Разработка урока Гайдар. Совесть 2 класс


Разработка урока А.П.Гайдар «Совесть»
Автор : Леонова Оксана Ярославовна.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2
Технология: Критическое мышление.
Учебник: О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс часть 2.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Форма урока: анализ литературного произведения.
Тема урока: А.П. Гайдар « Совесть».
Оборудование: компьютер,Smart-доска, мультимедийный проектор, текст произведения, карточки, выставка книг А.П.Гайдара, портрет писателя.Электронный информационный объект: электронная презентация.
Приемы: чтение с остановками;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
кластер;
верные-неверные утверждения;
синквейн;
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков.
У учащихся класса сформированы следующие УУД:
- определяют жанр произведения;
- дают характеристику героев произведения;
- определяют выбор художественных средств произведения;
- определяют настроение произведения;
- пересказывают, включая в пересказ элементы описания;
- находят в конкретном тексте, понимают и объясняют значение изобразительно-выразительных средств языка, умеют использовать их в речи при описании событий, героев, природы.
- умеют составлять рассказ: от имени одного из героев; с изменением лица рассказчика; с элементами описания и рассуждения;
- выявляют характерные особенности речи героев произведения, делают вывод о характере героя;
- отличают своё отношение к героям и событиям от авторского;
- пользуются оценочной лексикой;
- проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;;- умеют задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
- осуществляют поиск нужной информации в учебнике и других источниках.
Цели урока:
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
*воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность;
*показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека ;*учить видеть позицию автора, прогнозировать события,
*отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки;
*развивать интерес к чтению.
Формируем УУД
Познавательные УУД
умение извлекать информацию из текста
умение на основе анализа объектов делать выводы
умение обобщать и классифицировать по признакам
умение делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД
умение слушать и понимать других
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
3. умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
умение определять цель деятельности на уроке
умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
Личностные УУД
формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Формируем УУД:
Этапы урока Время реализации
1. Организационный момент 30сек.
2. Психологический настрой 30 сек.
3. Подготовительный. Стадия вызова 10мин.
4. Восприятие нового. Стадия осмысления 20мин.
5. Физминутка под музыку 2 мин.
6. Присвоение информации. Стадия рефлексии 10мин.
7.Домашнее задание 1 мин.
8.Итог урока 1 мин.
План проведения урока
Ход урока
Технология проведения Задания обучающимся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Действия учителя УУД на этапах урока
1Оргмомент
Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; мотивирование ученика к учебной деятельности.
Учитель: Созывает всех звонок потрудится на урок,
Будем вместе мы трудится,
Чтобы многого добиться.
Мой любимый славный класс,
Все получится у нас!
Слайд 2 2.Психологический настрой
Цель:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность -Пов -Скажем «Здравствуйте!»- руками.(приветствие жестами)
-Скажем «Здравствуйте!»- глазами.
-Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостней
круг кругом.
друг
Под - Улыбнулись, повернулись к гостям, поздоровались и
под подарили свои улыбки.
Пов
Слова настроя на урок Происходит формирование
Личностных УУД к обучению и целенаправленной познавательной деятельности настроя на урок.
2.По 3.Подготовительный этап этап к активной
Поз познавательной
деятельности.
Цель: - выяснить то, что знают дети по теме; - активизация имеющихся знаний.
-Как -Какой сейчас у нас урок?
-Чем -Чему мы учимся на уроках литер.чтения?
(Читать, отвечать на вопросы,знакомиться с новыми словами, размышлять о прочитанном.)
-Я со -Согласна. Давайте начнем с размышления. Согласны ли Вы с
утв с утверждением:
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за
свои поступки».
(отв ( ответы детей)
В к -В конце урока мы попытыемся согласиться или не
согл согласиться с этим утверждением.
А). Стадия вызов.

Прочитайте с произведением какого автора мы познакомимся?
А название произведения узнаем из сенквейна.
СИНКВЕЙН
1.-------------------------(совесть)
2.Человеческая, мучительная.
3.Грызёт, терзает, беспокоит.
4.Испытывает человек в душе.
5.Переживание.
– Перед вами – синквейн - 5 строк, но на первой строке не хватает одного слова. Прочтите следующие 4 строчки, подумайте, посовещайтесь в парах и назовите это слово. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»).– Как вы можете объяснить это понятие? Что такое совесть? (Выслушать ответы детей)
– Спасибо. Вижу, что вам трудно сразу объяснить это слово. Давайте поближе познакомимся с ним. Я буду вас спрашивать, а вы ,если ответ «да» хлопаете , “нет”-не хлопаете.
Это слово связано: Это слово можно:
– с растениями ( – )– с животными ( – )– с игрушками ( – )– с человеком ( + ) – потрогать ( – )– подержать в руках ( – )– изготовить ( – )– почувствовать ( + )
– Итак, мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК?
-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер (креплю под названием на доске)
КЛАСТЕР

А что го


- Знаем, что она - бывает чистой
А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять.
Доска маркерная, креплю слова к доске.(Чему учимся, девиз к уроку)
Надпись на доске, портрет писателя.
Слайд 3,4
(без 1 строчки)
Прикрепить к доске под автором слово «Совесть»
Креплю под словом «совесть» на доске объяснения этого слова, данные детьми (3 слова)
П умение на основе анализа объектов делать выводы
К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной форме4. Восприятие нового. Стадия осмысления.
Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста
5.Физминутка
Цель:Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения
Восприятие нового. Стадия осмысления.
6.Присвоение информации. Стадия рефлексии
Цель:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
7.Домашнее задание
8.Итог урока
А) С А. Стадия осмысления .-О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям Аркадий Петрович Гайдар прожил достойную жизнь, написал много книг не только для взрослых, но и для детей. Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка»
Б) В Б.Выступление ученика (рассказ о А.Гайдаре)
Выс Выставка книг
В) П В.Прогнозирование.
Можно ли определить по названию, каким будет это произведение: шуточным, серьёзным или поучительны?
Кто главные герои, и где происходят события?


Г. Словарная разминка
- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором 1 раз орфографически по слогам, 2-орфоэпически):
ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е
ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙБОЛ-ТА-ЕТ-СЯ
УК-РАД-КОЙНАТ-КНУ-ЛАСЬ
СМЕК-НУ-ЛАБЕС-ПО-ЩАД-НАЯ
-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят)
Вышмыгнуть - быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь
Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Украдкой- скрытно, тайком, незаметно для других.
Смекнуть - догадываться, понимать, рассчитывать...
Доверчивый - склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.
Болтаться- бездельничать, бродить, двигаться, шататься.
Наткнуться-наскочить, напороться на что-либо острое.
Беспощадный- не дающий пощады; жестокий, безжалостный
Роща-небольшой лесок
музыку из м/ф «Про кота Леопольда» «Если добрый ты…»
Д.Работа с текстом
1) Первичное восприятие с элементами антиципации.
Выразительное чтение рассказа учителем (учебники у детей закрыты). Остановка в тексте после слов: “Она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась ...”.
-Как вы думаете, на кого?
-Слушайте дальше. (Вторая остановка в тексте после слов: “Нина нахмурилась”).-Как поведёт себя Нина дальше?
Чтение рассказа до конца.
2) Проверка восприятия.
Карточка №1 (желтого цвета)(Приложение1)
Выбери и отметь правильный ответ:
- это произведение сказка,
- это произведение рассказ,
- это произведение басня.
-Почему вы так считаете? (Всё, что здесь написано, могло произойти на самом деле.)
В) Повторное чтение. (Губы – вслух).
С остановками. Вопросы по осмыслению текста. Найти в тексте подтверждение.
1остановка .(до слов «Украдкой пошла в рощу…»)
- Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)
-Почему она шла в рощу украдкой?
2остановка .(до слов « …пришлось взять его за руку…)
-Какое настроение было у Нины? (хорошее)
-Кого она встретила? (Малыша)
-Какими глазами смотрел мальчик на Нину?
-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)
– Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)
- Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)
- Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)
-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?
Чтение до конца после этого
Все группы. Найти основную мысль в тексте и подчеркнуть ее.
1,2,3гр. Характеристика героев. (карточка №2 белая) (Приложение2)
4,5 гр. Работа с пословицами. (карточка № 3 персиковая) (Приложение3)
Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:
Кластер
- Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого рассказа?

А теп Теперь посмотрим ,что говорят словари? (Приложение 4)
(Слушаем 3 учеников,которые читают статьи из словарей
из сл C.Ожегова, философского, В. Даля)
7.Ит 1. Тест-итог
- О ком этот рассказ? (о Нине Карнауховой)
- Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого случая?(да)
- Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет)
- О чем рассказ? (о совести)
- Может ли совесть сделать человека лучше?(Да)
(Совесть помогает стать человеку лучше).
-Так какой же это рассказ: шуточный, серьёзный или поучительный? (учит, поучительный)
Проверте себя поставте отметку.
Ответы:А,А,Б,Б,А,В.
Об авторе:
- Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым, трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную или городскую библиотеку.
На н На доске весь урок были слова:
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
- Верно ли это?
- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.
2.Рефлексия.
С Сегодня я узнал…
Б Было интересно…
У Я выполнял задания…
Я Я понял ,что..
Я научился…
Я

* Пе Пересказать рассказ.
*Пр Продолжить рассказ.
*На Нарисуйте совесть.
Все
Все
Все -Всем нам надо помнить о том, что совесть - это
мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Спа Спасибо за урок.
Слайд 5,6
Представляю выставку книг
Слайд 7,8
Слайд 9
Включаю физминутку.
Гостям предлагаю спеть в караоке песню
Работа в паре по карточке.
Слайд10
Слайд 11
Работа в группах (раздаю карточки)
Прикрепить еще слова к слову «совесть» на доске.
Слайд 12
Раздать листочки для теста
Слайд13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16,17 П умение на основе анализа объектов делать выводы
К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной формеР умение осуществлять познавательную и личностную рефлексиюК умение слушать и понимать других
Л формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
П: умение извлекать информацию из текста
П: умение на основе анализа объектов делать выводы
П: умение делать выводы в результате совместной работы
К: умение слушать и понимать друг
К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
Происходит формирование
Личностных УУД
К: умение оформлять свои мысли в устной формеР: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Р:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
П:(общеучебные-смысловое чтение, умение структурировать знания)
П:умение извлекать информацию из текста
К: умение слушать и понимать других
К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
П: умение извлекать информацию из текста
П: умение на основе анализа объектов делать выводы
П: умение делать выводы в результате совместной работы
П: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков ,синтез
Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
К : (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),
Л :(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)
К: умение слушать и понимать других
К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К: умение оформлять свои мысли в устной формеСписок использованной литературы
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
Громова О. критическое мышление – как это по-русски?// Библиотека в школе -2001 -№12.
Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист – 2002 -№2.
Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.
Философия для детей(в сказках и рассказах).Пособие по воспитанию в семье и школе.Минск, «Современное слово »,2003г.-с.73