Конспект урока по чтению на тему Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. (1 класс)
МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2» Брянского района
Учитель начальных классов Киселёва Наталья Сергеевна
Тема: Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– знакомим с понятием «суффикс»;
– формируем умение анализировать текст.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I Организационный момент
ΙI Актуализация знаний
Ребята, на нашем уроке сегодня присутствуют гости, все повернитесь и посмотрите на них.
– А теперь прошу садиться и работать не лениться.
– Ребята, скажите, какими качествами должен обладать ученик, чтобы хорошо учиться в школе?
– Постарайтесь применить все названные качества на нашем уроке. И тогда учёба вам будет не в тягость, а в радость.
1. Беседа
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуках.
- Какие бывают звуки?
-Какие бывают гласные звуки? А согласные?
– Вспомните, какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков на письме?
–Посмотрите на доску. Буквы е, ё, я взялись за руки. Почему? Чем интересны эти буквы?
_ Когда эти буквы обозначают два звука?
Самостоятельная работа
Перед вами на столах лежат карточки. Прочитайте слова и подчеркните гласные буквы, которые обозначают два звука.
(Один работает у доски. Взаимопроверка в парах. Кто работал у доски, оценивает свою работу.)Критерии:
0 ошибок – я молодец;
1-2 ошибки – есть над чем поработать;
3 и более ошибки – сегодня не мой день.
– Посмотрите «Букварь» на с. 148 и прописи, с. 33.
–– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Составление плана урока.
План (примерный)
1.Знакомство с новым звуком.
2.Знакомство с новой буквой.
3.Звуко-буквенный анализ слов.
4.Знакомство с написанием буквы Ю.
5.Чтение слогов, слов.
6.Чтение предложений и текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Как вы думаете, с чего начнём нашу работу?
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
ΙV. Применение нового знания 1. Звуко-буквенный анализ слов.
Звуко-буквенный анализ слова юла.
– Отгадайте мою загадку.
Пляшет крошка,
всего одна ножка.
– Скажите слово по слогам.
– Сколько слогов в слове юла?
– Сколько гласных?
– Какие?
– Какой первый слог?
– Назовите первый звук в этом слоге.
– Второй звук.
– Назовите следующие звуки.
– Сделаем схему слова юла внизу.
– Как отметим первый звук, второй звук?
– Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (В русском языке эти два звука обозначаются одной буквой Ю.)
– Найдите её на ленте букв.
– Обозначим графически остальные звуки в этом слове.
- А сейчас посмотрите на экран, вас ждёт встреча с одним героем.
(На экране появляется Хрюша)
- Здравствуйте, ребятишки:
Девчонки и мальчишки
Супоневской школы №2!
А пришёл я к вам сюда,
Чтоб задание вам дать –
Моё имя по звукам разобрать.
- Как зовут этого героя?
– Сколько слогов в слове?
– Сделаем схему этого слова, произнесём, послушаем все звуки и отметим их графически.
– Что заметили? (В слове есть буква Ю, но она обозначает один звук.)
– Какой звук обозначает буква Ю?
– А какую роль играет буква Ю в слове Хрюша? (Указывает на мягкость согласного [р’].)
– Видите, как по-разному ведёт себя буква Ю. Догадались почему? (Если стоит в начале слова – обозначает два звука, а если после буквы согласного – обозначает звук [у] и указывает на мягкость предшествующего согласного.)
2) Схема-«человечек».
– Найдите схему-«человечка». Как её необходимо раскрасить?
Дети в «Букваре» обводят красным цветом «человечка», левый башмачок делят на две части, одну из которых закрашивают зелёным цветом, другую красным. Правый башмачок закрашивают красным цветом и ставят над ним знак ударения. Важно, чтобы сначала дети увидели слова, где буква Ю в начале слова и буква Ю после буквы согласного, только потом учитель просит обратиться к схеме-«человечку».
– Что нового узнали? Обобщите свои знания.
- Что мы сейчас будем делать?(Знакомиться с буквой ю)
- А помогут нам в этом Еротыкин Богдан и Голяховский Артём. Дома они готовили проект «Буква ю».
Презентация проекта
- Работая над проектом мы поставили перед собой цель: изучить букву ю.
- В ходе работы над проектом мы узнали, что буква Ю -32-ая буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы.
- Мы изготовили вот такую сладкую букву Ю из конфет. Посмотрите, на что похожа буква Ю?
Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью.Ой, смотри-ка, что случилось:Получилась… буква Ю!
- Ребята, мы предлагаем вам тоже побыть конструкторами и смастерить букву ю. У вас на партах лежат спички и сушки. Поработайте в паре и составьте букву ю.
- Мы также узнали, что имена многих знаменитых людей начинаются на букву Ю.
- Юрий Гагарин – космонавт. 12 апреля 1961г. совершил первый в мире полёт в космос на космическом корабле «Восток» продолжительностью 1час 48 минут.
Юрий Никулин – советский и российский актёр, артист цирка, телеведущий.
Юрий Куклачёв - советский и российский артист клоунады.
- Ещё мы каждому сделали тренажёры из наждачной бумаги, которые помогут вам лучше освоить написание буквы Ю.
– Как вы думаете, легко писать прописную букву Ю? Давайте попробуем. – Где мы сейчас будем работать?
3. Работа в прописи.
1) Знакомство с письменной строчной буквой ю.
Сравнение письменной строчной буквы ю со строчными н, о. Запись этих букв. Отмечаются общие элементы, на доске – буква Ю из цветных элементов.
– Из каких элементов состоит буква Ю? (Из линии, соединительной петли, овала.)
Запись элементов. Обратить внимание, что соединительная петля пишется, как у буквы Н. Учитель с комментированием выполняет показ на доске.
– Пишу прямую линию сверху вниз, возвращаюсь вверх по написанному, делаю петельку, пишу овал. Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.
Обведение буквы Ю в воздухе, на тренажёре.
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
2) Письмо буквы ю3) Анализ ошибок.
Учитель на доске показывает буквы, написанные неправильно. Просит детей увидеть и исправить ошибки. Обязательно потом стереть буквы с ошибками!
Обратить внимание детей на правильный образец перед продолжением записи букв.
1) Написание слогов: чтение, определение соединения буквы Ю с последующей, списывание, подчёркивание слов среди слогов (юг, юн).
– Одну букву писать легче, а в соединении труднее.
Записываем соединения.
2) Запись слов с печатного образца.
– Прочитайте слова, которые начинаются с одинаковых буквосочетаний.
– Какое это буквосочетание? (Юный и др.)
– Кого называют юнгой?
– Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.
– А юноша может в 1-м классе учиться?
– Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.
– Интересное слово юннат, из двух слов: юный и натуралист, мальчик или девочка, которые любят природу. Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.
– В олимпиаде принимают участие и юные спортсмены, юниоры. Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками. Запишем это слово.
– Какое торжество называют юбилеем?
– Какое слово на этой строчке лишнее?
– Почему? (Юбилей, все остальные однокоренные.)
– Обозначьте звуки буквы Ю цветными точками.
– Какие два одинаковых звука в слове юбилей? ([й’].)
– Запишите это слово.
– Прочитайте слова второй строчки.
– Над какими словами мы не будем ставить знаки ударения?
– Почему? (Над односложными словами.)
– Обозначьте звуки.
– Одинакова ли роль буквы Ю в словах первой и второй строчек?
– Выберем из слов только соединения с буквой Ю и запишем их (из слова клюв – люв; клюква – люк; плюс – люс; флюс – люс).
– Что обозначает слово флюс?
– А можете изобразить флюс слева? Справа?
2) Завершение схем-«человечков» (внизу на с. 33).
– Объясните работу буквы Ю и её подруг в словах.
– Что же общего у этих букв-подруг? (Повторить, сколько звуков обозначает буква Ю в середине слова, в начале, после буквы гласного.)
– Все гласные звуки могут быть ударными и безударными. Поставим знак ударения на схеме на левый башмачок.
– Назовите слова, в которых звук [у] под ударением.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
V. Итог – Расскажите, что нового узнали о букве Ю.
– Какие проблемы мы решали?
– Чему новому научились?
– Над чем ещё придётся поработать?
- Оцените свою работу на уроке.
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?