Урок литературного чтения в 3-ем классе. Л.Н. Толстой Прыжок
Автор: Т.А. Волкова, учитель начальных классов, МКОУ «Тангуйская СОШ», с. Тангуй, Братского района, Иркутской области
Урок литературного чтения в 3-ем классе
Л.Н.Толстой «Прыжок»
УМК «Школа России».
Цели:
продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;
совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать;
формировать беглое, осознанное, выразительное чтение;
развивать творческое воображение;
воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки
Оборудование:
Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Портрет писателя, его книги
Компьютер, проектор (слайды с иллюстрациями к рассказу)
Ход урока
I Организационный момент.
Психологический настрой («Я могу»)
Дети:
Все на свете мне по плечу.
Добьюсь на уроке, чего захочу
Буду руку поднимать.
На вопросы отвечать!
II. Мобилизующий этап.
Учитель: Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы и средства. И они самые разные
Учитель: С творчеством какого писателя мы продолжим знакомство на уроке вы узнаете, если выполните правильно задания. Послушайте отрывки из произведений. Определите их названия и автора.
Викторина
Учитель зачитывает отрывки, а учащиеся называют автора и произведение.
«Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.» (Л.Н. Толстой «Филиппок»)
«Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал.» ( Л.Н. Толстой «Пожар»)
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит «Сломайте!» (Л.Н. Толстой «Отец и сыновья»)
«Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы услыхали пронзительный визг. И мальчики поплыли в разные стороны.» (Л.Н. Толстой «Акула»)
Учитель:
- Учитывая содержание проделанной работы, определите, о творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке? Обоснуйте свой ответ. (Отгадывали викторину по произведениям Л.Н.Толстого, значит- познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого)
Выставка книг Л.Н. Толстого
Учитель:
-Что вспомнили о Л.Н. Толстом? Что можете рассказать о нём и его книгах?
- О ком и о чем писал писатель? (Писал рассказы о природе, о животных, о различных ситуациях из жизни, басни, сказки.) На слайде –схема
III Формулирование темы и цели урока
Учитель:
-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н. Толстого
Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы
JRYПVLZРQWЫUIGЖSNОVDКRW (запись на слайде)
Учитель: Сформулируйте тему урока
Дети формулируют тему.
Дети: Л.Н. Толстой и его произведение «Прыжок» ( На доске открывается тема урока)
Учитель: Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите цели урока
Совершенствовать знания о __________ Л.Н. ____ ( совершенствовать знания о творчестве Л.Н. Толстом)
Учиться п_____, в______ _____ _____ «_____» и а_____ его. ( учиться правильно, выразительно читать произведение «Прыжок» и анализировать его)
IV. Подготовительный этап урока. Подготовка к восприятию текста
1. Словарная работа
- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. (Процесс чтения слов затруднён, записан необычным образом)
Атчам – мачта – конструкция вертикальная для крепления
[кайута] – каюта – отдельное жилое помещение на корабле
Аршин – старинная мера длины, равная 71 см
Задор- горячность, азарт
Чтение слов
О-безь-я-на
Рас – хо –ди - лась
Две- над –ца – ти –лет –ний
Раз –за –до- рил –ся
Ученики озвучивают слова, объясняют их лексическое значение, учитель при необходимости уточняет, корректирует их.
2. Рассказ о корабле –паруснике (Слайд с изображением парусника.)
Учитель: Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
Рассматривание иллюстрации и чтение сведений о парусном корабле.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев
Учитель: Исходя из названия произведения и слов, с которыми мы работали, попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в этом произведении? (Принимаются все версии)
Учитель:
В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека была служба в армии. Служил он и на море.
Во время одного плавания и случилась история, с которой мы сегодня познакомимся.
Учитель:
Давайте проверим, насколько правильно вы рассуждаете. Какой смысл в название рассказа вложил автор. Послушайте внимательно это произведение.
V. Первичное чтение. Выразительное чтение рассказа учителем.
1. Проверка первичного чтения.
После небольшой паузы, обмен читательскими мнениями
- Оправдались ли ваши предположения? Кто из ребят был прав?
Кто герои произведения?
Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Какие чувства испытывали вы?
2.Проблемный вопрос (активизация исследовательского мышления детей):
- Из-за чего мальчик совершил прыжок?
Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца .....
(Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать рассказ.)
VI. Чтение произведения учениками и его анализ.
1.Чтение 1 абзаца вслух учащимися.
- Как появилась обезьяна на корабле? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли).
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?
Вспомогательные вопросы. Какое настроение было у собравшихся на палубе? Почему?
Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались на палубе и, наверное, мальчик не полез бы на мачту.
- Прочитайте слова, как вела себя обезьянка? (Вертелась, корчилась, забавлялась, прыгала, делала рожи, передразнивала)
- Почему она так себя вела? Найдите, зачитайте (и видно было – она знала, что ею забавляются). Что значит, ещё больше расходилась?
2 Самостоятельное чтение 2 абзаца.
- Подчеркните слова передающие поведение обезьяны (подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась), отношение людей к её поступкам (все засмеялись) и настроение мальчика (не знал, что ему делать)
– Что вас насторожило? (поведение мальчика, ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)
- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Называет ли он его имя? (он сын капитана, ему 12 лет.)
- Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы так и не узнали?
(Сын капитана – значит, что все его знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, поставить себя в смешное положение. 12 лет - переходный возраст, когда болезненно воспринимаются насмешливые оценки со стороны окружающих)
3. Чтение 3 абзаца
- Прочитать выразительно и голосом передать поведение обезьяны (дразнила, показывала рожи, ....), матросов (стали громче смеяться ...) и мальчика (покраснел, скинул куртку, взобрался на первую перекладину...)
-Какие чувства испытываете вы читатели. Вам хочется смеяться?
4. Чтение 4 -5 абзацев выразительно.
- Что передадим голосом, интонацией? (Рост напряжения, страха за жизнь мальчика)
Выбрать из текста слова, характеризующие поведение мальчика и обезьяны
Мальчик: полез выше, добрались до самого верха, раззадорился, бросил мачту, ступил на перекладину, покачивая руками.
Обезьяна: полезла выше, вытянулась во всю длину, повесила на край перекладины, корчилась, показывала зубы и радовалась
( Слайд с изображением иллюстрации перекладины)
- Почему же мальчик полез за обезьяной?
Возможные варианты ответов:
- ему было жалко потерянной шляпы;
- он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной;
- ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.
Ключевой вопрос: связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
(Прийти к выводу: поведение мальчика напрямую связано с поведением матросов: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись)
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Зачитать. (Все замерли от страха, ждали, что будет)
Почему?
(Да, отношение окружающих, изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться, он может просто разбиться).
- От чего мальчик опомнился? (Кто-то ахнул от страха)
- Какими словами автор передаёт угрозу жизни мальчика, напряженный момент? (Мальчик опомнился от крика, глянул вниз и зашатался.)
- Как в такое напряженное время должны вести себя окружающие? (Не шуметь, не кричать, не испугать.)
5 Чтение учащимися рассказа до конца. (Чтение про себя)
Цель: постарайтесь понять, представить состояние капитана.
6. Анализ финала.
-Зачем капитан вышел из каюты? ( Первая и вторая фразы говорят о спокойствии капитана и желании развлечь себя стрельбой из ружья.)
- Зачитать, какие слова передают мгновенное изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение? (Увидел сына, прицелился и закричал.)
- Что заставило мальчика прыгнуть? (Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)
7. Прочитать выразительно по ролям слова капитана и слова автора
-Что можно сказать о капитане? (Находчивость капитана спасла мальчика, умение принять решение в трудную минуту, он сильный духом, бесстрашный, решительный, умеющий сориентироваться, не растеряться в сложной, трагической для него ситуации.)
- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение, очень испугался за сына.)
- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей.)
- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказ? (Обезьянка не главный герой, она лишь стала поводом конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.)
8. Работа в группах.
Расставь пункты плана в правильном порядке. Работа на листочках.
1. Проказы обезьянки. 2. На корабле. 3. На перекладине
4. Погоня за обезьянкой 5. Прыжок. 6. Решение отца
Проверь план (слайд)
1. На корабле.
2. Проказы обезьяны.
3. Погоня за обезьянкой.
4. На перекладине.
5. Решение отца.
6 Прыжок.
VII. Обобщение представления учащихся о главном герое.
1. Тестовое задание: Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. (Текст задания распечатан для каждого ученика)
Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана
2. Проверка теста
Учащиеся должны осознать психологический конфликт рассказа, противостояние веселящейся толпы, «народа», и подростка, стремящегося по –мальчишески отстоять своё, как он считает оскорблённое достоинство и желательно, чтобы выбрали следующие ключевые слова:
Стремление отстоять свое достоинство
Мальчишеский задор
Желание доказать, что он сын капитана
Учитель:
Каков характер мальчика? (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капитана)
Учитель: Похож ли мальчик на отца-капитана? (Ответы детей: своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истиной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому возрасту)
VIII. Работа над заглавием рассказа.
- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?
(Какую роль сыграл прыжок?)
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
(Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.)
(Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.)
IX. Подведение итога.
- Какое твоё отношение к герою?
(Ответы детей, самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.)
-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.)
- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
(Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.)
X Рефлексия
- Над чем заставило нас задуматься это произведение?
(Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться и совершить свой «прыжок», найти правильное решение)
- Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
Оценка своей работы.
XI. Домашнее задание
Творческий пересказ
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.
Спасибо за урок.
Автор: Т.А. Волкова, учитель начальных классов, МКОУ «Тангуйская СОШ», с. Тангуй, Братского района, Иркутской области
Тезисы
На уроке литературного чтения ученик должен получить основы литературного образования и нравственного развития. Приёмы, используемые на уроках литературного чтения, призваны сформировать читательские умения и навыки, развить способности учеников полноценно воспринимать художественный текст.
При разработке урока использовала методики следующих авторов.
1. Методику и технологию анализа художественного произведения В.А. Лазаревой
Приёмы анализа по данной методике на этом уроке:
по сюжету «вслед за автором», от эпизода к эпизоду;
словесное рисование, восстановление плана последовательности событий;
анализ поступков персонажей;
выразительное чтение, чтение по ролям;
работа над названием произведения
2. Методику обучения средствами субъективизации Г.А. Бакулиной.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, проводится словарная работа поискового характера, глубже и основательнее проходит анализ произведения.
Использованная литература:
Валерия Лазарева. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
13PAGE 15
13PAGE 14115
15