Урок литературного чтения на тему Ушинский К. Д. Мена
Фрагмент урока литературного чтения, проведённого во 2 классе А, учителем начальных классов, Зубаревой Ириной Викторовной
Тема: К. Д. Ушинский Мена»
Цель: создать условия для осознанного определения учащимися главной мысли сказки – не нужен клад, коли в семье лад – через анализ художественного произведения
Задачи:
Образовательные: формировать умение выстраивать события по порядку; пересказывать фрагменты с использованием слов из текста; определить основную мысль; создать условия для развития внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора; содействовать формированию умения обосновывать сделанный вывод.
Развивающие: развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения.
Воспитывающие: воспитывать положительные качества характера на примере героев сказки; воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство уважения к альтернативному мнению, любовь к чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные УУД: формировать умение выстраивать события по порядку; пересказывать фрагменты с использованием слов из текста; определить основную мысль произведения; выявить отношение автора к героям, способы его выражения; объяснить поведение героев; определить своё отношение к персонажам, обосновывать его.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательно относится к собственным переживаниям, вызванным восприятием собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выражать свои эмоции, сопереживание; оценивать собственную учебную деятельность и выражать положительное отношение к процессу познания; мотивировать свои действия.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, определять цель и план выполнения заданий, прогнозировать развитие событий, понимать цель и смысл выполняемых заданий; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные УУД: прочитать текст и понять его фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами, толковый словарь, иллюстрации к сказке, тест
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
I. Организационный момент
Добрый день всем! Сегодня на уроке литературного чтения у нас присутствуют гости. Поприветствуем их стоя. Улыбнитесь друг другу, гостям, улыбка располагает к приятному общению.
Слайд 1
II. Введение в тему
Проблемный диалог.
- Ребята, кто из вас хоть раз совершал обмен?
-Какие предметы вы меняли?
- Никита, давай поменяемся: я тебе ручку, а ты мне - телефон? Согласен?
-В чём суть обмена? Какое главное условие обмена -? (должен быть равнозначным)
Из нашей беседы вы можете предположить как будет называться сказка, над которой мы будем работать на уроке?
- Сегодня на уроке мы поработаем над авторской сказкой, которая называется родственным словом к слову «обмен» - «Мена».
- Прочтите фамилию, имя, отчество автора сказки. (Чтение с доски)
Константин Дмитриевич Ушинский «Мена»
Слайд 2
Ш. Постановка учебной задачи
Проблемный вопрос
Чему учит сказка?
- Зачем люди читают сказки? (чтобы учиться на ошибках других людей, научиться чему - то)
-Какие задачи поставим перед собой на урок? (прочитать сказку, извлечь из сказки урок, назвать главных героев, узнать какие поступки они совершали, чему учит сказка).
Прочитать...
назвать главных героев
узнать какие поступки они совершали
извлечь из сказки урок
Проблемный вопрос: чему учит сказка? Слайд 3
IV. Словарная работа (Работа в группах)
Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе.(Чтение на слайде)
Помощником в работе будет учебник литературного чтения. Откройте его на стр. 130.
К. Д. Ушинский жил более 100 лет назад. В сказке встретятся слова, которые в настоящее время не употребляются или мы их слышим очень редко. Поэтому цель словарной работы: узнать значение незнакомых слов. Поработаем над их значением.
Задание 1 группы
Найдите в словаре значение слова «Барышник».
Задание 2 группы
Найдите в словаре значение слова «Коробейник».
Задание 3 группы
Найдите в словаре значение слова «Овчар».
Задание 4 группы
Найдите в словаре значение слова «Плетень».
Задание 5 группы
Узнайте у взрослых значение слова, предложенного вашей группе
Мужичок – серячок
Купец раскрывает значение слова учитель
Проверка результатов.
Подводим итоги. Все справились с заданием? Молодцы!
Слайд 4
Барышник – торговец лошадьми. Слайд 5
Коробейник - мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею (булавки, пуговицы, ленты, перчатки), ткани, книги. Слайд 6
Овчар – овечий пастух.
Слайд 7
Плетень плетёный забор из прутьев и веток.
Слайд 8
Мужичок-серячок – обычный, ничем не примечательный человек.
Слайд 9
Купец человек, занятый торговлей.
Слайд 10
V. Чтение сказки
Мы сейчас начнём читать сказку.
- Зачем нам нужно знать содержание сказки?
- Внимательно слушайте сказку, чтобы определить главных героев .
1.Чтение учителем. (1 абзац остановка) Продолжение чтения учащимися
-Предположите, что будет дальше?
-Как вы думаете, как встретила старика старушка?
Высказывают предположения.
2.Чтение учащимися.
Дочитывают сказку до конца.
Слайд 11
V1. Анализ текста
1. Первичное восприятие.
- Назовите главных героев.
- Могла ли такая история произойти на самом деле?
2. Работа в группах. У каждой группы лист оценивания. Учитывать вы будете работу группы: активность, правильность ответов, сотрудничество с одноклассниками по предложенному алгоритму. (!, +, ?)
Задание 1 группы
Почему сказка называется «Мена»? Что обменивал старик? Найдите ответ в сказке. Восстановите порядок обмена предметов в сказке
Оценивание:
! - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий
+ - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий, но обращались за помощью, или допустили неточности в ответе
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 2 группы
Ответьте на вопросы.
- Кто главный герой сказки?
Выберите качества, которыми можно охарактеризовать старика из сказки
Старик: храбрый, жадный, хитрый, добрый, скромный, упрямый, простодушный
-Можно ли сказать, что он счастливый?
Оценивание:
! - ответили на вопросы, выбрали качества характера
+ - ответили на вопросы , выбрали качества характера, но допустили неточности
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 3 группы
Как у старика оказался такой большой кусок золота? Найдите ответ в сказке. Прочитайте по цепочке.
Оценивание:
! - ответили на вопрос, прочитали по цепочке без ошибок
+ - ответили на вопросы , читали по цепочке, но допустили неточности
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 4 группы
Почему старик остался ни с чем?
Объясните своими словами.
Определите главную мысль сказки.
Оценивание:
! - ответили на вопросы, нашли ответ в сказке
+ - ответили на вопросы , нашли ответ в сказке, но допустили неточности
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 5 группы
Прочитайте пословицы. Выберите ту, которая выражает яснее главную мысль сказки.
1. На чужом горе своего счастья не построить
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Не нужен клад, коли в семье лад.
4. Не в деньгах счастье.
Оценивание:
! - Если выбрали 2 пословицы
+ - Если выбрали 1 пословицу
? - Ошиблись
Проверка: Слайд 12
храбрый
жадный
хитрый
добрый старик
Слайд 13
скромный
упрямый
простодушный
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Физминутка ( на 15 минуте урока)
Улыбнулись, потянулись,
покружились, наклонились вправо, влево,
встали, присели,
и за парты тихо сели.
VI. Итог урока.
Тест.
Оценивание.
-Какое произведение сегодня изучали? (авторская сказка «Мена»)
Нашли мы ответ на поставленный вопрос? Чему учит сказка К. Д. Ушинского?
Не в деньгах счастье, а человеческой доброте, преданности друг другу, уважении, любви.
Выполните тест, который лежит на ваших столах. Обведите буквы - ответы
Выпишите буквы – ответы в строчку. Что у вас получилось? Прочитайте это слово. Какие получили результаты? Обобщают, делают выводы. Оценивают свою работу.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
VII. Задание на дом
Перечитать произведение К. Д. Ушинского и придумать новую историю из жизни старика и старушки.
Слайд 20
Приложение 1.
Словарная работа.
Задание 1 группы
Найдите в словаре значение слова «Барышник».
Задание 2 группы
Найдите в словаре значение слова «Коробейник».
Задание 3 группы
Найдите в словаре значение слова «Овчар».
Задание 4 группы
Найдите в словаре значение слова «Плетень».
Задание 5 группы
Узнайте у взрослых значение слова, предложенного вашей группе
Мужичок – серячок
Приложение 2
Задание 1 группы
Почему сказка называется «Мена»? Что обменивал старик? Найдите ответ в сказке. Восстановите порядок обмена предметов в сказке
Оценивание:
! - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий
+ - ответили на вопрос, нашли ответ в сказке, восстановили последовательность событий, но обращались за помощью, или допустили неточности в ответе
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 2 группы
Ответьте на вопросы.
- Кто главный герой сказки?
Выберите качества, которыми можно охарактеризовать старика из сказки
Старик: храбрый, жадный, хитрый, добрый, скромный, упрямый, простодушный
-Можно ли сказать, что он счастливый?
Оценивание:
! - ответили на вопросы, выбрали качества характера
+ - ответили на вопросы , выбрали качества характера, но допустили неточности
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 3 группы
Как у старика оказался такой большой кусок золота? Найдите ответ в сказке. Прочитайте по цепочке.
Оценивание:
! - ответили на вопрос, прочитали по цепочке без ошибок
+ - ответили на вопросы , читали по цепочке, но допустили неточности
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 4 группы
Почему старик остался ни с чем?
Объясните своими словами.
Определите главную мысль сказки.
Оценивание:
! - ответили на вопросы, нашли ответ в сказке
+ - ответили на вопросы , нашли ответ в сказке, но допустили неточности
? – испытывали затруднения при выполнении задания
Задание 5 группы
Прочитайте пословицы. Выберите ту, которая выражает яснее главную мысль сказки.
1. На чужом горе своего счастья не построить
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Не нужен клад, коли в семье лад.
4. Не в деньгах счастье.
Оценивание:
! - Если выбрали 2 пословицы
+ - Если выбрали 1 пословицу
? - Ошиблись
Приложение 3
тест
1.Авторскими называют сказки, которые написал:
Б. Народ
Л. Автор
О. Русский народ
2.Сказку «Мена» написал:
Ю. А. К. Ушинский
Б. Л. Н. Толстой
В. Н. И. Сладков
3.Кого спас старик:
А. Пастуха
В. Свинопаса
Б. Богатого купца
4.Найди правильную последовательность обмена:
О. Золото, конь, вол, баран, поросёнок, игла
Б. Конь, золото, вол, поросёнок, баран, игла
В. Золото, вол, конь, поросёнок, игла, баран
5.Как относилась старуха к старику:
А. Ненавидела
В. Любила
Б. Презирала
6.Чему учит эта сказка:
А. Жадности
Б. Трусости
Ь. Любви и уважению
Проверка
1. л
2. ю
3. б
4. о
5. в
6. ь
Приложение 4
15