ильи Муромца» 9 15.09 Обобщающий урок. Проверь себя по теме: Устное народное творчество. Умеют правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль произведения;
Уметь:
– правильно называть произведение;
– определять жанр произведения;
– понимать
главную мысль;
– находить части в тексте и основную мысль каждой части;
– составлять план;
– пересказывать по плану кратко или подробно Л- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
О детях и для детей. - 17 ч Цель:Научить выделять главную мысль, обучать составлению плана, пересказу по плану, познакомить с понятием «сюжет»; учить сравнивать произведения по жанру. По теме, авторам. 10 16.09 Стихи о детях.. Барто «Катя».
Б. Заходер.Перемена. 11 18.09 Произведения С. Баруздина о детях.
«Стихи о человеке и его словах»,
12 19.09 С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» 13 22.09 Произведения о детях. Е.Пермяк «Смородина».
Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
14 23.09 Н. Носов «Заплатка».
Г. Сапгир «Рабочие руки».

Умеют выделять в тексте пословицы о труде; составлять схематический план;
Уметь:
– заучивать наизусть басни,
читают вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы;
умеют выражать свое отношение к прочитанному
Уметь:
– подбирать пословицы по теме произведения;
– сравнивать произве дения разных жанров ; П-*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказывать небольшие тексты.
К-*Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
*Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
15 25.09 Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак».
Л. Толстой «Страшный зверь».
16 26.09 Слушание произведений о детях.
М. Зощенко «Самое главное» 17 29.09 В. Сутеев «Кто лучше?».
Дополнительное чтение: Л. Осеева «Волшебная иголочка» 18 30.09 Нанайская народная сказка «Айога» 19 02.10 Произведения о детях.
А. Митта «Шар в окошке».
20 03.10 Произведения о детях. Е. Пермяк «Две пословицы».
В Берестов «Прощание с другом»
21 06.10 Произведения для детей.
Л. Пантелеев «Две лягушки».
22 07.10 Произведения о детях. В.Катаев «Цветик-Семицветик» 23 09.10 В. Беспальков «Совушка». 24 10.10 В. Сутеев «Снежный зайчик».
Н. Носов «Затейники».
25 13.10 С. Михалков «Прогулка» 26 14.10 Н. Носов «На горке» Я. Аким «Жадина» Мир сказок – 8ч Цель:учить правильному, выразительному чтению; учить выделять особенности в тексте сказки: созвучия и повторы, последовательность событий, национальные признаки.
27 16.10 Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Уметь:
– самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения;
– выполнять задания в рабочей тетради;
– отвечать навопросы после прочитанного произведения, выполнять задания Л- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Р *Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
П-*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказывать небольшие тексты.
28 17.10 Братья Гримм «Маленькие человечки».
29 20.10 Братья Гримм «Три брата» 30 21.10 Контрольная работа за 1 четверть. 31 23.10 Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине» знают, что такое авторская и народная сказки и чем они различаются;
умеют передавать свое отношение к читаемому;
умеют пересказывать сказку или рассказ по готовому плану;
умеют объяснять поступки героев и свое
32 24.10 Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» 33 27.10 Литературные (авторские) сказки.
Б. Гримм «Семеро храбрецов» 34 28.10 Обобщающий урок. Проверь себя по теме: Сказки народные и авторские. Уж небо осенью дышало… - 7ч Цель: учить правильному, выразительному чтению; познакомить с жанром «загадка»; расширять читательский кругозор.
35 30.10 Произведения о родной природе.
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Г. Скребицкий «Осень».
Уметь:
– выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы;
– выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства;
– понимать главную мысль;
– выделять голосом обращения в тексте;
– самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения;
– выполнять
Уметь сравнивать художественные и научно-познавательные произведения;
*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказываь небольшие тексты.
П-*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказывать небольшие тексты.
К-*Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
*Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
36 31.10 Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева «Осень» 37 10.11 Произведения о родной природе.
А. Твардовский «Начало осени»
38 11.11 Слушание произведений о родной природе.
А. Сладков «Эхо».
39 13.11 Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».
М. Пришвин «Недосмотренные грибы» 40 14.11 Произведения о природе.
Э. Шим «Храбрый опенок».
Дополнительное чтение: А. Майков
«Осень» 41 17.11 Обобщающий урок. Проверь себя Уж небо осенью дышало .А Майков « Осень» Снежок порхает, кружится. – 16ч Цель: познакомить с понятием «сравнение», научить составлению плана, подробному пересказу, научить делить текст на части.
42 18.11 З. Александрова «Зима»
С. Иванов «Каким бывает снег».

Уметь:
– бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений;
– пересказывать рассказ или сказку по готовому плану;
– объяснять автор-скую точку зрения;
– сочинять небольшие сказки или рас-сказы о героях изученных произведений 43 20.11 Произведения о зимней природе.
И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»
Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
44 21.11 Произведения о зимней природе.
К Ушинский «Проказы старухи зимы» 45 24.11 Произведения о зимней природе.
Э. Шим «Всем вам крышка».
– объяснять поступки героев и свое отношение к ним;
– передавать интонацией свое
отношение к читаемому;
– различать авторские и народные сказки;
– самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»);
– оценивать свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я еще на знаю»)
– объяснять свою
точку зрения и соотносить ее с авторской позицией П-*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказывать небольшие тексты.
46 25.11 Произведения о зимней природе.
К. Ушинский «Мороз не страшен» 47 27.11 Произведения о зимней природе.
Немецкая сказка «Бабушка метелица» 48 28.11 Произведения о родной природе.
Русская сказка «Дети Деда Мороза». 49 01.12 Произведения о родной природе.
М. Пришвин «Деревья в лесу» 50 02.12 Стихи русских поэтов.
И. Суриков «Детство»
В. Даль «Девочка Снегурочка» 51 4.12 Литературные сказки.
В. Даль «Девочка Снегурочка» Уметь:
– соотносить пословицы и поговорки с основной мыслью
произведения;
– объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним К-*Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
*Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
К-*Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
*Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
52 5.12 Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка» 53 8.12 Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение). 54 09.12 Японская сказка «Журавлиные перья» 55 11.12 Стихи русских поэтов.
Н. Некрасов «Саша».
Научно-познавательные рассказы.
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» 56 12.12 Итоговая контрольная работа за первое полугодие. 57 15.12 В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» Уметь:
– соотносить пословицы и поговорки с основной мыслью
произведения;
– объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним Здравствуй, праздник новогодний! -5ч Цель: учить правильному, выразительному чтению, научить делить текст на части, составлять план, познакомить с понятием «строфа». 58 16.12 Стихи современных поэтов.
С. Михалков «В снегу стояла елочка»
59 18.12 Рассказы для детей.
А. Гайдар «Елка в тайге» 60 19.12 Стихи современных поэтов С. Маршак «Декабрь».
Книги С. Маршака 61 22.12 Книги Х. К. Андерсена. «Штопальная игла» 62 23.12 И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
И.Беляков «О чём ты думаешь снегирь» Произведения о животных - 18 ч Цель: : учить правильному, выразительному чтению, анализировать текст сказки: выделять повторы, присказку, концовку, начала, главную мысль; обучать краткому пересказу; отличительные признаки авторской и народной сказки.63 25.12 Народная песня «Буренушка».
В. Жуковский «Птичка». 64 26.12 Е. Чарушин «Перепелка» Различают народные песни (песенки), загадки, сказки;
умеют находить в тексте пословицы и объяснять их;
Различают сказки авторские и народные; реальное и волшебное в сказках;
рассказывают сказку или ее часть близко к тексту;
знают 3-5 фамилий авторов, которые пишут о животных.

Сравнивают героев народных сказок; составляют схематический план к сказкам и отдельным частям;
находят и самостоятельно читают книги о животных;
65 12.01 Разножанровые произведения о животных.
К. Ушинский «Кот Васька».
Е. Благинина «Полоса леса».
Л- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
П-*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказывать небольшие тексты.

66 13.01 Рассказы и стихи о животных.
М. Пришвин «Старый гриб».
П. Комаров «Олененок»
67 15.01 Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» 68 16.01 В. Бианки «Еж спаситель».
69 19.01 Рассказы о животных Н. Рубцов «Про зайца» М. Пришвин «Журка» 70 20.01 Произведения о животных.
М. Дудин «Тары-бары…».
71 22.01 Произведения о животных В. Бианки «Хвосты» 72 23.01 Литературные (авторские) сказки.
К. Ушинский «Плутишка кот».
73 26.01 К. Паустовский «Барсучий нос» 74 27.01 Народные сказки.
Русская народная сказка «Журавль и
цапля».
75 29.01 Русские народные сказки.
Сказка «Зимовье зверей» ;
сочиняют сказки с героями народных сказок;
составляют книгу – самоделку о героях – животных; 76 30.01 Литературные (авторские) сказки.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» К-*Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
*Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
77 02.02 Литературные (авторские) сказки.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» 78 03.02 Африканские сказки «О том, как лиса обманула жену» 79 05.02 Народные сказки.
Русская народная сказка «Белые перышки» 80 06.02 Народные сказки.
Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» Зарубежные сказки – 8ч Цель: познакомиться со сказками зарубежных писателей, уметь анализировать тексты сказок: выделять отличительные особенности.

81 09.02 Украинская сказка
«Колосок».
Познакомились со сказками зарубежных писателей;
умеют выделять национальные особенности сказок и их героев;
Умеют правильно называть произведения;
составлять схематический план. Л- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
82 10.02 Французская сказка «Волк, улитка и осы» 83 12.02 Народные сказки.
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» 84 13.02 Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» 85 16.02 Братья Гримм «Бременские музыканты» 86 17.02 Сказки народов мира.
Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» 87 19.02 Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» 88 20.02 Проверь себя. Обобщение. Рассказы, стихи, сказки о семье -14 ч Цель: работать над выразительностью чтения, сравнивать жанры « рассказ» и «стихотворение», воспитывать нравственно-эстетическое представление о гражданственности, человечности; учить определять главную мысль, обучать пересказу.89 24.02 Произведения о семье.
Л. Толстой «Лучше всех»
М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»
Умеют сравнивать народные и авторские колыбельные песни; читать их выразительно
употребляют в самостоятельных работах и в устной речи слова мамочка, сестричка, сынок и т.д.;
умеют сочинять свои произведения о семье ( песни, сказки, рассказы, стихи, пословицы); Л- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
П-*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказывать небольшие тексты.
90 26.02 Произведения о семье.
Е. Пермяк «Случай с кошельком».
91 27.02 А. Аксаков «Моя сестра» 92 02.03 Л. Осеева «Сыновья», А. Майков «Колыбельная песня» 93 03.03 Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка».
94 05.03 И. Панькин «Легенда о матерях» 95 06.03 Рассказы и стихи о мамах.
Л. Воронкова «Катин подарок»,
Ю. Коринец «Март» 96 10.03 Стихи о мамах.
А. Плещеев «Песня матери».
97 12.03 Татарская сказка «Три сестры».
98 13.03 С. Михалков «А что у вас?» 99 16.03 РНС. «Белая уточка» 100 17.03 В. Солоухин «Деревья» 101 19.03 Сказки разных народов. Библиотечный урок. 102 20.03 Проверь себя. Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Весна, весна красна!..-27ч Цель: обучать правильному выразительному чтению; учить сравнивать рассказ, стихотворение, песню –закличку; обучать пересказу.

103 02.04 Народная песня «Весна, весна красная!».
А. Чехов «Весной» Владеют навыками чтения;
владеют читательскими умениями;
умеют выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе;
умеют подмечать приметы и краски весны;
умеют описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т.д.;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
104 03.04 Стихи и рассказы о родной природе.
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.

П-*Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре.
*Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
*Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
*Подробно пересказывать небольшие тексты.
К-*Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
*Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

105 06.04 Стихи и рассказы о родной природе.
Г. Скребицкий «Весна-художник» 106 07.04 Произведения о родной природе.
М. Сладков «Снег и ветер». 107 09.04 М. Сладков из цикла «Лесные шорохи» 108 10.04 С. Маршак «Весенняя песенка» 109 13.04 Э. Шим «Чем пахнет весна» 110 14.04 Е. Баратынский «Весна, весна!».
111 16.04 В. Маяковский «Тучкины штучки» 112 17.04 Произведения о родной природе.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
113 20.04 Произведения о животных весной.
А. Куприн «Скворцы», 114 21.04 Н. Сладков «Скворец-молодец» 115 23.04 Произведения современных писателей. Н. Сладков «Апрельские шутки» 116 24.04 Г. Скребицкий «Жаворонок».
117 27.04 К. Коровин
«Баран, заяц и еж» 118 28.04 Фольклор: песенка-закличка, загадки.
В. Жуковский «Жаворонок» 119 30.04 Стихи и рассказы о родной природе.
О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луч» 120 04.05 Произведения о родной природе.
П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».
121 05.05 Э. Шим «Муравейник» 122 07.05 Рассказы и стихи о природе. Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей».
123 08.05 Р. Сеф «Чудо» 124 11.05 Рассказы о детях для детей.
М. Пришвин «Ребята и утята» 125 12.05 Комплексная контрольная работа за год. 126 14.05 Произведение о родной природе.
К. Ушинский «Утренние лучи».
127 15.05 М. Пришвин «Лесная капель» 128 18.05 Стихи о родной природе.
А. Барто «Весна, весна на улице» 129 19.05 Проверь себя Волшебные сказки – 7ч Цель: познакомить с особенностями волшебных сказок, научить находить элементы в тексте сказок; расширять читательский кругозор.
130 21.05 Волшебные сказки. Русская народная сказка Хаврошечка» 131 22.05 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Умеют различать сказки волшебные, о животных и бытовые;
Умеют сравнивать сказки народов мира;
умеют сравнивать волшебные сказки – народные и авторские;
умеют сочинять сказки с волшебными предметами.
Л- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
*Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
*Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
*Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
132 25.05 А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Р-*Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
*Проговаривать последовательность действий на уроке.
*Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
*Учиться работать по предложенному учителем плану.
133 26.05 Ш. Перро «Кот в сапогах».
134 28.05 Индийская сказка «Золотая рыба» 135 29.05 Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» 136 28.05 Проверь себя. Проверка техники чтения Программно - методическое обеспечение
Литература:
Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011г.
Учебники – Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2014. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебные пособия – Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Методические пособия для педагогов - Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2010г.