Конспект непосредственной организованной деятельности в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений на тему «Измерение».


Конспект непосредственной организованной деятельности в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений на тему «Измерение».
Программное содержание: 1.Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10, их наборе и размене.
2.Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
3.Познакомить детей с часами, учить устанавливать время на макете часов.
4.Продолжать учить определять форму предметов и их частей.
Дидактический наглядный материал: Картинка с изображением кормушки с птицами, стакан с семечками, стакан с пшеном, ценник в 10 рублей, 2 прозрачные миски, столовая ложка, стакан, колечко, полоска картона, салфетка, пакет, контурное изображение скворечника с нарисованным посередине кругом, будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой, макет циферблата часов.
Раздаточный материал: Счеты, набор монет из картона, разрезанные на части картинки с изображением скворечников.
Ход. 1 часть.Здравствуйте, ребята! Сегодня я загадаю вам загадку:
До марта скованы пруды, но как теплы дома!
В сугробы кутает сады заботливо зима.
Снег осыпается с берез в дремотной тишине
Картины летние мороз рисует на окне. А.Русаков.
Какое время года описывается в стихотворении? (зима)Какая температура зимой на улице?(низкая).Зимой нужно заботиться о птицах, подкармливать их. (игровое упражнение «Покупаем корм для птиц». На демонстрационном столе стакан с семечками и ценник в 10 рублей).Посмотрите на картинку:(показываю картинку с изображением кормушки и читаю стихотворение)
Зерен хочется синице,но в кормушку сесть боится.
«Будь смелей, не робей!»-приглашает воробей. Г. Ладонщиков.
Давайте купим детям стакан семечек для птиц? Как узнать его стоимость?(по ценнику).Дети выбирают монеты и обсуждают свои варианты.
2 часть. Вот наш стакан семечек. Еще у нас есть стакан пшена. Теперь мы можем приготовить корм для птиц.Для этого мы используем 2 прозрачных миски, столовая ложка, стакан. Выберите, чем нам будет удобно отмерять корм? (Проводится игровое упражнение «Готовим корм для птиц»)
Дети смешивают пшено и семечки в миске и по заданию воспитателя измеряют то количество корма, которое дадут птицам. Для этого выбирают удобную мерку-столовую ложку.
Вызванный ребенок производит измерение в соответствии с правилами (полная ложка без горки).
Дети на местах откладывают соответствующее количество палочек в момент пересыпания корма в другую миску. По окончании измерения они пересчитывают палочки.
Сколько палочек вы отложили? Что обозначает число десять, которое мы получили при измерении? Сколько корма находится в миске? (десять столовых ложек).
Пересыпаем корм в прозрачный пакет.
Физминутка.(Дети встают с мест)
Скачут весело вороны (прыгаем)
Кар-кар-кар! (громко)(хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (громко) (хлопки в ладоши над головой)
Только к ночи умолкают ( машут руками, как крыльями)
И все вместе засыпают (садятся на корточки, руки под шейку-засыпают)
Кар-кар-кар! (тихо) ( хлопки над головой в ладоши).
3часть.Ребята, посмотрите на это изображение: (на доске контурноеизображение скворечника с прорисованным посередине кругом).Какой формы части скворечника? Запомните, как расположены части по отношению друг к другу. Я предлагаю вам составить такие же скворечники из разрезанных частей (образец убирается).
По окончании выполнения задания дети уточняют количество частей скворечника и их форму.
4 часть. Игровое упражнение «Тик-так».
На столе у воспитателя разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение:
Петушок.
Кукареку, кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнцем реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла!
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий,
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени(часы).
Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу-Вставать пора! (будильник).
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. ( настенные часы с кукушкой).
Вместе с детьми воспитатель рассматривает макет часов( обращает внимание, что цифры расположены по кругу, у часов есть короткая и длинная стрелка, выясняет, что показывают стрелки).Затем читает стихотворение.
Часовая стрелка.
Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
Минутная стрелка.
Минутная стрелка,
Ты часовой сестра
Минутная стрелка,
Длинна ты и быстра.
Отсчитывать минутки
-это ведь ни шутки.
Воспитатель устанавливает стрелки часов на 9.00, обсуждает положение короткой и длинной стрелки и говорит, что в это время в детском саду начинаются занятия
Рефлексия: Что мы делали на занятии? Что было трудным? Что понравилось делать?