Рабочая программа по литературному чтению Ефросинина 2 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1 имени Героя России Горшкова Д.Е.»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей ______________________
______________(Ф.И.О.)
Протокол № 1 от .08.2015 г. Принята на педагогическом совете.
Протокол № 1 от .08.2015 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЦО № 1»
____________ В.В. СошневаПриказ № ___ от .08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение, 2 класс
(название предмета, классы)
136ч., 4ч. в неделю
(общее количество часов, количество часов в неделю)
2015 – 2016 учебный год
Учитель: Баранова Ольга Владимировна, 1категория
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы для 2 класса Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2008 г./ и предназначена для обучения литературному чтению учащихся общеобразовательных учреждений.Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование го интеллекта и общей культуры,
В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности,
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Актуальность данного курса литературного чтения заключается в том, что он направлен на решение комплекса концептуальных задач: развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры, становление основ читательской деятельности, а также компонентов учебной деятельности; обеспечение дифференцированного обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика. Для реализации этих задач созданы УМК для каждого года обучения, позволяющие учителю поэтапно и целенаправленно формировать читательскую деятельность детей как условие их литературного развития. Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования. Вопрос создания единой методической системы организации процесса чтения и работы с книгой, а также развитие интереса к литературе, «охоты к чтению» и формирования элементарных читательских умений всегда остро стоял перед школой России.
Изучение литературного чтения занимает одно из центральных мест среди общеобразовательных предметов средней школы.
Основная цель литературного чтения во 2 классе:
сформировать основы читательских и речевых умений.
Из цели обучения вытекают задачи, которые должны решаться на уроках литературного чтения на втором году обучения:
отрабатывать навык правильного, осознанного, плавного чтения;
развивать интерес к чтению, развивать читательский кругозор;
воспитывать нравственно-эстетические представления о гражданственности и человечности
обеспечивать правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста (читаемого или прослушанного);
учить работать с текстом, учебной и детской литературой.
Данная программа реализуется в течение одного учебного года. На изучение
литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов в год.
На начальном этапе используется тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторов. Использование жанрового и авторского принципа предлагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций, чувств. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
В ходе обучения литературному чтению используются: словесный, дедуктивный, проблемно-поисковый методы, метод самостоятельной работы. Данная программа предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 45 минут (4 урока в неделю).
Уроки литературного чтения имеют межпредметные связи с уроками:
русского языка (запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений),
изобразительного искусства (иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям),
уроками музыки (слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений – народные хороводные и колыбельные песни),
уроками труда (изготовление книг самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества – аппликация, лепка, легоконструкции к изученным произведениям или разделам).
Предполагаемые результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся 2 класса» (См. Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса, обучающихся по данной программе). Одним из важнейших умений, которые должны приобрети учащиеся, является умение работать с учебной книгой «Литературное чтение».
Система оценки достижений учащихся. Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:
навык чтения (умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения - ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, знание книг и произведений из круга детского чтения);
умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги);
навыки и умения собственно читательской деятельности.
Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, диагностические задания.
Инструментарий для оценивания результатов.
Тестовые задания - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Объём заданий во 2 классе – 10. Выполненное задание оценивается в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - если ученик набрал 9 – 10 баллов.
«4» - если ученик набрал 7 - 8 баллов.
«3» - если ученик набрал 5 - 6 баллов.
«2» - если ученик набрал менее 5 (от 0 до 5 баллов).
Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Количество слов во 2 классе – 5-10. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - ели в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 2 класса составляется тест из 10 заданий. Отметки за выполнение диагностических заданий:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту).
«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
«4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок..
«3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.
«5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Система условных сокращений
К – комбинированный
В – вводный
О - обощающий
- произведения для дополнительного чтения
Учебно-тематическое
планирование учебного материала
на 2015-2016 учебный год.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Количество часов: всего 136
в неделю 4
Учебник:
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - 6-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.. / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – 3 изд.,доп – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
Дополнительная литература:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч./ Л. А. Ефросинина. – 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 80 с.: ил. - ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе.
№
п/п Дата
Содержание учебного
материала Кол-во часов Тип
урока Элементы содержания урока Универсальные учебные действия Виды и формы контро-
ля Дом.
задание Цифровые образовательные ресурсы О нашей Родине – 5 часов.
1 Ф. Савинов «Родина». 1 К Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия. Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, литературный диктант. У – с.4 наизусть. Компьютер-ная презентация
«Символика России». 2 И. Никитин «Русь». 1 К Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. У – с. 6 выр.
РТ – с . 4
№ 4. 3 С. Романовский «Русь». 1 К Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя. У – с. 9
№ 4,5.
РТ – с. 5
№ 3,4 4 С. Романовский
«Слово о Русской земле». 1 Слушание Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяснение учителя: летопись, летописец. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. У – с. 9
№ 4,5.
РТ – с. 5
№ 3,4 Видеосюжет
«Родная моя земля». 5 С. Прокофьев. Родина.
Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» .1 К Упражнение: чтение вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине. У – с. 14 – наизусть,
РТ – с. 7
№ 2. Народная мудрость – 5 часов.
6 Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки. 1 В Сравнение и отличие произведений малых фольклорных форм.
Сравнение разных фольклорных форм. Слушание народной музыки. Работа с учебником. Индивидуальный, фронтальный, взаимопроверка, На выбор: Найти книгу с загадками, выучить 2-3 загадки, сочинить загадку. 7 Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал». 1 Чтение Формирование читательских умений. Слушание. Беседа: былина и былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины. подготовить рассказ о семье Ильи Компьютер-ная презентация
«Русские богатыри». 8 Былина «Три поездки Ильи Муромца». 1 Чтение Обогащение словаря, формирование навыков чтения. Анализ былины: повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: придумать продолжение былины. Чтение «про себя». Иллюстрирование, литературный диктант. У – с. 24-27 пересказ 9 Малые жанры фольклора. Шутка. Считалка. Потешка. Пословицы.
Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки. 1 К Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений.
Этапы составление проектов. Выразительное чтение диалога-шутки. Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Упражнение в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора. РТ – с. 11 № 2, с. 13 № 3. Компьютер-ная презентация
«
Фольклор».
10 Проверь себя.
Защита проектов «Народная мудрость». 1 О Закрепление и обобщение по теме.
Защита творческих проектов учащимися. Определения уровня начитанности учащихся, умение составлять и защищать проекты. Перечитать понравившиеся произведения. О детях и для детей – 20 часов.
11 А. Барто «Катя».
Б. Заходер «Перемена». 1 К Развитие устных читательских навыков, умение выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения. Сравнение стихов. Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи, тона, темпа. Выделение рифмующихся слов. Беседа: выявление авторской точки зрения, высказывание своей точки зрения. Текущий опрос, работа с детскими книгами, самостоятельная работа. У – с. 33 читать выразительно. Компьютер-ная презентация
«Творчество А.Л.Барто». 12 С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». 1 Слушание, обучающее чтение Развитие восприятия художественного произведения. Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание. Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворение и рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению. У – с. 34
Читать выразительно. 13 С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело». 1 У – с. 39 – вопросы РТ – с. 17 № - 3 14 Е. Пермяк «Смородинка».
С. Михалков «Прогулка». 1 Обучающее чтение Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст. Чтение «про себя». Работа с текстом: деление на части. Составление плана. У – с. 40-41 – выр. чтение.
15 Н. Носов «Заплатка».
Г. Сапгир «Рабочие руки»
1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание. Слушание рассказа Н. Носова. Выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради. Работа по тексту в учебнике и тетради. Определение главной мысли. Составление рассказа о девочке.
Текущий опрос, работа с детскими книгами, самостоятельная работа. По выбору: У – с. 46 чит. выр.,
рассказ о Бобке. Просмотр мультфиль-ма «Заплатка». 16 Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак.
Л. Толстой «Страшный зверь».
Я. Аким «Жадина». 1 Чтение
Беседа. Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности. Работа с басней, её структурой и формой. Выразительное чтение.
Рассматривание иллюстрации. Объяснение учителем слов: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л. Толстого. У – с. 47-48 – наизусть. Компьютер-ная викторина по басням И.А.Крыло-ва17 М. Зощенко «Самое главное».
1 К Развитие восприятия художественного произведения, умение пересказывать текст. Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении. У – с. 51-57, пересказ любой части. 18 А. Рубинов «Ступенька»;
П. Воронько «Мальчик Помогай». 1 Слуша-ниеУ – с. 51-57, рассказать о событиях от имени Андрюши. 19 В. Сутеев «Кто лучше?».
В. Сутеева «Волшебная иголочка».
1 Чтение Развитие навыка чтения по ролям. Чтение по ролям сказки В. Сутеева «Кто лучше?». Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Сравнение произведений. У – с. 58-59, выр. чит. Просмотр мультфиль-ма «Волшебная иголочка». 20 А. Митта «Шар в окошке».
1 Повторяющее чтение Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст. Самостоятельное чтение рассказа «Шар в окошке». Беседа по содержанию. Подробный пересказ по готовому плану. Выполнение заданий в тетради. Сравнение произведений. Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану. Сравнение. РТ – с. 28 № 3 21 Е. Пермяк «Две пословицы».
В. Берестов «Прощание с другом». 1 Повторяющее чтение Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст. Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях. Текущий, самостоятельная, групповая работа, взаимопроверка. РТ – с. 30 № 3 22 Л. Пантелеев «Две лягушки».
В. Катаев «Цветик-семицветик». 1 Чтение Развитие навыка чтения. Формирование читательских умений. Работа со сказкой Л. Пантелеева «Две лягушки». Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня). У – с. 64-65 пересказ,
РТ – с. 31 № 3 Видеосюжет по произведениям В.Катаева. 23 В. Беспальков «Совушка». 1 Слуша-ниеРазвитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков. Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. У – с. 66-70, пересказ любой части 24 В. Сутеев «Снежный зайчик».
Н. Носов «На горке». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание. Работа с рассказом и иллюстрациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов Сутеева.
Самостоятельное чтение рассказа Н.Носова «затейники». Выполнение заданий. Книги Н. Носова и В. Сутеева. Х – с. 76-78 читать Компьютер-ная презентация
«Пословицы о дружбе и труде». 25 Русская народная сказка «У страха глаза велики». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом сказки: выделений созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Работа с иллюстрациями к тексту. У – с. 79-81 пересказ. 26 Братья Гримм «Маленькие человечки».
Братья Гримм «Три брата».
1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная, авторская), определение темы. Х – с. 134-137 – читать,
РТ – с. 40 № 3 Компьютер-ная презентация
по творчеству Братьев Гримм .27 Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».
Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине». 1 Слуша-ниеРазвитие навыков чтения, творческой деятельности, читательских умений. Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя.
Творческая работа: придумать историю жизни одной из горошинок. Текущий, самостоятельная, групповая работа, взаимопроверка. У – с. 86-91 рассказ о горошинке. 28 Братья Гримм «Семеро храбрецов». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы). Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы и последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали), Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами: русской народной сказки «У страха глаза велики» и сказки братьев Гримм «Семеро храбрецов». РТ – с. 7-8, упр. 4 29 Б. Заходер «Серая Звездочка». 1 К У – с. 92-96 пересказ историй о храбрецах. 30 Проверь себя 1 О Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений. Обобщение по теме: выполнение заданий в учебнике и тетради. Самос. работа с самопроверкой
РТ –с. 43
№ 6 Компьютер-ное тестирова-ние«Уж небо осенью дышало…» - 6 часов
31 А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
Г. Скрибицкий «Осень».
М. Пришвин «Осеннее утро». 1 Ввод-ныйРазвитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность Слушание стихотворения. Выполнения заданий в учебнике и в тетради. Рассматривание иллюстраций к тексту.
Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень». Выполнение заданий под руководством учителя. Текущий, выразительное чтение. Самостоятельная, творческая работа. Литературный диктант. У – с. 99 –наизусть,
РТ – с. 45 № 2. Компьютер-ная презентация
по творчеству А.С. Пушкина. 32 Э. Шим «Белка и Ворон».
Е. Трутнева «Осень». 1 Чтение Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений творческая деятельность. Самостоятельное чтение сказки. Выразительное чтение диалога. Рисование модели обложки.
Работа со стихотворением. Упражнение в чтении вслух и «про себя». Выразительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. У – с. 102-103 читать выразительно,
РТ – с. 47 № 3 33 А. Сладков «Эхо».
А. Твардовский «Начало осени».
1 Слуша-ниеРазвитие навыков чтения восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи. Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров – сказки и рассказа. Текущий, выразительное чтение. Х – с. 11 – наизусть,
РТ – с. 49 № 2. 34 Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».
Загадки.
М. Пришвин «Недосмотрен-ные грибы». 1 Чтение Развитие навыков чтения восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи. Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнения в чтении.
Введение и объяснение понятия «Загадка».
Чтение рассказа М. Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу. Самостоятельная, творческая работа
Литературный диктант. У – с. 106 – наизусть, РТ – с. 51 № 5. 35 Э. Шим «Храбрый опёнок».
К. Бальмонт «Осень». 1 К Развитие навыков чтения восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи. Слушание. Беседа: что понравилось? Какие чувства вызывает? Чем восхищается автор? Выполнение задания в учебнике и в тетради. Х – с. 12-13 наизусть. Просмотр репродукций
«Золотая осень». 36 Проверь себя. 1 Обобщающий,
контрольный. Проверка начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности. Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М. Пришвина, Э. Шима. Читать произведе-
ние по выбору. + Снежок порхает, кружит – 19 часов
37 З. Александровна
«Зима».
1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, отношение). Чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Введения понятия «сравнение». Обучение работе с рубрикой «Подсказка». Теку-щийРТ – с. 56 № 4. 38 С. Иванов «Каким бывает снег».
С. Есенин «Пороша». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, отношение). Чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану. Фронтальный, индивидуальный опросы, самостоятельная работа, работа в парах. У – с. 118-120 пересказ. Просмотр репродукций на тему «Русская зима». 39 И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ. У – с.121-122 пересказ любой части 40 Э. Шим «Всем вам крышка».
1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко, реальные и сказочные события. РТ – с. 60 № 4. 41 К. Ушинский «Мороз не страшен». 1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту. У – с. 126-127 – наизусть. 42 Русская сказка «Дети Мороза».
Немецкая сказка «Бабушка Метелица». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение). Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучению пересказу по плану. Сравнение народных сказок. Х – с. 104-108 читать Просмотр видеосюже-тов русских народных сказок о зиме. 43 М. Пришвин «Деревья в лесу». 1 В Сравнение и отличие произведений малых фольклорных форм. Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. На выбор: Найти книгу с загадками, выучить 2-3 загадки, сочинить загадку. 44 Е. Пермяк «Четыре брата».
Коллективное творческое. 1 Чтение Формирование читательских умений. Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу».
подготовить рассказ о семье Ильи + 45 И. Суриков «Детство» 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение и автора). Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе. Теку
щий, взаимо
прове
рка. У – с. 131 - наизусть Компьютер-ная презентация
«Жизнь и творчество И.Сурикова»
46 В. Даль «Девочка Снегурочка». 1 Слушание Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение и автора). Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок. Творческая работа: рассказать сказку о лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков. Текущий, взаимопроверка. РТ – с. 65 № 4. 47 В. Даль «Девочка Снегурочка». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр). Подготовить рассказ о девочке Снегурочке 48 Русская народная сказка «Снегурочка». 1 Чтение Развитие речи учащихся, умение составлять текст по теме. Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. У – с. 138-141 пересказ по плану 49 Русская народная сказка «Снегурочка». 1 Урок твор-
чества Сочинение собственной сказки о Снегурочке. У – с. 138 -141 читать, придумать продолж. сказки Просмотр видеосюже-
та по русской
народной сказке «Снегурочка 50 Японская народная сказка «Журавлиные перья». 1 К Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр). Сравнение сказок разных народов. Самос-
тоятельная работа РТ – с. 67 № 5 + 51 Н. Некрасов «Саша».
В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» 1 Чтения Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения. Выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений поэта. Работа с книгами Н. Некрасова. Текущий, работа в парах, индивидуально. Х – с. 18-20 читать,
РТ – с. 69 № 3. 52 Г. Скребицкий,
В. Чаплина «Как белочка зимует». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения. Чтение «про себя». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе. У – с. 144-145 пересказ, РТ – с. 70 № 2
53 И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». 1 К Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения. Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа. РТ – С. 71 № 2
Компьютер-ная презентация
по творчеству И. Соколова-Микитова+ 54 И. Беляков «О чём ты думаешь снегирь?». 1 К Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения. Слушание. Упражнение в правильном чтении. Выделение сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Теку-щийРТ – с. 72 № 4 55 Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича».
В. Одоевский «Мороз Иванович». 1 Урок твор-
чества. Развитие речи у учащихся Работа в группах (5-10 человек). Литера
турный диктант Сделать рисунки Здравствуй, праздник новогодний – 9 часов.
56 С. Михалков «В снегу стояла ёлочка».
1 Слушание Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Слушание. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение важных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Комментирование текста. Теку-щий, работа в парах РТ – с. 73 № 3, сделать модель обложки. + 57 А. Гайдар «Ёлка в тайге». 1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с тексом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. У – с. 150-151, вопрос 1 Компьютер-ная презентация
по творчеству А.П. Гайдара 58 А. Гайдар «Ёлка в тайге» (продолжение). 1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Самос-
тоятельная работа У – с. 151-153, краткий пересказ 59 Книга А. Гайдара
«Чук и Гек». 1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Работа с книгой А. Гайдара «Чук и Гек». + Просмотр видеосюже-
та покниге А.Гайдара
« Чук и Гек» 60 С. Маршак «Декабрь».
Книги
С. Маршака 1 Чтение Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению.
Повторение произведений С. Маршака. 61 С. Городецкий
«Новогодние приметы» 1 Чтение Теку-щий, 62 Книги Х.-К. Андерсена.
Х.-К. Андерсен «Штопальная игла». 1 Биб-
лиотеч-
ный урок Развитие речи учащихся, умение работать с произведениями, определение уровня начитанности. Рассматривание и выборочное чтение книг Х.-К. Андерсена. Темати-
ческий, груп-
повая работа. РТ – с. 76 № 2 63 Проверь себя. 1 Обоб-
щаю-
щий Сформированность учебной и читательской деятельности. Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Итого
вый Читать книги различных авторов Компьютер-
ное тестирова-
ние64 Идёт волшебница зима. 1 Урок-утрен-ник. Развитие читательского интереса. Выставка творческих работ учащихся по теме, конкурс чтецов и рассказчиков; инсценирование отдельных произведений по теме; конкурс знатоков загадок о зиме; викторина «По страницам нашего учебника». Инди-
ви-
дуаль-
ный. + Произведения о животных – 15 часов
65 Народная песня «Бурёнушка».
В. Жуковский «Птичка».
1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Выполнение заданий под руководством учителя. Самостоятельное чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка». Сравнение произведений. Текущий, взаимопроверка, фронтальный, индивидуальный, опросы. У –с. 4 - наизусть 66 К. Ушинский «Кот Васька».
Считалка, загадка.
Е. Благинина «Голоса леса». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Упражнение в чтении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Выразительное чтение стихотворения. РТ – с. 8
№ 1,2 67 М. Пришвин «Старый гриб».
П. Комаров «Оленёнок».
Н. Рубцов «Про зайца».
1 Слушание Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения, читательских умений. Слушание. Выполнение заданий в учебнике ив тетради. Рассматривание книг М, Пришвина.
Самостоятельное чтение стихотворения. Выяснение отношения автора к своему герою. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение произведений. У – с. 11 –наизусть,
РТ - с. 10
№ 2. Компьютер-ная презентация
по творчеству
М. Пришвина 68 К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Скороговорки. 1 Чтение Развитие навыков читательских умений. Выразительное чтение произведения. Выполнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитанных произведений. Текущий, взаимопроверка, фронтальный, индивидуальный опросы. У – с. 12 пересказ, с. 15-читать. 69 В. Бианки «Ёж спаситель».
М. Пришвин «Журка». 1 Чтение Развитие навыков читательских умений. Работа с рассказом, выполнение заданий в учебнике и в тетради. РТ – с. 12 № 2 70 М. Дудин
«Тары-бары».
1 К Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения. Чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. У – с. 16- читать вырази
тельно.
71 В. Бианки «Хвосты». РТ – с. 14 № 2. Просмотр видеосюже-
та
по произве-дению
В. Бианки 72 К. Ушинский «Плутишка кот».
К. Паустовский «Барсучий нос» 1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, развитие навыков выразительного чтения. Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Составление плана. Пересказ по плану. Теку
щий,
самост.
работа У – с. 45-48 читать, РТ 0 с. 16 № 2 73 Русская сказка «Журавль и цапля».
1 К Развитие навыков чтения, читательских умений. Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Краткий пересказ. Текущий, самостоятельная работа. У – с. 24 № 4 + 74 Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену». 1 Чтение Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений. РТ – с. 18 № 2 75 Русская народная сказка в обработке Л. Толстого «Зимовье зверей».
1 Слушание Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений. Слушание. Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Теку
щий, взаимо
провер
ка, сам. работа
У – с. 28
№ 3 Просмотр видеосюже-
та
по произве-дению
Л.Толстого 76 Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». 1 К (чтение, слушание)Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом.
Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведениях. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение литературных сказок.
Чтение сказки учителем. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение народных сказок. Текущий, взаимопроверка, самост. работа. У – с. 28-29 – пересказ, 77 Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (продолжение). 1 К У – с. 29-31 – пересказ,
78 Русская народная сказка «Белые пёрышки». 1 Слушание РТ – с. 21 № 4. 79 Сказки о животных. Проверь себя . 1 Библиотечный урок Развитие навыков чтения. Работа с текстом. Чтение сказки учителем. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение народных сказок. Литера-
турный диктант РТ – с. 23 № 3.
Компьютер-
ная викторина по сказкам о животных+ Зарубежные сказки – 11 часов.
80 Украинская народная сказка «Колосок».
Французская сказка «Волк, улитка и осы». 1 Чтение Развитие навыков чтения. Работа с текстом. Работа с текстом сказки. Описание героев сказки. Сравнение сказок о петушке. Рассматривание книг со сказками о Петушке. Текущий, взаи
мопроверка,
самост. работа. РТ – с. 24 № 4. 81 Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой «Зимовье зверей». Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека. Теку
щий РТ – с. 26 упр 1. Компьютер-
ная презентация « Сказки народов мира» 82 Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» (продолжение). 1 Чтение + 83 Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Чтение весёлых историй. Образы героев сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов. Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, литературный диктант. У – с.42-43 читать 84 Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. У – с. 44-46 читать. 85 Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». 1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений. Подобрать книги со сказками народов мира 86 Братья Гримм. «Бременские музыканты». 1 Слушание Развитие навыков чтения, читательских умений. Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. У – с. 47-53 читать, подготовить инсцениро-
вание роли Просмотр сказки
«Бременские
музыканты». 87 Братья Гримм. «Бременские музыканты». 1 Слушание Развитие навыков чтения, читательских умений. Инсценировка сказки. Работа с книгами братьев Гримм. РТ – с. 30 № 3 88 Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят». 1 Слушание Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развития речи учащихся. Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки С. Михалкова «Три поросёнка» Текущий, взаимопроверка. У – с. 54-60 – выразительной чтение любой части Просмотр сказки про трех поросят
89 Дж. Харрис «Как повстречались братец Лис и Братец Черепаха». 1 Слушание Формирование читательских умений. Слушание. Беседа: былина и былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины. РТ – с. 33 № 3 90 Проверь себя. 1 Обоб-
щаю-
щий. Определение уровня начитанности, читательских умений. Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Тематический тест. Чтение понравив
шегося произведе
ния.
Компьютер-
ная викторина по сказкам
народов мира+ Рассказы, стихи, сказки о семье – 14 часов.
91 Л. Толстой. Быль. «Лучше всех» 1 К Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Беседа: образы мамы, дочери, сестры. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимопроверка. У – с. 64 – читать выраз, вспомнить колыб. песню. 92 Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. 1 К Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. Объяснение понятий: быль, рассказ, пословица, колыбельная песня (песенка). Написать рассказ о бабушке, папе, брате. + 93 Е. Пермяк «Случай с кошельком».
А. Аксаков «Моя сестра». 1 К Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. Творческая работа: сочинение рассказа «Вся семья вместе – и душа на ме6сте». У – с. 68- пересказ. 94 М. Лермонтов «Спи младенец мой прекрасный…».
Л. Осеева «Сыновья».
А. Майков «Колыбельная песня». 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Отработка навыка чтения. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Выполнение заданий под руководством учителя. Пересказ по плану. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение диалога матери и ветра. Текущий, самостоятельная работа. У – с. 71-72 наизусть Компьютер-
ная презентация
по творчеству М. Лермонтова 95 Л. Толстой «Отец и сыновья»,
А. Плещеев «Дедушка».
Пословица. 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Самостоятельное чтение рассказа. Определение главной мысли. Выполнение заданий. Творческая работа: сочинение истории или рассказа «Любовь да совет, так и нужды нет».
Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. У – с. 73-74 выразительно читать по выбору. 96 Л. Воронкова «Катин подарок».
Ю. Коринец «Март».
Б. Заходер «Сморчки». 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий. Подробный пересказ. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой подарок маме». У – с. 75 – читать выразительно. 97 А. Плещеев «Песня матери».
1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева «Песня матери». Выполнение заданий. Самос
тоятель
ная работа У – с. 76 - наизусть + 98 А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие». 1 Чтение
Упражнение в выразительном чтении. У – с. 76 – читать выразительно. Просмотр репродукций картин о весне 99 Татарская народная сказка «Три сестры».
С. Михалков «А что у вас?»
1 К Развитие навыков чтения и читательских умений. Чтение вслух татарской сказки. Образы персонажей. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Теку
щий, фронта
льный. У – с. 77-79 – читать выразительно,
РТ – с. 48 № 6. 100 В. Солоухин «Деревья». 1 К
Развитие навыков чтения и творческих способностей Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой дедушка». Теку
щий, фронта
льный У – с. 81 – наизусть, РТ – с. 49 № 5. 101 С. Михалков « Быль для детей»
1 Чтение Развитие навыков чтения и творческих способностей. Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Творческая работа: сочинение рассказа «День Победы». Самос
тоятель
ная работа Компьютер-
ная презентация
о ВОВ+ 102 С. Баруздин «Салют». 1 Чтение Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений, формирование основ читательской самостоятельности. .Выполнение заданий в учебнике и тетради Викто
рина Чтение произведения по желанию 103 Проверь себя. 1 Обобщающий Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Тематический тест.
104 Проверь себя. 1 КР Компьютер-
ное тестирование Весна, весна красная – 24 часа.
105 Народная песня «Весна, весна красная!».
А. Чехов «Весной». 1 К Развитие навыка чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. Выразительное чтение народной песни. Выполнение заданий. Творческая работа: сочинение закличек о солнце, дожде, хлебе.
Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Подробный пересказ. Теку
щий, фронта
льный, индивидуальный опросы У –с . 88-читать выразительно,
РТ – с. 53 № 3 106 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».
А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие». 1 К Развитие навыка чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. Слушание. Выполнение задания 1-3 в учебнике. Комментирование заглавия. Теку
щий, фронта
льный, индивидуальный опросы У – с. 89 – наизусть, РТ – с. 54 № 3. 107 Г. Скребицкий «Весна – художник». 1 К Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Самостоятельное чтение рассказа
Г. Скребицкого «Весна-художник». Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение произведений о весне: стихотворение, рассказ, песня-закличка. Теку
щий, взаимо
провер
ка. Иллюстрация книжки-самоделки «Весна-художник» + Компьютер-
ная презентация
« Художники о весне» 108 М. Сладков «Снег и Ветер».
Н. Сладков. Из цикла «Лесные шорохи». 1 К Развитие навыков чтения и читательских умений. Самостоятельное чтение сказки «Снег и Ветер». Выполнение заданий под руководством учителя. Теку
щий, фрон
таль
ный, индиви
дуаль
ный опросы У – с. 92-91 – читать, – с. 57 № 2 109 С. Маршак «Весенняя песенка» 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий. У – с. 93 наизусть. 110 Э. Шим «Чем пахнет весна».
1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение жанров произведений. 111 Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».
В. Маяковский «Тучкины штучки».
1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений Самостоятельное чтение стихотворения. Беседа после чтения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Компьютер-
ная презентация
« Поэты о весне» 112 Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…».
К. Ушинский. Проказы старухи зимы 1 Слуша-ниеРазвитие восприятия художественного произведения, отработка навыков чтения. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о прочитанном. Теку
щий, фрон
таль
ный, индиви
дуаль
ный опросы. 113 А. Куприн «Скворцы».
1 Чтение Слушание рассказа. Выполнение задания в учебнике и тетради.
114 Н. Сладков «Скворец-молодец». 1 К Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Самостоятельное чтение сказки-диалога. Комментирование заглавия Теку-
щий У – с. 96-читать выразительно,
РТ – с. 62 № 5,6. 115 Н. Сладков «Апрельские шутки».
1 Чтение Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Чтение учителем сказки. Выполнение заданий к тексту.
Самост. работа с самопроверкой
РТ – с. 65
№ 4,5
Просмотр мультфиль-
мов по произведени-ям Н.Сладкова 116 А. Барто «Апрель». 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Самостоятельное чтение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
Теку-
щий У – с. 102-103 выразительно, РТ – с. 67 № 5. 117 Г. Скребицкий «Жаворонок».
И. Коровин «Баран, заяц и ёж». 1 К Развитие навыков чтения и творческих способностей. Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с книгами Н. Сладкова о природе. Теку-
щий Х – с. 40-43 читать, РТ – с. 68 № 1-2 118 Фольклор. Песенка-закличка, загадка. 1 К Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выразительное чтение песенки-заклички. Выполнение заданий. Сравнение произведений фольклора. Творческая работа: сочинение загадок и песенок-закличек.
Теку-
щий У – с. 106-наизусть 119 В. Жуковский «Жаворонок». 1 К Развитие навыков чтения и творческих способностей Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Теку
щий, сам. работа У – с. 107-108 наизусть. Компьютер-
ная презентация
по творчеству В Жуковского 120 О. Высоцкая «Одуванчик».
М. Пришвин «Золотой луг». 1 К Развитие навыков чтения и творческих способностей Сравнение произведений о весенней природе. Творческая работа: сочинить рассказ об одуванчике – «Маленькое солнышко». Теку
щий, сам. работа У – с. 109 -выразительно 121 П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».
Э. Шим «Муравейник» 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание). Работа со сказкой: упражнение в чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради, составление плана. Теку
щий, сам. работа РТ – с. 73 № 4. 122 Н. Сладков «Весенний гам».
А. Барто «Воробей».
Р. Сеф «Чудо». 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание). Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Самостоятельное чтение стихотворения. Теку
щий, самооценка. У – с. 115 -116 читать, РТ – с. 75 № 1-2. 123 М. Пришвин «Ребята и утята».
1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание). Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Составление рассказа по иллюстрациям. Теку
щий, самооценка. У – с. 116-118 - пересказ Компьютер-
ная презентация
на тему
«Береги животных» 124 Б. Заходер «Птичья школа». 1 Слушание Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, отношение). Слушание. Беседа по содержанию. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Теку
щий, сам. работа У – с. 118-122, выразительное чтение любого отрывка 125 Б. Заходер «Птичья школа». 1 Слушание Теку
щий, сам. работа У – с. 118-122, выразительное чтение любого отрывка.
126 К. Ушинский «Утренние лучи».
М. Пришвин. «Лесная капель». 1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение). Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Теку
щий Х – с. 22-23 читать, РТ – с. 80 № 3. 127 А. Барто «Весна, весна на улице»
1 Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений. Работа с тестом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Обучение заучиванию наизусть. Литературный диктант У – с. 124 - наизусть 128 Проверь себя. 1 Обоб
щающий Определения уровня начитанности учащихся, читательских умений. Обобщение по теме. Самостоятельное выполнение контрольной работы «проверь себя» в тетради. Самопроверка по образцу. Контрольная работа РТ – с. 82 № 7 Компьютер-
ное тестирование
Волшебные сказки – 8 часов.
129 Русская народная сказка «Хаврочешка».
1 Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Пересказ по плану. Темати
ческий фрон
таль
ный, индиви
дуаль
ный опросы. РТ – С. 83 № 3 130 Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное». Итоговая комплексная работа. 1 Чтение РТ – с. 85 № 3 131 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 Слушание Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Тематический У – с. 133-135 – наизусть 1 часть. 132 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (продолжение). 1 Слушание Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. У – с. 139-142- читать выразительно Компьютер-
ная викторина
по сказке А.С. Пушкина 133 А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». 1 Слушание Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений Работа с книгами сказок А. Пушкина. Тематический РТ – с. 89 № 3 134 Ш. Перро «Кот в сапогах».
1 Слушание Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Работа с иллюстрациями. Описание кота. Тематический. РТ – с. 90 № 3 135 Ш. Перро «Кот в сапогах».
1 Слушание Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Тематический РТ – с. 90 № 2 Просмотр видеофильма
« Кот в сапогах» 136 Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
Проверь себя.
1 Обобщающий Определения уровня сформированности учебной и читательской деятельности. Выполнение заданий в учебнике. Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка по образцу. Итого
вый, диагно
стичес
кие тесты. Содержание тем учебного курса.
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, юрой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные героин, «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слои и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения:
самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
умение самостоятельно прочитать фамилию автора 1 заглавие и правильно
называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
определять тему чтения и жанр книги;
самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса, обучающихся по данной программе.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
уметь:
правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
читать молча небольшие тексты;
пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
высказывать свое отношение к поступку героя;
определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
самостоятельно знакомится;
с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
пользоваться словарями, книгами, справочниками;
самостоятельно отбирать книги для чтения.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия.
Учебники:
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 4 –е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 - 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
Учебники включены в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.
Рабочие тетради:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 80 с.: ил. - ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с.: ил. - ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Наличие методических пособий для учителя:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.-176 с.
Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007. -320 с.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л.А.
Ефросинина. – 3-еизд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 208 с.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 208 с. (Оценка знаний).
Список литературы (основной и дополнительной).
Литература, использованная при подготовке программы:
книга, меньше трёх авторов:
Е.В. Губанова. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 88с.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л.А.
Ефросинина. – 3-еизд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 208 с.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 208 с. (Оценка знаний).
Т.Н. Бровкина. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» / авт.-сост. Т.Н. Бровкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 4 –е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 - 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 80 с.: ил. - ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с.: ил. - ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
книга, под редакцией
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.-176 с.
Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007. -320 с.- (Начальная школа XXI века).