Рабочая программа по русскому языку,4 класс,система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г. Зернограда
«Утверждаю»
Директор МБОУ лицей г. Зернограда
Приказ от____ августа 2016 года №
_______________ / Н.Н.Каракулькина /


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку

Уровень общего образования (класс) — начальное общее, 4 «Б»

Количество часов по учебному плану - 166
Количество часов по календарно-тематическому планированию - 166
Учитель Бурякова Людмила Ивановна
Программа разработана на основе авторской программы Репкина В.В., Восторговой У.В., Некрасовой Т.В «Русский язык».4класс. Вита-Пресс, Москва,2014
УМК развивающей системы Д.Б.Эльконина-В.В.ДавыдоваВ.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова Русский язык в двух частях
Вита-Пресс, Москва, 2017

2016-2017 уч. год
Раздел 1.Планируемые результаты учебного предмета «Русский язык. 4 класс». Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• умение проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
• умение работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
стремления к самосовершенствованию;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
• оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (линейки, баллы, проценты);
• адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакциейсреды решения задачи);
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала в совместно-распределенной
деятельности;
• анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
• прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
• самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
• понимать значение работы над устранением ошибок;
• находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
• подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, компьютер, взрослый человек);
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
• извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов разных жанров и стилей;
• самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;
• подводить под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, выводить следствие;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приѐмов решения задач;
• выдвигать гипотезы, обосновывать и доказывать правильность выбранной гипотезы;
• строить рассуждение и доказательство;
• понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы замещаемой предметной действительности;
• использовать разные графические средства;• замечать проблему, ее формулировать в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и
творческого характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать знаковую модель самостоятельно;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• понимать возможность оснований для оценки одного и того же предмета;
• понимать относительность оценок или выборов других людей;
• понимать мысли чувства, стремления и желания окружающих;
• эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• высказываться, убеждать, доказывать, уступать. С помощью вопросов выяснять недостающую информацию;• брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
• анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношение других участников деятельности к собственному действию;
• выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
• составлять внутренний план действий.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнѐт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования научится:
• осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объѐме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Раздел «Фонетика»
Выпускник научится:
 проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов (в рамках повторения материала).
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
Выпускник получит возможность научиться:
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имѐн существительных — род, число, падеж, склонение, одушевленность -
неодушевленность;
• определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
определять спряжение глаголов по усекаемости-неусекаемости основ, наклонение;
определять грамматические значения имен числительных (значение числа или количества предметов, падеж);
определять грамматические значения местоимений (лицо, число, род, падеж);
определять наречие (значение признака процесса);
различать служебные части речи: предлог, союз, частицу, междометие);
образовывать от данного слова другие части речи;
проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
•классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания корней зор-зар, кос-кас;
• применять правило правописания приставок на з,с;
• применять правило правописания суффикса о,е в наречиях; образованных от прилагательных без приставок (в том числе после шипящих);
• писать Ь после шипящих на конце слов всех частей речи;
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• правильно писать изученные за курс начальной школы слова с непроверяемыми написаниями;
• правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и,а,но, или (простейшие случаи), простых предложений с однородными членами (без союзов, с союзами и,а,но, или, с обращениями, междометиями).
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;
• самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
• составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (дляизложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Раздел 2.Содержание учебного предмета «Русский язык. 4 класс». Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Строение слова (17 ч)
(повторение материала, изученного во 2-м и 3-м классах)
Основа и окончание слова. Родственные слова. Наименьшие значимые части слова (морфемы) и их работа. Сложные слова. Интерфикс как особая (соединительная) морфема. Интерфикс О (Е ).Фонемы как строительный материал морфем. Чередование звуков и фонем в морфемах. Буква как знак фонемы. Способы проверки орфограмм в разных морфемах. Нефонемные написания в падежных окончаниях и в корнях гор-/гар, кос-/кас (наблюдения). Нефонемные написания в приставках (приставки на 3-/С-). Приставки пре- и при-(наблюдения). Дополнительный материал для факультативного изучения. Особенности написания слов с корнем лож-/лаг-.
Слово как значимая единица языка (29 ч)
Лексическое значение слова (слово как название человека, предмета, признака, действия, состояния и т. п.). Слова-названия и слова-указатели (местоимения). Однозначные и многозначные слова. Слова-синонимы и слова-омонимы. Грамматические значения слова (значения слова, появляющиеся в высказывании: обозначение действующего лица, адресата действия, количества называемых предметов, времени действия и т. п.). Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений слова. Сохранение лексического значения слова при его изменении в речи (высказывании). Основа слова как средство выражения его лексического значения. Различные изменения слова (словоформы) как средство выражения его грамматических значений.
Дополнительное средство выражения грамматических значений слова (формы зависимого от него слова). Лексическое значение как индивидуальное значение отдельного слова. Типовой характер грамматических значений (грамматическое значение как значение, одинаковое для большой группы слов). Однородные грамматические значения и их противопоставленность друг другу. Переменные (словоизменительные) и постоянные (словоразличительные) грамматические значения. Зависимые и независимые грамматические значения слова. Словоформа как средство выражения нескольких грамматических значений слова. Грамматическая форма (совокупность словоформ разных слов, с помощью которых выражается одно и то же грамматическое значение), ее отличие от словоформы. Грамматическая модель слова. Дополнительный материал для факультативного изучения. Слово как система словоформ.
Общее грамматическое значение слов, обозначающих предметы («предмет»), и средства его выражения. Его отличие от лексического значения этих слов. Наличие общего грамматического значения у слов, называющих признаки («признак предмета») и действия^» процесс»).Часть речи (слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значение, т. е. построенные по одной и той же грамматической модели). Обусловленность «поведения» слова в речи (способности присоединяться к другим словам и присоединять их к себе) его общим грамматическим значением. Склоняемые (имена) и спрягаемые (глаголы) части речи.
Грамматические формы и грамматические значения имени существительного, имени прилагательного, глагола (30 ч)
Значения форм числа, падежа и рода у имен существительных. Грамматическое значение одушевленности/неодушевленности и средства его выражения. Три типа склонения существительных. Значения форм числа, падежа и рода у имен прилагательных. Значения кратких форм прилагательного (наблюдения). Дополнительный материал для факультативного изучения
Соотношение между грамматическими формами и грамматическими значениями слова (на примере категории числа имен существительных). Омонимичные прилагательные и существительные. Формы лица и их значения. Глаголы, не имеющие значения лица. Формы времени. Связь форм лица и рода с формами времени. Формы наклонения. Правописание формы повелительного наклонения. Инфинитив как особая форма глагола. Дополнительный материал для факультативного изучения. Омонимичные глаголы и отглагольные существительные. Роль глагола в речи.
Система частей речи в русском языке (22 ч)
Имя числительное, его общее грамматическое значение числительных («число», «количество предметов»). Грамматические формы числительного (формы падежа). Имена числительные и счетные существительные. Порядковые прилагательные, образованные от числительных (третий, десятый и т. д.). Простые, сложные и составные числительные, некоторые особенности их правописания (буква Ь в числительных на -дцать и -десят). Наречие (общие сведения). Сравнение общего грамматического значения прилагательных и наречий («признак предмета» и «признак процесса»). Отсутствие у наречия частных грамматических значений, прикрепляющих его к другим словам (неизменяемость наречий). Возможность присоединения наречия к глаголам, прилагательным и существительным. Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса -о (-е). Особенности правописания наречий (наречия с приставками и существительные с предлогами (наблюдения), суффиксы -о и -е в конце наречий после шипящих; букваЬ в конце наречий после шипящих). Местоименные слова и их место в системе частей речи. Местоименные существительные как особая часть речи (местоимение). Местоименные прилагательные, числительные и наречия (наблюдения). Союзы, их роль в языке. Знаки препинания при записи высказываний с союзами (наблюдения). Частицы, их роль в языке. Отрицательные частицы не и ни, их отличие от омонимичных приставок (наблюдения). Вопросительная частица ли (ль). Междометия, их роль в языке. Междометие как особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Знаки препинания при записи высказываний с междометиями. Составление классификационной схемы частей речи, выяснение ее открытого характера. Дополнительный материал для факультативного изучения Утвердительные и отрицательные высказывания. Грамматическая характеристика слова (словоформы) в высказывании.Принадлежность слова к части речи. Начальная форма слова. Постоянные (словоразличительные) грамматические значения слова. Грамматические значения словоформы в высказывании.
Синтаксические единицы языка (31 ч)
Морфемы и слова как разные значимые единицы языка (работа морфем и слов в языке: морфемы как строительный материал слов; слова как названия предметов и явлений). Появление совместной работы слов при их связи друг с другом (на примере словосочетания). Слова, связанные друг с другом, как особая единица языка. Морфемы и слова как «готовые» единицы языка. Единицы языка, возникающие при связи слов друг с другом, как «составляемые» (синтаксические) единицы.
Грамматическая связь между словами в синтаксических единицах. Средства грамматической связи (грамматические формы слов и служебные слова). Типы грамматической связи (подчинительная, взаимная, сочинительная). Независимые и зависимые слова в синтаксических единицах, способ их разграничения. Синтаксические единицы, образующиеся на основе подчинительной связи (т. е. связи между независимым и зависимым словами), работа этих единиц (уточненное название предмета, действия или признака). Работа независимого слова (название предмета, действия, признака) и работа зависимого слова (уточнение названия предмета, действия, признака). Вопрос от независимого слова к зависимому как способ определения его работы. Синтаксические единицы, образующиеся на основе взаимной связи (т. е. связи между словами, которые зависят друг от друга), работа этих единиц (сообщение или вопрос). Словосочетание (синтаксическая единица, образующаяся на основе подчинительной связи). Предложение (синтаксическая единица, образующаяся на основе взаимной связи). Сочинительная связь между словами (связь между словами, которые выполняют одинаковую работу в словосочетании или предложении). Средства выражения этой связи (союзы, интонация). Ряды однородных слов, связанных сочинительной связью, как несамостоятельная синтаксическая единица. Дополнительный материал для факультативного изучения . Значимые и незначимые единицы языка.
Виды связей между словами в словосочетании: согласование, управление, примыкание (наблюдения без введения терминов). Независимый и зависимый члены словосочетания; члены словосочетания, состоящие из одного слова или ряда однородных слов. Основные значения зависимых членов словосочетания (определительное, дополнительное, обстоятельственное). Разные словосочетания и разные грамматические формы одного и того же словосочетания. Словосочетание как система его грамматических форм. Дополнительный материал для факультативного изучения. Слово и словосочетание.
Типы предложений в русском языке. Предложение. (18 ч)
Предложение как синтаксическая единица языка, служащая для построения высказываний (сообщений и вопросов). Член предложения, обозначающий предмет сообщения, и член предложения, обозначающий содержание о предмете. Разные предложения и разные формы одного и того же предложения. Предикативность (соотнесенность сообщения с действительностью) как грамматическое значение предложения. Понятие о сказуемом (предикате) как члене предложения, выражающем его грамматическое значение. Глагольные и именные сказуемые, глагольная связка в именном сказуемом (наблюдения). Подлежащее как член предложения, определяющий грамматические формы сказуемого. Уточнение содержания подлежащего и сказуемого с помощью грамматически зависимых от них слов. Грамматическая основа предложения. Слова, являющиеся и не являющиеся членами предложения (на примере обращений и междометий); средства выделения последних в устной речи и на письме. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Предложения с двумя и одним главным членом (на примере безличных предложений). Простые и сложные предложения. Средства грамматической связи между частями сложного предложения (союзы, интонация). Знаки препинания (запятая) в сложном предложении (наблюдения). Предложения с прямой речью, правила их записи (повторение).Ряды однородных слов в предложении, средства связи между ними. Знаки препинания в предложениях с однородными словами. Предложение и высказывание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные предложения). Виды предложений по эмоциональной окраске высказывания (восклицательные и невосклицательные предложения). Члены предложения и смысловые части высказывания. Логическое ударение как средство выделения основного смысла высказывания. Грамматическая характеристика простого предложения. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
Нераспространенное или распространенное предложение. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения, уточняющие подлежащее и сказуемое. Наличие слов, не являющихся членами предложения. Дополнительный материал для факультативного изучения.
Выражение сказуемого и подлежащего словосочетанием. Однородные слова и однородные члены предложения.
Систематизация знаний о слове и его работе в речи (19 ч)
Развитие речи (работа с текстом)
Типы текста (повествование, описание, рассуждение), особенности их структуры. Употребление разных частей речи в различных типах текста.. Деловой и художественный текст (наблюдения). Составление делового и художественного описания. Составление делового письма.
Составление рассуждения по изученному грамматическому материалу. Изложение текста с элементами повествования, описания и рассуждения. Стили речи (разговорный, научный¸ художественный). Написание делового письма.
Знания и умения
К концу четвертого класса учащиеся должны знать:
-что такое часть речи;
- «общее» и частные грамматические значения изученных частей речи: имя существительное (обозначение предмета;
одушевленность-неодушевленность, род, число, падеж), тип склонения; имя прилагательное (обозначение признака предмета; род, число, падеж); имя числительное (обозначение числа или количества предметов; падеж); местоимение (обозначение лица; лицо, число, род, падеж);глагол (обозначение процесса; время, наклонение, лицо, число, род), тип спряжения; наречие (обозначение признака процесса); предлог (дополнительное средство выражения падежного значения существительного); союз (средство выражения связи между частямипредложения и однородными словами); частица (средство выражения дополнительных значений слов и предложений); междометие (средство выражения чувств);
- правила правописания корней зор-/зар-, гор-/гар-; правило правописания приставок наЗ-/С-;
-правило правописания суффикса -о (-е) в наречиях, образованных от прилагательных без приставок (в том числе — после шипящих);
- правила правописания буквы Ь после шипящих во всех частях речи;
-виды синтаксических единиц (словосочетание, предложение);
-грамматическое значение предложения;
-что такое сказуемое (член предложения, выражающий его грамматическое значение);
-что такое подлежащее (член предложения, определяющий грамматические формы сказуемого);
Уметь:
-определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;
-определять грамматические значения слова и словоформы в предложении (в пределах изученных частей речи) и средства их выражения;
-образовывать от данного слова другие части речи и объяснять способ их образования (простейшие случаи типа холод —холодный — холодить);
-находить главные члены предложения;
-находить слова, не являющиеся членами предложения (обращения, междометия);
- различать простые и сложные предложения (простейшие случаи);
- находить ряды однородных слов;
-объяснять правописание слова (в пределах изученных орфограмм); правильно писать изученные в 1—4-м классах слова с непроверяемыми орфограммами;
-правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но, или (простейшие случаи), простых предложений с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но, или, с обращениями, междометиями);
-записывать под диктовку связный текст (не менее 80 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;
-письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана;
-строить развернутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений;
-давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному учебному материалу; составлять и записывать сочинение (повествование и описание) делового и художественного характера на заданную тему.
Раздел 3.Календарно-тематическое планирование
№ По плану ФактичТема К-во час. Контроль
I четверть. Раздел 1. Строение слова. Повторение изученного во 2-3 классах. (17 часов)
1 1.09 Морфемы как наименьшие значимые части слова. 1 2 2.09 Родственные слова (повторение). 1 3 5.09 Сложные слова. Интерфикс как особая морфема. 1 4 6.09 Фонемы как строительный материал для морфем. 1 5 7.09 Обозначение фонем буквами по закону письма. 1 6 8.09 Проверка орфограмм слабой позиции в разных частях слова. 1 7 9.09 Орфограммы нарушающие закон письма. Корни -кос-/кас-. 1 8 12.09 Орфограммы нарушающие закон письма. Приставки на з/с. 1 9 13.09 Входная контрольная работа. 1 кр10 14.09 Развитие речи. Повествование и описание. 1 р/р
11 15.09 Контрольное списывание. Проверка орфограмм разного типа. 1 кс
12 16.09 Анализ допущенных ошибок. Проверка орфограмм разного типа. 1 13 19.09 Строение слова. 1 14 20.09 Орфограммы нарушающие закон письма. 1 15 21.09 Особенности правописания и произношения слов с корнем лаг- /лож-. 1 16 22.09 Контрольная работа «Строение слова. Повторение.»1 кр17 23.09 Анализ контрольной работы Приставки при- и пре- 1 Раздел 2.«Слово как часть речи» - 29 часов
18 26.09 Постановка учебной задачи. «Что такое часть речи?» 1 19 27.09 Лексическое значение слова Словарный диктант. 1 сд20 28.09 Грамматическое значение слова 1 21 29.09 Особенности грамматических значений слов 1 22 30.09 Особенности грамматических значений слов. Сравнение разных грамматических моделей. 1 23 3.10 Развитие речи. Связочные слова в повествовании... 1 р/р
24 4.10 Отличие лексического значения слова от грамматического. 1 25 5.10 Средства выражения отличия лексического значения от грамматического. 1 26 6.10 Индивидуальность лексического значения слова и типичность грамматического значения. 1 27 7.10 Три грамматических модели слов. Имя существительное. 1 28 10.10 Три грамматических модели слов. Имя прилагательное. 1 29 11.10 Три грамматических модели слов. Глагол. 1 30 12.10 «Предмет» как общее грамматическое значение слов, построенных по 1-ой модели. 1 31 13.10 «Предмет» как носитель признака. 1 сд32 14.10 Развитие речи. Изложение (обучающее) «Родничок» на основе услышанного, по коллективному плану. 1 р/р
33 17.10 Краткая форма слов обозначающих признак предмета. 1 34 18.10 Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признак предмета. 1 35 19.10 Понятие части речи. 1 36 20.10 Контрольный диктант за I четверть. 1 37 21.10 Анализ и работа над ошибками. 1 кс
38 24.10 Контрольное списывание «Грамматическое значение слов». 1 39 25.10 Название трех основных частей речи. 1 40 26.10 Грамматическая модель неизменяемых слов. 1 41 27.10 Контрольная работа «Части речи». 1 кр42 28.10 Анализ контрольной работы Переход из одной части речи в другую. 1 II четверть
43 7.11 Прилагательное или существительное. 1 р/р
44 8.11 Существительное или глагол. 1 45 9.11 Развитие речи. Детальное описание событий в повествовании 1 46 10.11 Общее грамматическое значение частей речи. 1 Раздел 3. «Грамматические формы и грамматические значения имен и глаголов. (30 часов)
47 11.11 Падежные формы существительных. 1 48 14.11 Типы склонений существительных. 1 49 15.11 Многозначность падежной формы. 1 50 16.11 Две работы падежной формы существительного. 1 51 17.11 Особенности употребления предлогов с падежными формами. 1 52 18.11 Две работы форм числа. 1 53 21.11 «Пустые» формы. 1 54 22.11 Собирательные существительные Словарный диктант. 1 сд55 23.11 Грамматические формы рода существительных. 1 56 24.11 Диктант по теме: «Имя существительное». 1 д
57 25.11 Анализ диктанта. Слова общего рода. 1 58 28.11 Форма рода слов типа дядя. 1 59 29.11 Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных. 1 60 30.11 Формы числа, падежа и рода имён прилагательных. 1 61 1.12 Грамматическая характеристика имён существительных и имён прилагательных. 1 62 2.12 Формы лица глагола. Типы спряжения (повторение). 1 63 5.12 Формы времени глагола. 1 64 6.12 Контрольное списывание по теме «Глагол». 1 кс
65 7.12 Анализ контрольного списывания Глаголы, имеющие две и три формы времени. 1 66 8.12 Способ разграничения формы будущего простого времени и формы настоящего времени. 1 67 9.12 Формы наклонения глагола. 1 68 12.12 Упражнения в определении наклонения глаголов. 1 69 13.12 Грамматическая характеристика глаголов. 1 70 14.12 Подбор подходящих видо-временных форм глагола в повествовании. Словарный диктант. 1 сд71 15.12 Контрольная работа по теме « Грамматические формы и значения имён, глаголов». 1 к/р72 16.12 Итоговый диктант за 1 полугодие по теме: «Обобщение знаний о словах, именах, глаголах». 1 кд
73 19.12 Анализ контрольного диктанта. 1 74 20.12 Развитие речи. Составление описания по заданному повествованию и наоборот. 1 р/р
75 21.12 Дополнительные падежи в русском языке. Исторические сведения о глаголах. 1 76 22.12 Счётные слова и числительные. 1 Раздел 4. «Система частей речи в русском языке».( 22 часа)
77 23.12 Постановка учебной задачи «Система частей речи в русском языке». 1 78 26.12 Имя числительное как особая часть речи. Особенности правописания числительных. 1 79 27.12 Порядковые количественные числительные. Закрепление изученного во 2 четверти. 1 III четверть
80 9.01 Особенности правописания числительных. Количественные и порядковые числительные. 1 81 10.01 Местоимённые слова. 1 82 11.01 Местоимённые слова. Слова – заместители. Словарный диктант. 1 сд83 12.01 Местоимённые существительные как особая часть речи. 1 84 13.01 Предлог как особая часть речи. 1 85 16.01 Развитие речи. Рассуждение. 1 р/р
86 17.01 Наречие как особая часть речи. 1 87 18.01 Наречие как особая часть речи. 1 88 19.01 Наречие как особая часть речи. 1 89 20.01 Контрольное списывание по теме: «Наречие». 1 кс
90 23.01 Анализ контрольного списывания. Знакомство с союзом - как частью речи. 1 91 24.01 Союз как особая часть речи. 1 92 25.01 Знакомство с частицей – как частью речи. 1 93 26.01 Частицы как особая часть речи. 1 94 27.01 Развитие речи. Изложение «Соловей-разбойник». 1 р/р изл.
95 30.01 Междометие как особая часть речи. 1 96 31.01 Контрольная работа по теме: «Система частей речи в русском языке». 1 кр97 1.02 Анализ контрольной работы. Упражнения в написании междометий, союзов, предлогов. 1 98 2.02 Особенности числительных два и оба. Словарный диктант. 1 Раздел 5. «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» - 31 час.
99 3.02 Постановка учебной задачи: «Как связываются слова друг с другом в речи?» Три типа грамматической связи в синтаксических единицах. 1 100 6.02 Подчинительная связь в синтаксических единицах. 1 101 7.02 Подчинительная связь в синтаксических единицах. 1 102 8.02 Сочинительная связь в синтаксических единицах. 1 103 9.02 Запятые при однородных словах. 1 104 10.02 Развитие речи.Деловое и художественное описание. 1 р/р
105 13.02 Словосочетание как особая синтаксическая единица. 1 106 14.02 Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании. 1 107 15.02 Контрольное списывание по теме: «Связь слов в предложении». 1 108 16.02 Анализ контрольного списывания Работа словосочетания. 1 109 17.02 Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании. 1 110 20.02 Работа словосочетания. Составление словосочетаний по заданной схеме. 1 111 21.02 Неизменяемые слова в словосочетаниях. 1 112 22.02 Сложные словосочетания. Составление словосочетаний по заданной схеме. 1 113 27.02 Диктант по теме: «Словосочетания». 1 д
114 28.02 Анализ работы. Упражнения в составлении сложных словосочетаний 1 115 1.03 Развитие речи.Роль определений в художественной речи (эпитеты, без термина). 1 р/р
116 2.03 Роль взаимной связи между словами при построении высказываний. Словарный диктант. 1 сд117 3.03 Предложение как особая синтаксическая единица. Роль предложения в речи. 1 118 6.03 Грамматическое значение предложения. 1 119 7.03 Формы предложения. 1 120 9.03 Контрольное списывание по теме: «Предложение». 1 кс
121 10.03 Сказуемое и подлежащее как члены предложения. 1 122 13.03 Однородные члены предложения. 1 123 14.03 Разные средства выражения сказуемого (составные сказуемые, без термина). 1 124 15.03 Развитие речи. Изложение. Составление плана делового текста. 1 р/р изл.
125 16.03 Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении. Словарный диктант. 1 сд126 17.03 Отработка способа определения сказуемого и подлежащего. 1 127 20.03 Контрольная работа по теме «Синтаксически единицы языка: словосочетание и предложение». 1 кр128 21.03 Анализ контрольной работы. Систематизация знаний о синтаксических единицах. 1 129 22.03 Слово и словосочетание. Предложение и высказывание. 1 Раздел 6. «Типы предложений в русском языке». ( 18 час) .
130 23.03 Постановка учебной задачи «Какие бывают предложения?». 1 131 24.03 Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Словарный диктант. 1 сдIV четверть132 3.04 Отработка навыка определения распространённых и нераспространённых предложений. 1 133 4.04 Выделение главных и второстепенных членов предложения. 1 134 5.04 Слова, не являющиеся членами предложения. 1 135 6.04 Разный состав грамматической основы предложения. Один или два члена предложения. 1 136 7.04 Контрольное списывание по теме: «Члены предложения». 1 кс
137 10.04 Анализ контрольного списывания Сложные предложения с союзами, знаки препинания в них. 1 138 11.04 Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них. Словарный диктант. 1 сд139 12.04 Сложные предложения с подчинительными союзами. 1 140 13.04 Сложные предложения. Составление моделей к предложениям. 1 141 14.04 Развитие речи. Деловое и художественное повествование. 1 р/р
142 17.04 Развитие речи. Изложение. Составление плана текста-инструкции. 1 р/р изл.
143 18.04 Отработка грамматической характеристики простого предложения. 1 144 19.04 Отработка грамматической характеристики простого предложения. 1 145 20.04 Контрольная работа по теме: «Типы предложения в русском языке».
1 кр146 21.04 Анализ контрольной работы. Особенности сказуемого в предложении. 1 147 24.04 Особенности сказуемого в предложении. Выделение грамматической основы в предложении. 1 Раздел 7. «Систематизация знаний о слове и его работе в речи». (19 час.)
148 25.04 Постановка учебной задачи «Что же такое слово?» Словарный диктант. 1 сд149 26.04 «Звуковой портрет» слова. Ь и Ъ показатели мягкости. 1 150 27.04 Лексическое значение слова. 1 151 28.04 Развитие речи. Сочинение. Деловое и художественное описание воробья. 1 р/р соч.
152 3.05 Лексическое значение родственных слов. 1 153 4.05 Родственные слова в разных частях речи. 1 154 5.05 Морфемный состав слова. Сложные слова. 1 155 10.05 Проверка орфограммы в слове. Разбор слов по составу. 1 156 11.05 Проверка орфограммы в слове. Звуко-буквенный разбор. 1 157 12.05 Проверка орфограммы в слове. Звуко-буквенный разбор. 1 158 15.05 Контрольная работа по теме: «Систематизация знаний о слове и его работе в речи» 1 кр159 16.05 Анализ контрольной работы. Устойчивые словосочетания. 1 160 17.05 Слово как часть речи. Самостоятельные части речи. 1 161 18.05 Слово как часть речи. Служебные части речи. 1 162 19.05 Итоговый контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в начальной школе». 1 кд
163 22.05 Анализ итогового диктанта. Слово как член предложения. 1 164 23.05 Однородные члены предложения. Слово как член предложения. 1 165 24.05 Обобщение изученного материала. 1 166 25.05 Итоговый урок. 1 Контрольные задания
Составить грамматическую характеристику каждого слова из высказывания:
Ранним утром услышишь звонкие песни соловья
Найти в высказываниях две словоформы одного и того же слова. Выделить в них морфемы, которыми они отличаются друг от друга. Какой частью речи является это слово, записать объяснение.
Девочка, так чудесно играющая на скрипке, учится в нашем классе.
Девочка, так чудесно игравшая на скрипке в детстве, давно выросла и стала известным композитором.
Нормы контроля и оценки знаний
1. Нормы оценки знаний при написании диктанта
1-й класс – 15-17 слов.
2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.
3-4 четверть – 35-52 слова.
3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.
3-4 четверть – 53-73 слова.
4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.
3-4 четверть – 76-93 слова.
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
2.1 Учет ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").Ошибкой считается:
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2.Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3.Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
2.2. Грамматическое задание
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
2.3. Контрольное списывание
Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
2.4. Словарный диктант
Объем:
2-й класс – 8-10 слов.
3-й класс – 10-12 слов.
4-й класс – 12-15 слов.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 3-5 ошибок.
3. Сочинение и изложение
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
3.1. Изложение.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
3.2. Сочинение.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.
 
Тема. Умения %
1.Стартовая работа. 1.Умение видеть орфограммы в слове.
2.Умение правильно исправлять найденные ошибки.
3.Умение отделять знание от незнания.
4.Умение определять, что называет слово.
5.Умение указать способ определения.
6.Умение определять окончание и основу в слове.
7.Умение определять грамматический принцип распределения слов по группам.
8.Умение находить общее и различное в плане грамматики в словах и доказывать своё мнение.  
2.Практическая работа по русскому языку. 1.Умение подбирать проверочное слово к орфограмме.
2.Понимание смысла проверки безударных гласных в корне слова.
3.Умение формулировать орфографические правила.
4.Умение определять падеж слова.
5.Умение оценивать ответ другого и высказывать своё мнение.
6.Умение определять границы высказывания.
7.Умение правильно оформлять высказывание на письме.
8.Умение обосновывать свою точку зрения.  
3.Строение слова. Повторение изученного. Диктант с заданием. 1.Умеие проверять орфограммы слабых позиций в корне слова.
2.Умение проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях слов.
3.Умение проверять написанное.
4.Умение определять работу окончаний и находить окончания с одинаковой работой.
5.Знание орфограмм, нарушающих закон письма.  
4.Слово как часть речи.
Правописание мягкого знака после шипящих. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций в разных частях слова.
2.Умение проверять орфограммы, нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций ( в том числе «ь после шип.)  
5.Слово как часть речи. 1.Умение определять , какой частью речи является слово.
2. Умение отделять знание от незнания.  
6.Слово как часть речи. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций.
2.Умение проверять орфограммы, нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций.
4.Умение проверять написанное.  
7.Грамматические формы и грамматические значения имён и глаголов. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций.
2.Умение проверять орфограммы,нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций.
4.Умение проверять написанное.
Задание:
1.Умение составлять грамматическую характеристику каждого слова из высказывания.
2.Умение находить словоформы и выделять в них отличные друг от друга морфемы.
3.Записывать и обосновывать своё мнение на грамматическую тему.  
8.Система частей речи в русском языке. 1.Умение определять части речи.
2.Умение отделять знание от незнания.
3.Умение писать рассуждение на заданную грамматическую тему.  
9.Система частей речи в русском языке. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций.
2.Умение проверять орфограммы, нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций.
4.Умение проверять написанное.  
10.Синтаксические единицы языка. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций.
2.Умение проверять орфограммы, нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций.
4.Умение проверять написанное.  
11.Синтаксические единицы языка. 1.Умение проверять орфограммы разного типа.
2.Умение определять место знаков препинания.
3.Умение составлять словосочетания и указывать вопрос зависимого слова.
   
12.Синтаксические единицы языка. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций.
2.Умение проверять орфограммы, нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций.
4.Знание правил расстановки пунктационных знаков.
5. Умение проверять написанное.  
13.Типы предложений в русском языке. 1.Умение проверять изученные типы орфограмм.
2.Умение правильно ставить знаки препинания.
3.Умение составлять грамматическую характеристику предложения.  
14.Типы предложений в русском языке. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций.
2.Умение проверять орфограммы ,нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций.
4.Умение расставлять знаки препинания.
5.Умение проверять написанное.  
15.Систематизация знаний о слове и его работе. 1.Умение проверять орфограммы слабых позиций.
2.Умение проверять орфограммы, нарушающие закон письма.
3.Знание орфограмм сильных позиций.
4.Умение ставить знаки препинания.
5.Умение проверять написанное.  
15.Итоговая контрольная работа. 1.Умение определять части речи в высказывании.
2.Умение указывать способ определения частей речи.
3.Умение определять «лишнее» слово по содержательному признаку.
4.Умение строить правило, основываясь на знании грамматических признаков слов.
5.Знание правила постановки мягкого знака после шипящих в общем в идею
6.Знание алгоритма определения окончания глагола.
7.Умение рассуждать на грамматическую тему.