Конспект урока на тему К. Г. Паустовский «Первый зимний день».
Тема урока К. Г. Паустовский «Первый зимний день».
Цели:
Образовательные: познакомить с творчеством К.Г.Паустовского. Уметь пересказывать фрагменты текста; понимать позицию автора; объяснять значение слова в контексте произведения.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
- Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результаты:
Предметные: познакомиться с текстом-описанием, уметь выделять в тексте главную мысль.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: формировать умение работать с текстом, умение задавать вопросы, умение выделять главное, умение обобщать, умение делать выводы, умение слушать собеседника и т. д.
Основные понятия: текст-описание, основная мысль, устное сочинение, стихотворение, рассказ.
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Ресурсы: основные - учебник «Чтение», 2 класс, Кац, презентация.
дополнительные: тетради, энциклопедия, муз. пьеса П. И. Чайковского «Времена года - декабрь», алгоритм самооценки – «Ступеньки знаний».
Организация пространства : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организация учащихся
Ну-ка покажи, дружок! Готов ли ты начать урок? Все ли правильно сидят? Все ли весело глядят? Слушайте внимательно. Работайте старательно!
слушают, выбирают действия.
2. Вхождение в урок. разгадывание загадки.
-Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Замела я всё вокруг,Прилетев из царства вьюг.Осень, лучшую подружку,Я отправила на юг.Я морозна и белаИ надолго к вам пришла.(Зима)
1 слайд
отвечают на вопросы, размышляют.
3.Актуализация знаний.
-повторение.
-А как называется раздел учебника, который мы изучаем?(зимние картины)
-О чём будет говориться в произведениях этого раздела?
-А что вы знаете о зиме?
высказываются
4. Проверка домашнего задания.
-отличие стихотворения от рассказа
-А какое произведение мы с вами изучили на прошлом уроке ?
А это было стихотворение или рассказ?
Назовите признаки и того и другого.
-Давайте послушаем стихотворение, которое вам было задано на дом.
оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других,
ориентируют
ся в системе знаний
5. Знакомство с автором-
К. Паустовским
-работа с учебником.
(с.112-113)
-работа с заглавием и иллюстрацией
6.Формулировка темы урока.
7. Формулировка целей урока
9. План работы.
10. Изучение нового материала.
Работа с текстом.
-чтение учителем
-толкование крылатых фраз
-чтение с комментированием
учащимися и опрос по первичному восприятию
11. Физкультминутка.
Межпредметные связи с музыкой и окр. миром
12.Синтез.
-работа в группах
13.Закрепление
-работа с иллюстрациями
-работа над главной мыслью рассказа
-знакомство с текстом-описанием
-Откройте учебник страница 112 и прочитайте фамилию автора. Знакома она вам?
2 слайд
-Послушайте сообщение об авторе..
-Прочитайте название рассказа. Как вы думаете по заглавию можно догадаться о чём пойдёт речь ?О чём?(как наступила зима)
3 слайд
-Посмотрите на иллюстрацию. Помогает ли она нам предположить о содержании рассказа.
-Так какая же тема нашего урока?ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ ТЕМУ
Слайд 3
- Верны ли ваши догадки.
-Так каковы же цели нашего урока?
(прочитать произвед.,ответить на вопросы и найти его основную мысль)
-А работать мы будем по плану. Прочитайте его.
Слайд 4
ПЛАН НА ДОСКЕ.
1.ЧТЕНИЕ.2.ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
3.ВЫВОД.
-По плану у нас чтение.
Читать рассказ начну я. А вы внимательно слушайте и думайте с какой интонацией читать, в каком темпе, что передаю голосом и следите по тексту.
-Как я читала? (медленно, плавно)
-А что с ним случилось ночью?(ему показалось что он оглох)
- Почему автору показалось, что он оглох во сне? (Было очень тихо.)
- Какая тишина наступила за окнами? (Необыкновенная тишина.)
- Как автор называет необыкновенную тишину? (Он называет ее «мертвой».)
- Может ли тишина быть «мертвой»? В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (Нет, не может. Она неживая. В переносном.)
-Далее будете читать вы с комментированием.
- Кого автор увидел в саду? Что она делала? Какая погода была утром? Чем занимался автор и его друзья днём? Что такое сумерки? Каких птиц они видели на рябинах? Что сорвали на память о лете? Понравился вам рассказ? Ребята, а при помощи чего автор передал нам свои чувства?(слов)
-А вот замечательный русский композитор П.И. Чайковский умел передавать чувства при помощи музыки. Он написал муз. пьесы к каждому месяцу года. А кто знает как называется 1 месяц зимы? Давайте отдохнём под пьесу-декабрь. 5 слайд
-Второй пункт нашего плана- ответы на вопросы.
-Давайте поработаем с иллюстрациями.
6 слайд
Посмотрите, что изображено на иллюстрации с.113?Прочитайте отрывок из текста, который соответствует ей.
-А теперь третий пункт плана-вывод.
-Прочитайте отрывок, отражающий главную мысль. В какой части произведения она чаще всего бывает? А у нас?
-Вот о чём нам хотел рассказать К.Г Паустовский. Какое это чудо –зима. И использовал для этого слова-описания. Такой текст называется-текст-описание.
- Прочитайте, как автор описывает начало зимы? (День как будто дремал.)
-Как вы понимаете выражение «день как будто дремал»? (Было так тихо, спокойно)
- Может день дремать? (Нет. Дремать могут только живые предметы.)
7 слайд
-Найдите и прочитайте слова, которые помогли писателю.(необык.тишина,всё снежно,безмолвно.стаи снегирей)
отвечают,
слушают
самостоятель
но делают выводы,
доказывают ответ.
делают выбор и обсуждают его.
догадываются.
находят способ решения проблемы
понимание этапов работы
соотношение плана с действитель
ностью,
слушают,
восприни
мают,
отвечают на вопросы,
делают
выбор и обосновывают его,
читают,высказываются,
размышляют
совместная деятельность,
сравнивают,
делают выводы,
устанавли
вают причинно-следственные связи,
работа с одарёнными.
развивают устную речь,
соотносят с прочитанным,
с планом работы
делают вывод
получают новую информацию
ищут в тексте подтвержд
ение
14.Иллюстриро
вание рассказа.
Межпредметные с ИЗО.
-А каким вы видите первый зимний день?
фантазируют
15.Итог урока.
-Какова же тема урока?Чему мы научились? Что нового узнали?
подводят итог урока
16.Рефлексия.
-Оцените себя по ступенькам знаний:
1)красный-хотел бы знать больше
2)зелёный-мне всё понравилось
3)синий-испытывал затруднения
8 слайд
оценивают свою деятельность, испытывают чувство удовлетворе
ния
17.Дифференцированное домашнее задание,
18.Заключение.
Выставление оценок.
-Домашнее задание:
1)выразительно читать, пересказывать и читать др. произведения писателя
2)выразительно читать и пересказывать
3)выразительно читать
А в заключении я хочу процитировать слова –пожелания Паустовского:
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.
К.Паустовский
9 слайд
получают домашнее задание в соответствии с самооценкой ,
задают вопросы
слушают
15