УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Ю.БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Ю.БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»
Цели урока:
– восстановить событийный ряд коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева; сопоставить жизненные принципы двух лейтенантов – Дроздовского и Кузнецова.
– воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки,  помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению.
– формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения.
-  умение работать с разными источниками,  отбирать материал по заданной теме, подбирать цитаты; умение сопоставлять, сравнивать.
Эпиграф
«Горячий снег» -это исповедь памяти, совести и правды.
Ю.Бондарев
«Священная годов минувших память да будет в новом подвиге жива».
А.Твардовский.
I.Вступительное слово учителя.
Торжественно и трагично звучит в литературе тема страдания, мужества и героизма советских людей, в предельном напряжении сил сумевших защитить свою родину и спасти мир от фашистского порабощения.
Выставка книг. ( Представление книг учеником)
Ю.Бондарев. «Горячий снег», «Берег».
В.Быков. «Сотников», «Обелиск»
П.Проскурин. «Судьба»
А.Адамович. «Хатынская повесть»
К.Симонов. «Последнее лето»
Е.Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы»
И.Стаднюк. «Война»
В.Богомолов. «В августе 44-го»
В.П.Астафьев. «Прокляты и убиты»
1418 дней войны- не просто битва армий, но сражение идей, утверждение и отстаивание высоких социально-нравственных принципов.
«Мы снова пишем о второй мировой войне не потому, наверное, что слабость рода человеческого – боязнь смерти, и не потому, что инстинкт с самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек- величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его – это освобождение от страха, от зла, которые разъедают людей».
Ю.Бондарев
Каков сюжет этого произведения? (Бой с танковыми колоннами Манштейна на подступах к Сталинграду).
Помыслы, действия всех героев – от Верховного главнокомандующего до артиллерийского наводчика – направлены на то, чтобы в Сталинграде разорвать в клочки весь стратегический план Гитлера.
Сталинград стал для всех советских людей символом мужества, а для Юрия Бондарева – это еще и «кровавая купель, в которой крестили молодых командиров 24-го года рождения».
«Творчество любого писателя своими истоками непременно уходит в глубины глубин биографии» (сообщение ученика по биографии Ю.Бондарева с использованием презентации)
«Горячий снег» подвел определенный итог эстетическим исканиям Бондарева в жанре короткого романа-повести и вывел его к широким горизонтам народной мысли о войне.»
(Критик О.Михайлов)
Масштабные изображения – Битва на Волге- «окопное»-бой батареи лейтенанта Кузнецова на реке Мышкове.
Каковы временные рамки романа? (Одни сутки)
Бой показан в стремительном течении.
Почему роман назван «Горячий снег»? Первоначальное название – «Дни без милосердия». Почему писатель изменил название?
II.Работа по содержанию романа.
Рассмотрим эпизоды: (работа в группах)
Путь дивизии к Сталинграду (гл.1и2)
Бой батарейцев.( гл.13-18)
Смерть Зои. (гл.23)
Допрос немецкого майора Эриха Дица (гл.25)
-В какую атмосферу мы попадаем в начале повести (гл.1 и 2)
-Какими средствами создается приближение тревоги?Как предчувствие надвигающейся трагедии усиливается картиной природы?
Снег- действующее лицо. Контраст: трагическое сегодня – война, прошлое – мир.
Писатель сужает фронт до участка боя, но мы чувствуем масштабность. Бондарев следует толстовской традиции (гл.13-18)
Писатель создает образ жестокой, кровавой войны.
Глава 18 – Описание огневой позиции погибшего расчета Чубарнкова. (Снег?)
Чтение текста гл.23. (гибель Зои)
Как заканчивается гл.23? Почему? (Снег становится горячим от человеческого чувства)
- Звучит песня А.Пахмутовой «Горячий снег».
Гл.25 – Какова судьба немецкого майора? Почему дает её писатель?По каким вопросам идет спор Бессонова и Дица? Как решается спор?
Образ Кузнецова
Как в 18- летнем лейтенанте зреет «отношение к войне и людям»?
1.Путь батальона на передовую, когда Кузнецов обнаруживает в себе отцовское отношение к усталым солдатам?(Статья Винокурова «Командир батареи звался я»)
2.Глава 11. Кузнецов и Уханов спасают прицелы орудия.
3.Глава 11. Поединок Кузнецова с танком.
4.Глава 23. Разговор с умирающим Довлатяном.
Что такое подвиг?
Каждый ли способен его совершить? Что артиллеристам и Кузнецову давало силы «стоять на огненной черте»? Где истоки подвига?
Какой смысл противопоставления Кузнецова и Дроздовского?
Почему распоряжения Дроздовского ведут к ненужным жертвам? Как Дроздовский и Кузнецов восприняти смерть Зои? Изменили ли события последней ночи Дроздовского? Как?
Бессонов (командарм)
Сравните Бессонова и Кузнецова.
Глава 26. Чтение эпизода вручения ордена Красного Знамени.
Каковы чувства Кузнецова в конце романа?
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они- кто старше, кто моложе-
Остались там , и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но всё же,всё же, всё же
А.Твардовский.
Почему Ю.Бондарев назвал роман «исповедью памяти, совести и правды»?
«Священная годов минувших память да будет в новом подвиге жива».
А.Твардовский.
-_Звучит песня в исполнении И.Кобзона «Поклонимся великим тем годам».
III. Задание на дом : Написать сочинение « Мои размышления после прочтения романа Ю.Бондарева «Горячий снег»