Технологическая карта урока по дальневосточной литературе Жизнь слова в повести Р.И. Фраермана Дикая собака динго или повесть о первой любви
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе
«ЖИЗНЬ СЛОВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(по повести Р.И. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»)
Учитель: Митряева Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.
Класс: 7 класс
Тип урока: урок развития речи
Место урока в теме: ХКК. Р.И. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви», обобщение.
Учебник: Хрестоматия по дальневосточной литературе 7 класс. Гузенко Г.В., Хабаровск, 1997)
Цель: (направлена на достижение результата) ученик научится строить устные и письменные высказывания.
Ученик получит возможность: овладеть навыками анализа текста: видеть и находить в художественном тексте ключевые слова и афоризмы.
Задачи:
Создать установку на эмоционально-образное постижение повести Р.И. Фраермана.
Помочь учащимся в определении личностной цели: понять, как реализуется слово в художественном произведении..
Познакомить с понятиями «ключевое слово», «внутренний монолог», «афоризм».
Создать условия для развития у учащихся коммуникативных УДД посредством групповой работы.
Мотивировать активность учащихся на весь урок через актуализацию личностного опыта, применение интерактивных методов обучения.
Помочь научиться изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка.
Деятельностные единицы учения:
Организация демонстрации актуального опыта: интерактивный прием «снежный ком».
Организация теоретического исследования.
Организация самооценивания обучаемым степени владения актуальным опытом: работа в группах.
Личностные УУД:
Когнитивный компонент:
Ориентация в системе моральных норм и ценностей;
Признание высокой ценности слова;
Ценностный и эмоциональный компонент
Доброжелательное отношение к окружающим;
Потребность в самовыражении и самореализации;
Деятельностный компонент:
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные УУД:
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
Оценивают достигнутый результат;
Познавательные УДД:
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
Выражение смысла ситуации различными средствами (рисунок, схема);
Выделяют и формулируют познавательную цель;
Коммуникативные УУД:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;
Результаты обучения:
Личностные:
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные:
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
Формы работы учащихся: интерактивная форма «снежный ком» (подумай сам – поделись с соседом – обсудите в группе), исследование.
Технология: РКМПЧ
Необходимое оборудование: ПК учителя, музыкальная запись, презентация, м/м проектор, м\м доска (экран или ноутбуки для учащихся или листы бумаги с цветными мелками), у каждого лист с заготовкой схемы-опоры (см. прил. 1), тексты повести (книги или Хрестоматия по дальневосточной литературе 7 класс. Гузенко Г.В., Хабаровск, 1997)
Приложение: презентация (в данном документе фото слайдов)
ХОД УРОКА:
Этап урока
Содержание
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
1.Организационный
-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Начнем наш урок.
Организация. Делятся на группы. Садятся.
Приветствие. Организует внимание учащихся.
2.
Актуализация
-Ребята, подумайте и ответьте, что вы знаете о слове?
-А есть ли что-то, чего вы о слове не знаете?
ЗНАЮ/НЕ ЗНАЮ
Объявление темы урока:
-Сегодня мы вновь обратимся к повести Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»
-Тема урока звучит так: «Жизнь слова в художественном произведении».
- Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?
Интерактивная форма
«Снежный ком» (подумай сам – поделись с соседом – обсудите в группе)
Отвечают на вопросы.
Записывают тему урока в тетради.
Определение личностной цели учащимися.
Организует интерактив. Задает вопросы.
Объявляет тему урока.
Помогает учащимся в определении личностной цели.
- Итак, обратимся к повести.
(Звучит музыка, шум волн, песка)
Звучит текст: Уже не было весны. Обмелела у берегов река, выступили камни, и еще до полудня нагревался на прибрежье песок. Блеск над водой стал острее, мельче. Летний зной ударял теперь прямо в горы, и по горячим точкам воздуха медленно поднимались в вышину орлы. Только с моря долетал иногда чистый ветер, заставлявший вдруг ненадолго прошуметь леса.
Таня в последний раз обходила берег, прощалась со всеми. Она шла по песку, рядом со своей тенью, и река бежала у ее ног, - как друг, провожала она Таню в дорогу. Длинная песчаная коса преградила им путь. Таня остановилась. На этой косе по утрам она любила купаться с Филькой. Где он теперь?
-Филька, Филька! – крикнула она громко. И ветер отнес ее голос на самый край косы
-Какую картину нарисовало ваше воображение?
Открываем прежде закрытую картинку без цвета: девочка, идущая на берегу реки, волосы развевает ветер, небо, птицы \ или изображение на слайде интерактивной доски.
-Похоже это на то, что нарисовало ваше воображение?
- Вы видите, что на нашей картине есть места без цвета. Закрасим их?
-Какого цвета платье у Тани? Горы? Вода?
- Итак, у нас есть ЗВУК, есть ЦВЕТ.
А что помогло нам увидеть эту картину? (СЛОВО)
-С помощью цвета, звука – слова что мы с вами создали? (ОБРАЗ)
Восприятие информации в аудио-визуальной форме.
Интерактив
(Прил.1)
По желанию выходят и закрашивают мелками (если интерактивная доска - инструментарием) белые участки картины.
Постепенное заполнение схемы-опоры (у каждого лист с незаполненными квадратиками)
Аудиовизуальный метод. Чтение отрывка из повести.
Актуализация личностного опыта.
Задает вопросы.
Помогает заполнять схему-опору.
3.Исследование.
-Теперь проведем небольшое исследование, посмотрим, как живет слово в художественном произведении:
Как реагируют люди на слова?
Гл.1 (стр. 266)
Гл.6 (стр. 296)
Гл. 14 (стр.347)
Слова могут обидеть, причинить душевную боль, ранить человека.
Когда может быть человек сам себе собеседником?
Гл.4 (стр. 287)
Гл. 7 (стр. 302)
Гл. 8 (стр.307)
- Как можно назвать такие размышления персонажей? (внутренняя речь, монолог)
Вспомним, как называется речь одного человека?
-В художественном произведении такие размышления называются ВНУТРЕННИМИ МОНОЛОГАМИ.
Когда слова не нужны?
Гл.1 (стр.265)
Гл.6 (стр. 296)
Слова не всегда уместны, иногда лучше промолчать.
С любимым человеком и молчать вместе хорошо, слова не нужны.
Заполнение схемы-опоры.
Слова вызывают у человека ЧУВСТВА.
-К чему ведут чувства и переживания? Таня ждала пароход и РАЗМЫШЛЯЛА
Таня обижалась иРАЗМЫШЛЯЛА.
Филька задавал себе вопросы и РАЗМЫШЛЯЛ
-Как нужно относится к словам? ВЫВОД
Работа в группах.
Находят: 1 группа
«Вот уж про это ей бы не следовало говорить», - подумал с горькой обидой Филька»
«И одно только слово «отец» лишило их желанного покоя!»
«А Таня, мгновенно почувствовав жестокость своих слов, стала на колени, целуя платье матери, ее лицо и руки..»
«Таня схватилась за деревце. Оно закачалось под тяжестью ее руки, и серебряный шарик упал и разбился о пол. – Что еще просил тебя сказать мне Коля?..»
Строят устные высказывания, формулируют выводы.
2 группа:
«Что же делать, если не спится?..Но приедет ли пароход? Существует ли он на самом деле?.. С парохода махали платками. Не ей ли это? Как в толпе она узнает отца, которого никогда в своей жизни не видела? И как он узнает ее?..» (когда он ждет, волнуется, переживает)
«Неужели пирожками с черемухой можно меня обмануть! И сердце ее время от времени начинало понемногу щемить – наполняться обидой»
«Но разве ему, Фильке, хоть на капельку хуже от этого? Нет, ему хорошо!» (задает себе ?? и пытается на них ответить)
Строят устные высказывания, формулируют выводы.
«Они молчали. Таня потому, что любила думать понемногу обо всем и молчать всякий раз, когда входила в этот молчаливый лес. А Филька о таком чистейшем пустяке, как муравьиный сок, тоже не хотел говорить»
«Ведь как было хорошо и спокойно обеим, когда они молчали, лежа на этой редкой траве, в этом тесном дворике, над которым нет ничего кроме неба!»
Строят устные высказывания, формулируют выводы.
Заполняют схему-опору.
Устные высказывания учащихся.
Организует работу в группах, корректирует ответы учащихся.
Корректирует ответы учащихся.
Помогает заполнить схему-опору.
Чтение отрывка стихотворения Ф.М.Тютчева
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..»
4.Работа над «ключевым словом»
- Что такое «ключевое слово»?
Ключевое слово, слово-образ, с помощью которого раскрывается замысел автора.
Как вы думаете, какое слово в повести ключевое?
-Посмотрите на картинку. Почему развеваются волосы Тани? Почему развевается ее платье? ВЕТЕР.
Сопоставьте происходящие события с Таней и движения ветра в повести:
-Как живет Таня до приезда отца и Коли?
- Что меняется с приездом отца?
- Какой самый напряженный момент в повести?
-Чем заканчивается повесть?
Интерактив «Снежный ком» (подумай сам – поделись с соседом – обсудите в группе)
Сопоставляют, опираясь на текст. Строят устные высказывания.
Спокойно, безмятежно/ ветер далеко, где-то шумит;
волнение в душе Тани/ ветер приближается, полощет флаг, крепчает;
кульминация/становится страшным, превращается в буран;
все улеглось, испытания закончились, Таня повзрослела и приняла решение/ ветер теплый и чистый.
Актуализация личностного опыта учащихся.
Организует работу в группах, корректирует ответы учащихся.
5. Работа над афоризмом.
-Что мы еще можем узнать на нашем уроке?
Что такое афоризм. (стр. 402)
Основная мысль лаконично и четко может быть сформулирована в АФОРИЗМе. Их в повести много.
Прочитайте некоторые из них и прокомментируйте (стр.402):
« Если человек остается один, он рискует попасть на плохую дорогу»
«Какое удивительное существо человек, если два слова, сказанные глупым..могут замутить радость, убить добрые слова, готовые вырваться из сердца, остановить протянутую для дружбы руку»
Пора заполнить нашу схему до конца.
-Именно афоризмы надолго остаются в памяти, в них заложен глубокий духовный смысл, они дают урок ДУШЕ человека.
Таня много размышляла, душа ее трудилась, и в итоге она совершилаПОСТУПОК. Какой? (спасла человека от гибели)
-Что складывается из поступков человека? ЖИЗНЬ.
(Посмотрите, что у нас получилось – с чего мы начали схему? СЛОВО ---ЖИЗНЬ. А как звучит тема нашего урока? ЖИЗНЬ СЛОВА.
Находят в учебнике определение афоризма.
Вписываем слово в схему-опору.
Работа в группах, интерактив.
Строят устные высказывания.
Вписываем слово в схему-опору.
Вписываем слово в схему-опору.
Вписываем слово в схему-опору.
Организует работу в группах, корректирует ответы учащихся
Помогает составлять схему-опору.
5.Рефлексия.
Постройте, опираясь на ваши схемы, устное высказывание «Жизнь слова в художественном произведении»
И последнее, что знали мы о слове в начале урока? Что знаем теперь?
Создание устного высказывания. Формулирование вывода.
Самооценка учащихся в группах
Корректирует при необходимости высказывания учащихся.
6. Д/З
Д\З (вариативно)
Напишите небольшое эссе (сочинение) на тему «Жизнь слова в художественном произведении» \ или проследите по тексту жизнь слова «ветер»: выпишите все глаголы, прилагательные, относящиеся к этому слову.
Записывают д\з
Формулирует и объясняет д\з.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. 5.
2. 6.
3. 7.
4. 8.
9.
10
11
(скриншоты слайдов презентации к уроку)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СХЕМА-ОПОРА
(раздается каждому ученику)
ЖИЗНЬ СЛОВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Рисунок 1Рисунок 13Рисунок 19Рисунок 10Рисунок 22Рисунок 2815