Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Эльконина-Давыдова, 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 314 г. Назарово Красноярского края»
Принята на методическом Утверждаю
Объединении учителей Директор МБОУ «СОШ14»
начальных классов _____________В.Ф.ЦветцыхПротокол № ___ от ____ 2014 Приказ № ____ от ______2014
Рабочая программа по курсу окружающий мир
начального общего образования
3 «Б» класса
Учитель: Полетаева Наталья Васильевна
Категория: Первая
Стаж работы: 10 лет
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с:
Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Основной образовательной программой школы;
Уставом МБОУ «СОШ 14» от 17 января 2011 г.;
Примерными программами основного общего образования по окружающему миру;
Программой курса «Окружающего мира» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений под редакцией Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букварёвой (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова),
Сборником программ для начальной общеобразовательной школы под редакцией Воронцова А.Б..
Цели и задачи курса «Окружающий мир»
Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения знаний, умений и навыков. В процессе изучения "Окружающего мира" развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации, и прочие, - а также специальные умения - устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т.д.
Основной целью предмета является открытие разных способов представления результатов измерений, которые дети учились проводить в прошлом году.
Задачи курса:
первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);
формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Общая характеристика учебного предмета
В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом
является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка и решение учениками системы учебных задач. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа
проверки выдвинутых предположений (содержание 2 года обучения). В курсе
3 класса предполагается решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы представления результатов исследования.
К началу третьего класса ученики умеют проводить простейшие наблюдения и опыты в совместно-распределенной деятельности. Они сталкиваются с необходимостью представлять результаты своих наблюдений и опытов так, чтобы другим участникам совместных действий они были понятны, интересны, значимы. Таких способов в нашей культуре много – и их открытию и освоению посвящен весь третий класс.
Освоение главных способов отображения пространственных данных (маршрут, система направлений, карта и план, изолинии на карте) – раздел 1.
Знакомство с профилем и разрезом, таблицей, простейшими графиками, столбчатыми и круговыми диаграммами –
раздел 2.
Материал и форма заданий определяются возрастными особенностями младших школьников. Задания содержат
элементы конструирования, рисования, практических действий и игр.
Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с информационными текстами, с другой.
Курс предполагает широкое использование дискуссий, работы детей в группах, парной работы.
Особенностью третьего года обучения является направленность на открытие и освоение детьми способов представления данных, полученных в опыте или наблюдении.
Основной способ действий, усваиваемый ребенком в ходе обучения, - экспериментирование. В начале второго года обучения дети открывают этот способ в наиболее общем простом виде. Работая всем классом или в группе, к концу второго класса ученики становятся способными формулировать предположения об условиях того или иного процесса и воссоздавать эти
условия для проверки на опыте (на материале несложных задач учебника).
В ходе последующего обучения детьми вместе с учителем ставятся и последовательно решаются следующие (более частные) задачи:
на открытие общих способов измерения (конец второго года обучения),
на открытие общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента (третий год обучения).
В ходе усвоения этого содержания способности детей к анализу и научному решению вопросов об окружающем мире развиваются.
Место учебного предмета в учебном плане
Объем отобранного содержания рабочей программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения окружающего мира в начальной школе, которая установлена базисным учебным планом (по 2 учебных часа в неделю в 3 классе). С учетом 34 учебных недель, определенных календарным учебным графиком. Это составляет 68 часов по программе.
Программа отражает инвариантную часть и рассчитана на 54 часа (80%), и вариативную часть 14 часов (20%).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Содержание курса
Особенное содержание третьего года обучения состоит в открытии и овладении детьми общими способами представления результатов наблюдения и эксперимента. Это способы табличного, графического, картографического и т.п. описания. Такое описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Но особенно важно то, что в любых справочниках и учебниках для средней школы информация представлена не только в виде сплошного текста, но и в виде таблиц, планов, схем, графиков и пр. Овладевая умениями самостоятельно строить и читать эти виды изображений, дети будут готовы к освоению содержания естественнонаучных и гуманитарных предметов средней школы.
Также важно, что систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа – по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлен опыт, мысли и чувства других людей, - развивает способности воображения, понимания, вводит детей в пространство высокого общественного сознания.
Содержание третьего класса логически вытекает из материала второго года обучения. Научившись проводить измерения и, следовательно, накапливая в своих опытах и наблюдениях числовые, а не только качественные данные, дети должны научиться представлять эти данные в виде, удобном для чтения, последующего анализа, и передачи информации другим людям.
Основной задачей этого года обучения является открытие разных способов представления результатов измерений, которые дети учились проводить в прошлом году. В любом наблюдении или эксперименте появляются данные, которые нужно фиксировать. Пока чисел немного, можно представить их в виде простой записи, например: "Сегодня с 10 до 11 часов пролетело 12 птиц, а вчера в это же время на этом же месте я видел только 5." Обилие данных заставляет представлять их так, чтобы это было удобно для чтения и понимания.
Сами способы представления данных крайне разнообразны. Это разнообразие ограничивается, пожалуй, только традиционным удобством листа бумаги, который долгое время был почти единственным материалом для такой работы, но и сейчас еще остался самым доступным и простым средством для изображения во всем мире. Как ограничивает использование бумажного листа разнообразие способов представления данных?
Лист бумаги - это, прежде всего, плоскость. В отличие от вещей, с которыми мы сталкиваемся в жизни и которые, имея длину, ширину и высоту, еще изменяются во времени, изображение на листе бумаги имеет только два измерения. Оно двумерно. Поэтому наиболее часто использующиеся для представления научных данных средства (графики, диаграммы, карты, таблицы и пр.) тоже имеют два измерения (верх-низ и право-лево). Одномерные, строчные, способы представления данных, такие как: линейная запись маршрута, шкала, ряд, - не так информативны, как двумерные, и поэтому используются реже. Трехмерные изображения (макеты и др.) тоже редки, но по другой причине: их труднее изготавливать и труднее прочитывать. В настоящее время таких способов представления данных становится все больше, в силу расширения использования компьютерных технологий. Четырехмерное (и более мерное) представление данных возможно только с помощью компьютера и трудно представимо для человека.
В нашем курсе ставится задача открытия и освоения детьми наиболее распространенных способов представления данных в их простейшем виде. Это: картосхема (включающая систему направлений и масштаб); разрез; профиль местности; изолинии; таблица; простейший график; столбчатая и площадная диаграммы; круговая диаграмма.В дальнейшем такие средства как графики, диаграммы, разрезы и пр. ученики встретят в учебных курсах средней школы. Многие подобные изображения традиционно используются авторами учебников для 5 и 6-х классов, причем детям, как правило, не объясняется, как нужно прочитывать и трактовать подобную схему или рисунок.
Учебно-тематическое планирование
№ Название раздела Кол-во часов Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
1. Маршрут – линейная запись пути. Запись маршрута с помощью символов (пиктографическая запись). 5 фиксирует маршрут своего движения с помощью символической записи;
прокладывает безопасные маршруты в своем микрорайоне;
планирует эксперимент;
проводит эксперимент. различает способ и результат своих действий;
оценивает результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнивает разные способы работы;
осуществляет информационный поиск для решения разнообразных задач (в том числе, в готовых электронных информационных ресурсах);
критически относится к источникам информации и их надёжности;
работает с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);
составляет текст-инструкцию;
различает в информационном тексте факты (описания) и гипотезы, мнения, теории (объяснения).
осознанаёт себя гражданином России;
проявляет чувство любви к родной стране и своей малой Родине (городу, селу, региону);
осознаёт различия между людьми в их потребностях, образе жизни и интересах, внешнем виде и пр. и необходимости взаимопонимания и конструктивного сотрудничества для достижения общих целей (толерантность, взаимопомощь);
настроен на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах); знает правила здорового образа жизни;
называет свой адрес, способен обратиться за помощью.
2. Система направлений. 8 называет стороны горизонта;
определяет стороны горизонта по Солнцу;
определяет стороны горизонта по звездам и Луне;
называет правила поведения в природе;
ориентируется с помощью местных признаков;
определяет стороны горизонта по компасу. 3. Масштаб – пропорциональное изображение рас
стояний. 4 составляет простейший план;
читает различные планы и карты;
4. Картосхема – изображение
местности с
указанием направлений и масштаба.
7 владеет приемами чтения картосхемы;
прокладывает безопасные маршруты в своем микрорайоне;
показывает на карте границы России, столицу России;
называет страны, региона, города, в котором живее;
приводит примеры стран, окружающих Россию;
работает со справочной литературой;
приводит примеры народов, населяющих Россию. 5.
Изолинии на
картосхеме. 7 читает простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о социальных объектах;
изображает высоту и глубину на плане и карте;
называет достопри-
мечательности своего края, города;
различает на уров-
не представления водоемы;
называет правила поведения на воде;
различает разные группы живых существ;
читает изолинии. 6.
Профиль местности 3 различает на уровне представлений разные формы земной поверхности; 7.
Построение и
чтение графика 4 читает простейшие графики;
приводит примеры обитателей океана и суши;
знает правила здорового питания;
знает правила здорового образа жизни;
строит график процесса собственного роста;
знает правила безопасного поведения во время грозы. 8.
Классификация и таблица
3 представляет результаты опроса в виде простых таблиц и диаграмм;
приводит примеры разных групп животных; 9. Чтение и построе-
ние разрезов 5 различает изображенные на разрезе объекты;
описывает изображенные на разрезе объекты;
читает разрезы;
анализирует разрезы;
приводит примеры жилищ животных;
строит разрез земной коры;
кратко характеризует превращения горных пород;
представляет результаты наблюдений в виде схемы;
проводит простейшие опыты;
делать выводы по результатам опытов;
работает по шкале Мооса;
знает состав почвы и ее отличие от горной породы; 10. Использование
разрезов, графиков, таблиц, картосхем
для изучения при-
родных объектов и явлений. Диаграм-
ма – новый способ представления
данных. 12 читает простейшие графики, диаграммы, таблицы, содержащие информацию о социальных объектах и процессах;
представляет качественные изменения, происходящие с человеком в виде диаграммы;
составляет различные диаграммы;
читает простейшие диаграммы. 11. Уроки подготовки
к презентации
«Наш класс» 3 представляет информацию разными способами (график, диаграмма, таблица);
переводит информацию из одного способа в другой. 12. Обобщение: спосо-
бы представления данных наблюде-
ний и опытов 7 приводит примеры воздействия человека на рельеф местности;
приводит примеры воздействия природных сил на рельеф местности;
планирует эксперимент;
проводит эксперимент;
фиксирует результаты эксперимента;
формулирует гипотезу, описание окаменелости;
кратко характеризует находки древностей из культурного слоя, свидетельствующие о жизни людей в прошлом;
кратко характеризует внутреннее строение Земли;
читает и анализирует графики, разрезы;
выдвигает гипотезы;
строит график по табличным данным;
заполняет таблицу. Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе в 2014 – 2015 учебном году
№ урока Дата проведенияТема урока Формы и виды
учебного занятия Основные виды учебной деятельности учащихся Формы контроля
Тема 1. Маршрут – линейная запись пути. Запись маршрута с помощью символов
(5 ч)
1. Стартовая проверочная работа. Урок-рефлексия. выполняет работу. Стартовая проверочная работа
2. Открытие способа записи маршрута. РЧЗ, МОД читает и анализирует текст;
формулирует определения (материк и остров);
описывает этапы пути;
выявляет и описывает ориентиры;
подбирает символы для записи последовательности ориентиров;
осуществляет поиск и обнаружение существенных элементов для записи маршрута. 3. Ориентиры и знаки на маршрутах. РЧЗ расшифровывает символическую запись маршрута;
составляет и обсуждает план опыта. 4. Дорога в школу и домой. Конкурс маршрутов. РЧЗ Обсуждает результаты общей работы. 5. Безопасность в пути (ОБЖ) РЧЗ работает с информационным текстом;
моделирует в игре безопасные перемещения. Тема 2: Система направлений (8 ч)
6. Направление движения и ориентиры как указатели направления. ПУЗучаствует в общеклассной дискуссии;
проверяет гипотезы;
работает с цифровым ресурсом. 7. Стороны горизонта. Обозначение направлений на картосхемах. РЧЗ решает проблемы;
работает с информационным текстом: вычитывает;
работает со словарём. 8. Движение Солнца по небу. Ориентирование по Солнцу. урок-тренинг участвует в групповом обсуждении;
решает задачи;
работает с цифровыми ресурсами. 9. Ночное небо. Определение сторон горизонта по Полярной звезде. урок-тренинг участвует в тренинговых упражнениях. 10. Определение сторон горизонта по местным признакам. Конкурс «Лучший ориентировщик» РЧЗ работает с информационным текстом: ищет незнакомые слова, составляет инструкции, составляет список вопросов к тексту. 11. Компас, его устройство и работа с ним. РЧЗ рассматривает;
обсуждает;
выдвигает гипотезы;
описывает наблюдаемый объект. 12. Определение сторон горизонта и направления движения по компасу. РЧЗ работает в группе. 13. Проверочная работа. Подведение итогов. КиОвыполняет пр/р;
оценивает результаты работы. Пр/р № 1, с.13-14
Тема 3. Масштаб – пропорциональное изображение расстояний (4 ч)
14. Изображение расстояний на картосхеме. ПУЗ, РУЗ работает в группе. 15. Мелкомасштабные и крупномасштабные изображения. РЧЗ сравнивает и анализирует информацию. 16. Москва на картах. Москва – столица нашей Родины. Создание мини-презентаций. РЧЗ обсуждает;
самостоятельно выполняет задание. 17. Изготовление плана квартиры. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой. КиО. Рефлексия. читает текст;
преобразует информацию;
участвует в общеклассном обсуждении. Пр/р № 2, с. 15-18
Тема 4. Картосхема – изображение местности с указанием направлений и
масштаба (7 ч)
18. Материки и океаны Земли. Карта мира. ПУЗсравнивает информацию;
проверяет гипотезы. 19. Жизнь на разных континентах. РЧЗ участвует в групповой работе с текстами по нахождению информации. 20. Путешествия по планете. Викторина. Практическое занятие. выполняет практическую работу; работает с текстом: составляет рассказ. 21. Путешествие по карте России. РЧЗ работает с текстом: ищет пропущенные слова, составляет план. 22. Просторы России. РЧЗ отвечает на вопросы;
создаёт сообщения. 23. Россия и ее соседи. РЧЗ рефлексирует прочитанное;
работает в паре;
составляет загадки. 24. Народы России. Урок-инсценировка. РЧЗ работает в группе;
читает текст, пересказывает. Тема 5. Изолинии на картосхеме (7 ч)
25. Изображение высот и глубин на карте. ПУЗ, РУЗ работает в группе;
проверяет гипотезы;
моделирует открытый способ. 26. Работа с туристской картосхемой. Достопримечательности родного края. Создание альбома. РЧЗ работает в паре;
обсуждает. 27. Достопримечательности России и родного края. Практическое занятие. выполняет самостоятельную практическую работу в парах. 28. Города России. Москва и Санкт-Петербург. Создание презентаций. РЧЗ создаёт сообщения;
читает текст, работает со словарём; составляет план текста. 29. Реки и озера России. Обозначение глубины на картах. Поведение на воде. Практическое занятие. выполняет практическую работу. 30. Заповедные места России. Красная Книга. Ареалы охраняемых животных.
Создание альбома. РЧЗ выполняет самостоятельную работу; отвечает на вопросы. 31. Изолинии на синоптических картах. Прогноз погоды. РЧЗ выполняет и обсуждает задания. Тема 6. Профиль местности (3 ч)
32. В горах и на равнинах. ПУЗ, РУЗ читает текст;
выполняет задания;
работает в паре. 33. Рельеф местности. Формы рельефа. РЧЗ сравнивает определения;
отвечает на вопросы. 34. Проверочная работа. КиОвыполняет проверочную работу. Пр/р № 3, с. 19-22
Тема 7. Построение и чтение графика (4 ч)
35. Океан и его обитатели.
Урок-путешествие. РЧЗ читает текст;
восстанавливает смысл слов по кон
тексту;
ищет значения незнакомых слов;
работает в паре, в группе. 36. Биосфера – живая оболочка планеты. ПУЗ, РУЗ выполняет задания в группе, обсуждает. 37. Одомашненные животные. Практическое занятие. выполняет практическую работу. 38. Животные-спутники человека. РЧЗ сравнивает графики, обсуждает; работает с текстами: формулирует главную мысль, озаглавливает текст. Тема 8. Классификация и таблица (3 ч)
39. Растения, животные, грибы и бактерии. РЧЗ описывает классификации;
выполняет творческую самостоятельную работу. 40. Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери и другие. Конкурс рисунков. ПУЗ, РУЗ открывает табличный способ представления данных;
работает в паре. 41. Работа с таблицами (на разном материале). РЧЗ решает задачи по выбору способа представления данных. Тема 9. Чтение и построение разрезов (5 ч)
42. Растения и их значение в природе. ПУЗ, РУЗ читает и работает с текстами, рисует. 43. Развитие растений. РЧЗ анализирует графики. 44. Почва – верхний слой земной коры. Состав почвы. Плодородие почвы. Практическое занятие. читает текст;
выполняет практическую работу. 45. Животные почвы. РЧЗ отвечает на вопросы;
лепит жилище крота. 46. Образование почвы и разрушение почвы. РЧЗ анализирует рисунки;
выдвигает предположения. Тема 10. Использование разрезов, графиков, таблиц, картосхем для изучения природных объектов и явлений.
Диаграмма – новый способ представления данных (12 ч)
47. Слои земной коры. Практическое занятие. выполняет практическую работу; выдвигает и проверяет предположения. 48. Горные породы и минералы. Урок-соревнование. Практическое занятие. выполняет практическую работу;
читает текст;
записывает новые термины;
составляет определения;
составляет план рассказа. 49. Виды горных пород. Определение горных пород. РЧЗ составляет коллективный рассказ о круговороте горных пород по схеме; выполняет тестовое задание. 50. Минералы. Определение горных пород. Практическое занятие. выполняет практическую работу. 51. Полезные ископаемые и их свойства. Использование полезных ископаемых. Практическое занятие. выполняет практическую работу в группе;
участвует в сообщении группы. 52. Изменение рельефа местности под действием сил природы. РЧЗ сравнивает картосхемы;
формулирует выводы;
выполняет практическую работу. 53. Изменение рельефа местности под действием сил природы. Практическая работа. РЧЗ создаёт отчёт группы о результатах работы;
работает с текстами. 54. Обобщение. Проверочная работа. КиОвыполняет работу;
оценивает достижения. Пр/р № 4, с. 23-26
55. Внутреннее строение Земли. РЧЗ выполняет и обсуждает выполненные задания;
выдвигает предположения. 56. Извержения вулканов.
РЧЗ выполняет задания. 57. Землетрясения на Земле. Урок-презентация. ПУЗ, РУЗ проверяет предположения;
выполняет практическую работу. 58. Землетрясения на Земле. Проверочная работа. КиОсравнивает данные;
формулирует гипотезы;
выполняет и проверяет работу. Пр/р № 5, с. 27-30
Тема 11. Уроки подготовки к презентации «Наш класс» (3 ч)
59. Решение задач по построению и чтению столбчатых диаграмм. Работа с конструктором столбчатых диаграмм. Презентация «Наш класс» Урок-проект. Выполняет интерактивные задания по переводу текстовых данных в диаграмму и извлечению информации из диаграммы. 60. Решение задач по построению и чтению круговых диаграмм. Работа с конструктором круговых диаграмм. Презентация «Наш класс» Урок-проект. работает с конструктором в паре. 61. Проверочная работа. КиОвыполняет работу;
решает задачи по выбору. Пр/р № 6, с. 31-34
Тема 12. Обобщение: способы представления данных наблюдений и опытов (7 ч)
62. Рост и физическое развитие человека. РЧЗ работает с ЦОР «Развитие человека»; отвечает на вопросы;
составляет схемы. 63. Развитие психических способностей человека. Игра, учение, работа. РЧЗ проводит измерения;
разбирает ситуации. 64. Здоровый образ жизни – условие правильного роста и развития. РЧЗ работает в группе;
участвует в общеклассном обсуждении. 65. Причины и профилактика заболеваний. РЧЗ читает таблицу;
формулирует выводы;
анализирует диаграммы. 66. Здоровое питание. Практическое занятие. выполняет практическую работу в паре или индивидуально;
участвует в общеклассном обсуждении. 67. Итоговая проверочная работа. КиОвыполняет работу;
осуществляет самопроверку; выполняет коррекцию. Итоговая пр/р, с. 35-40
68. Анализ итоговой работы. Что мы умеем и чему хотим научиться. Рефлексия. работает в группе;
выполняет индивидуальные задания. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК Дополнительная литература для учителя и учащихся Интернет-ресурсы,
справочно-информационные, контролирующие программы Материально-техническое оснащение
«Стандарт начального образования»,
«Примерная программа по окружающему миру», «Вита-Пресс», Москва, 2011 г.
Е.В.Чудинова. Методическое пособие для учителя четырехлетней начальной школы к курсу «Окружающий мир» 3 класс (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Вита-Пресс, 2013.,
Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы.– М.: Вита-Пресс, 2013,
Е.В.Чудинова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. – М.: Вита-Пресс, 2013,
Е.В.Чудинова. Тетрадь для проверочных работ. 3 класс. –– М.: Вита-Пресс, 2013. Тетрадь заготовок.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса. – М.: Изд-во: ЗАО «1С», 2013.
Тетрадь заготовок, код доступа: http://n-bio.ru/sites/default/files/tetrad_zagotovok_-_blok.pdf, - 2013.
Образовательный комплекс «Новая начальная школа» - Изд-во: ЗАО «1С», код доступа http://school-collection.edu.ru.
Сайт поддержки учителя: http://n-bio.ruМультимедийный проектор.
Экран для мультимедийного проектора.
Принтер лазерный А4.
Интерактивная доска.
Географические карты и планы разных масштабов;
географические карты с разнообразными
изолиниями;
ящик с песком, ящик с глиной;
мелкая галька (в количестве 8 штук на парту или группу)
объемные геометрические фигуры;
образцы горных пород;
несколько образцов почвы.
образцы других полезных ископаемых: нефть и то, что
из нее получают, торф, уголь, образцы руд и
металлов.
разборная модель острова;
фотокюветы или небольшие тазики для
"мокрых" работ в группы;
окаменелости с отпечатками древних растений и
животных;
лупы для работы в группах;
нарезанные стекла толщиной 4-5 мм, примерно
5Х10 см, по 4 -5 штук на группу;
видеофильмы про жизнь в горах, жизнь в океанах и пр.
Мох, лишайник, кора дерева с водорослями.