Рабочая программа по литературному чтению РО система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова


Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе комплексной программы по литературному чтению, автора: Матвеевой Е.И, обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературному чтению, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. В 3 классах, и в соответствии с требованиями САН. ПИН. количество часов на прохождение программного материала из расчета 136 часов в год.
Образовательная область "Литературное чтение" представляет одну из базовых образовательных областей общего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена важной ролью словесности в нравственном и эстетическом воспитании, а также в интеллектуальном развитии учащихся. Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.
В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.
При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).
Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение
1) образовательных задач:
развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
развитие коммуникативных способностей;
развитие речи;
3) воспитательных задач:
формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Содержание курса
Часть первая. Мир, созданный автором
Раздел I. Рождение замысла
Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах.
Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик». В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи».
Творческая работа: сочинение-этюд «Эти облака похожи на…», «Эти тучки похожи на…», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям творческой работы (формулирование критериев).
Раздел II. В царстве пейзажа
Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.
И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странники»; П. П. Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В. Д. Берестов «Капля»; Ф. А. Миронов «Капля». Творческая работа: сочинение-описание природы «Путешествие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям сочинения.
Раздел III. «И сразу стало все не так…»
Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.
Э. Э. Мошковская «Листок бумаги»; Э. Э. Мошковская «Лесная пятёрка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар».
Творческая работа: сочинение-описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворений, сравнений, звукописи и др.). Оценивание работ по сформулированным учениками критериям этой творческой работы.
Часть вторая. Секреты рождения образа
Раздел I. Доброе слово и кошке приятно
Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры.
Творческая работа: описание кота, с которым произошел интересный случай; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.
М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Черный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно».
Творческая работа: сочинение-описание кота на темы «Весенний Кот». «Зимний Кот», «Осенний Кот» (аналогичная тема сочинения задана в этюде Ю. И. Коваля «Летний Кот»); выбор жанра сочинения; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.
Раздел II. «О всякой живности»
Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи.
Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни.
В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (отрывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Коваль «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»).
Творческая работа: анализ и интерпретация лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворения, сравнений); композиционных приемов текста.
Сочинение-интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения.
Раздел III. Каждый САМ о себе
Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения.
Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне.
Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения.
Р. С. Сеф «Полночь…»; В. Д. Берестов «Песня лягушек»; С. Чёрный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде, о короке и т. п.), «Арапкина молитва»
Раздел IV. Необычные уроки ПИСЬМА
Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.
Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Д. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мезинов «Соседи»; М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И. И. Пущину», «Няне»; В. В. Лунин «Записка»; Я. Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо».
Творческая работа: сочинение различных посланий, редактирование.
Заключение
Ю. Я. Яковлев « К читателю»
Требования к результатам освоения программы
Знать:
-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);
-особенности художественного и нехудожественного текстов;
-особенности эпического и лирического произведений;
-особенности текстов описательного и повествовательного характера;
-«модель» жанров: послания, сказки;
Уметь:
-выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;
-определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;
-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;
-определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;
-выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;
-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;
-создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;
-выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;
-читать вслух любой незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса –не менее 80 слов в минуту);отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;
иметь представление о :-текстах одной тематики; одинаковой жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;
-способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог).
В результате освоения предметного содержания литературного чтения в 3 классе планируется достижение следующих:
личностных результатов
–учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знания, дружбу, справедливость–представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве
- принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в группе, в паре в процессе анализа и интерпретации художественных произведений
- различают эмоции и чувства персонажа
- различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений
- проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре
2) метапредметных результатов
- правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией
- в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного - определяют тему прочитанного текста объёмом около 150 слов
- выбирают заглавие к тексту объёмом около 150 слов из нескольких предложенных
- имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы - имеют представление о многообразии книг
- в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию
- оценивают ответ одноклассника по предложенным критериям
- могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника
- подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике
- могут соотнести разные способы создания художественного образа
3) предметные результаты
- имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке – пьесе, притче, сказке – притче - имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах
- определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам
- имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя
- составляют партитуру поэтического текста
- критически оценивают своё интонирование и чтение других
- наблюдают композицию сказки
- соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок
- определяют отношение автора к персонажу, главную мысль в сказке
- раскрывают смысл пословиц, соотносят их с содержанием других прочитанных произведений
- пересказывают фрагмент произведения близко к тексту
- создают миниатюры на заданную тему
- выразительно читают фрагменты произведений «по ролям»

Календарно- тематическое планирование
№ урока по порядку Дата/коррекция Название раздела, тема урока
Дидактические единицы Система диагностики и текущего контроля
Основные виды учебной деятельности ученика
примерной программы авторского, национально-регионального компонента Предметные учебные действия Универсальные учебные действия
Книга 1 Раздел I. Рождение замысла. Тема авторства - 19 часов
1. 3.09 1. Рождение замысла. Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история) Замысел, редактор.
Синтагмы, этапы синтагматического чтения Общеучебные-извлекать необходимую информацию,
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи,
- выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
Коммуникативные умения:
- использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися;
-инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
-договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
2 4.09 2. Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка» (продолжение волшебной истории) Авторство, автор, замысел, авторская позиция Сочинение прогнозирование как продолжение сюжета Чтение произведения в жанре сказка Применение способа синтагматического чтении.) Наблюдение за впечатлениями автора в сказке
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции 3 5.09 Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров. 4 6.09 Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами» Авторство, автор, замысел, авторская позиция Наблюдение за развитием авторской позиции, освоение способов анализа, составление партитуры лирического произведения, выразительное чтение, оценивание, определение критериев оценивания. 5. 10.09 Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами» Проверка техники чтения 6. 11.09 Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя Характер героя наизусть Раскрытие смысла произведения через осмысление характера персонажа, составление партитуры для чтения 7. 12.09 С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного Адресат автора, рассказчик наизусть Наблюдение за изобразительным средством- сравнением в текстах разных жанров 8. 13.09 Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман» Жанр произведения: стихотворение и сказка наизусть
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Подготовка вопросов к текстам, парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении 9. 17.09 Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана Характер героя. Описание события Приёмы синтагматического чтения, изобразительные средства 10. 18.09 Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана Сочинение прогнозирование как продолжение сюжета 11. 19.09 Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана 12 20.09 Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора Секреты создания образа. Тема стихотворения. Адресат автора Образ, созданный автором в рассказе,
Интонация рассказа Чтение наизусть Составление чтецкой«партитуры» стихотворного текста, выявление особенностей интонации автора при создании «весёлого»художественного образа. Информационные умения:
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
-проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
Познавательные
- выделять и формулировать познавательную цель
- поиск и выделение необходимой информации
-структурировать знания
Регулятивные
- формулировать учебную задачу
-осознавать качество и уровень усвоения,
-контролировать действия и сравнивать результат с эталоном
13 24.09 В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию Природа и настроение. Прием «оживления» предмета Образ, созданный автором в рассказе,
Интонация рассказа
Выявление особенностей интонации автора при создании «грустного » художественного образа 14 25.09 В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение Настроение и содержание рассказа, их связь Синтагматическое чтение Знакомство со способами изменения настроения (авторской интонации) в рассказе.
Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. 15 27.09 В. И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение Проверочная работа: сочинение этюда «Эти облака похожи на...», «Эти тучки 16 1.10 Сочинение-этюд. Этюд Проверочная работа: сочинение этюда «Эти облака похожи на...», «Эти тучки Создание текста – этюда по модели. Наблюдение за жанром - этюд 17 2.10 В. В. Маяковский «Тучкины штучки». Средства художественной выразительности Средства художественной выразительности
Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.
18 3.10 Ф. А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности 19 4.10 Урок-рефлексия. Сочинение «Рассказ жука». Раздел 2 В царстве словесного пейзажа – 12ч
20
(1) 8.10 Образ природы в произведениях разных авторов И.С Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе Пейзаж (словесный, живописный).
Эпитет. Сравнение.
Изобразительные средства. Наблюдение за изобразительным средством – эпитетов в текстах различных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Подготовка вопросов к тексту. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдения за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Информационные умения:
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
-проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде
Коммуникативные умения:
- использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися;
-инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
-договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Регулятивные
- формулировать учебную задачу
-осознавать качество и уровень усвоения,
-контролировать действия и сравнивать результат с эталоном
Информационные умения:
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
-проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
Коммуникативные умения:
- использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися;
-инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
-договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
21
(2) 9.10 Ю. Качаев Осенние странники Описание осени. Событие осеннего дня. Юмористическое стихотворение 22
(3) Ю. Качаев Осенние странники Описание осени. Событие осеннего дня. 23
(4) 10.10 П.П. Потёмкин Мухоморы 24
(5) 11.10 В.Бахревский Опоздавший мухомор. Способы передачи авторского настроения. 25
(6) 15.10 Ю.Коваль. Последний лист. Художественная деталь. Рассказ, прозаическое описание Деталь описания природы 26
(7) 16.10 Ю.Коваль. Последний лист. Художественная деталь. 27
(8) 17.10 И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Роль эпитета в создании образа природы Изобразитель-
ное средство создания образа природы: эпитет наизусть 28
(9) 18.10 В. Д. Берестов «Капля» Шуточное и лирическое стихотворения 29
(10) 22.10 Ф. А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения 30
(11) 23.10 Коллективная творческая работа «Хвастун и Ворчун» 31
(12) 24.10 Урок - рефлексия Проверочная работа по прочитанным произведениям Раздел 3 « И сразу стало всё не так …» - 25 ч 32
(1) 25.10 Неживой предмет – объект внимания разных автров. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги» Описание неодушевленного предмета. Способы изображения «характера» героя Наблюдение за изобразительными средствами – олицетворением, метафорой, звукописью, звукоподражанием в текстах разных жанров. 33
(2) 26.10 Э. Э. Мошковская «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания Одушевление предмета Сочинение истории
о листке 34
(3) 30.10 Е. И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора Рассказ от первого лица. Рассказчик 35
(4) 31.10 А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения Жанр- загадка.
Изобразительные средства создания образа: олицетворение
Звукопись.
Глаголы-действия
Сочинение загадок Моделирование развёрнутого ответа по теме
Моделирование указанных средств.
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа.
Моделирование развёрнутого ответа по теме.
Подготовка вопросов к текстам
36
(5) 1.11 М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении Способ «оживления» героя: описание его действий наизусть 37
(6)
2 четврть12.11 Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов Диалог героев - способ раскрытия их «характеров» 38
(7) 14.11 Способы «оживления» неживых предметов Изобразительные средства: олицетворение, звукопись, метафора, звукоподражание Моделирование схемы приёма олицетворения 39
(8) 15.11 Г. X. Андерсен «Чайник». Повествование от первого лица. Образ рассказчика. Глаголы-действия
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Моделирование указанных средств. 40
(9) 16.11 Г. X. Андерсен «Чайник».История жизни героя. План. Пересказ по плану. 41
(10)
19.11 Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя Прозаический и поэтический текст 42
(11) 21.11 О. Э. Мандельштам «Кухня». Звукопись, звукоподражание в юмористическом стихотворении
Жанр – драма.
Диалог героев.
Реплика. Слова автора. Правила оформления диалога на письме.
Поэтический текст Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях.
Наблюдение за разными авторскими приёмами.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием
Создание текста «описания» неживого предмета в роли одушевлённого существа по модели.
Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях.
43
(12) 22.11 О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее воссоздания 44
(13) 23.11 Коллективная творческая работа «Разговор кастрюль»
Сочинение истории, в которой предметы станут участниками события, спора, беседы. 45
(14) 26.11 А. М. Горький «Самовар». Изобразительные средства для изображения характера героев.
Жанры произведений.
Особенности жаров.
Глаголы-действия
Определение жанра произведения Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа.
Наблюдение за разными авторскими приёмами.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.
Определение критериев оценивания.
Работа с разными информационными источниками. Познавательные
- выделять и формулировать познавательную цель
- поиск и выделение необходимой информации
-структурировать знания
Регулятивные
- формулировать учебную задачу
-осознавать качество и уровень усвоения,
-контролировать действия и сравнивать результат с эталоном
Информационные умения:
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
-проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
46
(15) 28.11 А. М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении 47
(16) 29.11 А. М. Горький «Самовар». Характеры героев. Составление таблицы «Характеристика героев». 48
(17) 30.11 А. М. Горький «Самовар». Деление сказки на части. 49
(18) 3.12 М. Пляцковский «Самовар» Выражение авторской позиции в поэтическом произведении 50
(19) 5.12 С. Черный «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтическом произведении Сочинение о предмете как о живом существе. 51
(20) 6.12 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» В. Берестов «Змей-хвастунишка»
С. Черный «Змей» Изобразительные средства: олицетворение, звукопись, метафора, звукоподражаниеЖанры произведений.
Жанровые особенности Иллюстрирование произведений.
Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа.
Наблюдение за разными авторскими приёмами.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Знакомство с интернет- ресурсами- детскими электронными журналами «Кукумбер», «Литературные пампасы».
Презентации интересных материалов. 52
(21) 7.12 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Е. Пермяк «Некрасивая елка» 53
(22) 10.12 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!». В. Лалетина Плакала елка» наизусть 54
(23) 12.12 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!». Л. Петрушевская «Старая дружба» 55
(24) 13.12 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!».
Н. Абрамцева «Радуга» Итоговая работа. Анализ произведений. 56
(25) 14.12 Урок-рефлексия Книга 2. Секреты рождения образа
Раздел I. Доброе слово и кошке приятно- 16 часов.
57
(1) 17.12 Введение в тему. Творческая работа о животном. Способ изображения героя в сочинении. Авторский замысел
Сказка.
Юмор Описание персонажа: внешний вид, повадки, манеры поведения. Сочинение о животном Создание текста описания животного, обсуждение критериев оценивания, оценивание работ, редактирование.
Наблюдение за описанием кошки в рассказе. Познавательные
- выделять и формулировать познавательную цель
- поиск и выделение необходимой информации
-структурировать знания
Коммуникативные умения:
- использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися;
-инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
-договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
58
(2) 19.12 Юмор как средство изображения действительности. М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку» 59
(3) 20.12 М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку» Рассказ. Юмористическое стихотворение
Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении 60
(4) 21.12 С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ 61
(5) 24.12 С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ 62
(6) 26.12 Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде Лирика. Лирическая сказка. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя.
Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность. Работа с интернет – ресурсами: материалами сайтов, посвящённых творчеству Н. Абрамцевой. 63
(7) 27.12 Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде 64
(8) 28.12 Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде 65
(9) 3 четв14.01 М. М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения Рассказ.
Изобразительные средства для создания образа. Способы передачи чувств рассказчика.
Знакомство со способами передачи чувств рассказчика к персонажу, объяснение смысла рассказа.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. 66
(10) 16.01 М. М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения 67
(11) 17.01 М. М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения 68
(12) 18.01 Ю. И. Коваль «Летний кот» Этюд, миниатюра Создание текста «описание животного»по модели.
Наблюдение за разными авторскими приёмами, сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении 69
(13) 21.01 Ю. И. Коваль «Солнечное пятно».
Сочинение
По выбору:
70
(14) 23.01 Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения 71
(15) 24.01 Урок-рефлексия Жанры литературы. Отличительные особенности Наизусть А.С. Пушкин «У лкоморья дуб зелёный..»Познавательные
- выделять и формулировать познавательную цель
- поиск и выделение необходимой информации
-структурировать знания
72
(16) 25.01 Урок-рефлексия Раздел 2 О всякой живности - 21 ч.
73
(1) 28.01 Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки» Наблюдение за животными, птицами, насекомыми в произведениях разных жанров. Информационные умения:
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
-проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
Регулятивные
- формулировать учебную задачу
-осознавать качество и уровень усвоения,
-контролировать действия и сравнивать результат с эталоном
Коммуникативные умения:
- использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися;
-инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
-договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Познавательные
- выделять и формулировать познавательную цель
- поиск и выделение необходимой информации
-структурировать знания
Регулятивные
- формулировать учебную задачу
-осознавать качество и уровень усвоения,
-контролировать действия и сравнивать результат с эталоном.
74
(2) 30.01 В. Д. Берестов «Жуки» Ритмический рисунок стихотворения Сравнение наизусть Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развёрнутого ответа по теме.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения 75
(3) 31.01 М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора Историческая эпоха наизусть 76
(4) 1.02 Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова — основа метафоры. Поэтический образ Метафора Изобразительное средство создания образа героя: Выявление в тексте метафор их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. 77
(5) 4.02 Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Рассказ. Авторская позиция Художественный образ.
Изобразительные средства создания образа Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием, определение критериев оценивания.
Работа с разными информационными источниками. 78
(6) 6.02 Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». 79
(7) 7.02 Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Продолжение. 80
(8) 8.02 Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика Художественное и нехудожествен-ное описание животного 81
(9) 11.02 Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика 82
(10) 13.02 Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении Юмор как изобразительное средство Тон стихотворения
Инсценирование описанной ситуации.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием, определение критериев оценивания. 83
(11) 14.02 В. А. Бахревский «Дом с жабой» (начало) План. Микротема. Изобразительные средства автора Сочинение продолжение Выделение микротем в рассказе. Наблюдение за разными авторскими приёмами.
Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием, определение критериев оценивания.
84
(12) 15.02 В. А. Бахревский «Дом с жабой» (продолжение) Эпитет. Метафора 85
(13) 18.02 Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора Сказочность языка произведения. 86
(14) 20.02 Ю. И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного Изобразительные средства автора Наблюдения за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Создание текста описания по модели.
Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием, определение критериев оценивания.
Моделирование ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. 87
(15) 21.02 В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним Цикл рассказов - миниатюр Изобразительные средства автора 88
(16) 22.02 В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Рома. 89
(17) 25.02 В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Последняя синичка. 90
(18) 27.02 Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. 91
(19) 28.02 Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» Прозаические , поэтические произведения. Составление партитуры текста для выразительного чтения 92
(20) 1.03 Урок - рефлексия Анализ лирического стихотворения 93
(21) 4.03 Урок - рефлексия Экскурсия в библиотеку с целью поиска и презентации книг о животных Раздел 3 Каждый сам о себе. – 25ч
94
(1) 6.03 Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...» звукопись Изобразительные средства Определение роли звукописи в юмористическом стихотворения.
Наблюдение за разными авторскими приёмами.
Выразительное чтение с последующим оцениванием.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации Коммуникативные умения:
- использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися;
-инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
-договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Информационные умения:
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
-проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
Регулятивные
- формулировать учебную задачу
-осознавать качество и уровень усвоения,
-контролировать действия и сравнивать результат с эталоном
Информационные :- определять тему и главную мысль текста,
- делить текст на смысловые части, составлять план текста,
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте,
- использовать различные виды чтения
95
(2) 7.03 В. Д. Берестов «Песня лягушек».Комическая ситуация, созданная автором звукопись 96
(3) 11.03 С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись- приём, помогающий создать смешной образ. звукопись наизусть 97
(4) 13.03 Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». (начало) Жанр – сказка План Подготовка вопросов к тексту. Парная и групповая работа по называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа.
Выразительное чтение с последующим оцениванием.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
98
(5) 14.03 Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех» (продолжение часть 2) План 99
(6) 15.03 Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех» (продолжение часть3) План 100
(7) 18.03 Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения «Рисование портрета» 101
(8) 20.03 В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора. Жанр – басня. Мораль иносказание, сюжет, мораль Выявление особенностей жанра басни: иносказание, сюжет, мораль. Моделирование жанра басни.
Выразительное чтение с последующим оцениванием. 102
(9) 21.03 С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». Литературный жанр - дневник Литературный жанр - дневник Выявление особенностей жанра дневниковых записей.
Наблюдение за разными авторскими приёмами.
Выразительное чтение с последующим оцениванием.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Определение способов изображения характеров персонажей 103
(10) 22.03 Дневниковые записи. 104
(11) 4 четв1.04 С. Черный «Арапкина молитва» 105
(12) 3.04 Урок-рефлексия Жанры литературы, особенности Изобразительные средства Презентация книги или произведения о животном с последующим оцениванием 106
(13) 4.04 Огден Неш «Микроб» Юмор как изобразительное средство Тон стихотворения наизусть Наблюдение за разными авторскими приёмами.
Выразительное чтение с последующим оцениванием 107
(14) 5.04 С. Островой «Загадочная птица» 108
(15) 8.04 И.А Дедова. «Первый снег» Пьеса. Построение Особенности построения пьесы 109
(16) 10.04 Л. Толстой «Булька» Рассказ Особенности жанра рассказ Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях.
Подготовка вопросов к текстам.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Выразительное чтение с последующим оцениванием.
Парная и групповая работа по называнию авторских средств в произведении. 110
(17) 11.04 У. Смит. «Собаки» Юмористический стих Изобразительные средства 111
(18) 12.04 А. Тихонов «Царевна-лягушка» Особенности жанра 112
(19) 15.04 М. Петровых «Кузнечики» Особенности жанра 113
(20) 17.04 Р. Гийо «Радуга» Особенности жанра 114
(21) 18.04 Ю Коваль. «Русачок-травник» Особенности жанра 115
(22) 19.04 В. Бианки «Лупленый бочок» урок1Особенности жанра Изобразительные средства 116
(23) 22.04 В. Бианки «Лупленый бочок» урок 2 Особенности жанра 117
(24) 24.04 М.М.Пришвин «Расставание и встреча» Особенности жанра 118
(25) 25.04 Урок-рефлексия.
С. Кирсанов «Этот мир» Жанры литературы, особенности Раздел 4 Необычные уроки письма- 18ч.
119
(1) 26.04 Необычные уроки письма. Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история». Жанр послания. Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль.. Моделирование жанра Познавательные
- выделять и формулировать познавательную цель
- поиск и выделение необходимой информации
-структурировать знания
Информационные умения:
- формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
-проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
Коммуникативные умения:
- использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися;
-инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
-договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Регулятивные
- формулировать учебную задачу
-осознавать качество и уровень усвоения,
-контролировать действия и сравнивать результат с эталоном
120
(2) 29.04 Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история» (продолжение) Тема послания. Адресат. Адресант. Наизусть по выбору. 121
(3) 3.05 Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок Виды посланий:
письмо, записка, телеграмма, деловое письмо, открытка Содержание письма. Цели написания писем. Обращение в письмах Знакомство с видами посланий
Создание текста «послания » по модели. Сопоставление художественного и риторического посланий.
Работа с разными информационными источниками.
Наблюдение за разными авторскими приёмами. 122
(4) 6.05 Дж. Родари «Письмо фее» 123
(5) 8.05 А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»,
Сочинение-ответ на письмо
124
(6) 10.05 Л. Мезинов «Соседи» 125
(7) 13.05 Третий урок. М. С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте» Открытка как разновидность послания Критерии грамотного послания. Редактирование текста открытки. Советы пишущему открытку Знакомство со способами передачи посланий, критериями грамотного послания.
126
(8) 15.05 Четвертый урок. А. П. Чехов «Ванька» Информация письма Содержание письма, его части, цель написания. Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресанта, способами его передачи, целями написания писем и формами обращений в них.
Выразительное чтение с последующим оцениванием.
Парная и групповая работа по называнию авторских средств в произведении.
127
(9) 16.05 А. П. Чехов «Ванька» 128
(10)
17.05 А. П. Чехов «Ванька» Конкурс на лучшего адресанта , отвечающего на письмо Ваньки Жукова 129
(11) 20.05 Пятый урок. А. С. Пушкин «И.И. Пущину Художественное послание Средства изобразитель-ности. Адресат Выявление особенностей художественного послания.
Выразительное чтение с последующим оцениванием.
130
(12) 22.05 А. С. Пушкин «Няне» наизусть 131
(13) 23.05 Шестой урок. В. В. Лунин «Записка», Адресата.
Темы посланий.
Записка Средства изобразитель-ности. Адресат.
Адресант Знакомство с интернет- ресурсами по теме «История переписки в разные исторические эпохи »
Презентация своих посланий.
Работа с рубрикой «Проверь себя!» Выбор интересных вопросов и подготовка ответов. 132
(14) 24.05 Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо», 133
(15) 27.05 М. Я. Бородицкая «Лето прошло», 134
(16) 29.05 Э. Э. Мошковская «Письмо» 135
(17) 30.05 Урок-рефлексия Подготовка письма будущим первоклассникам 136
(18) 31.05 Ю. Я. Яковлев «К читателю» Итого: 136 часов
Национально – региональный компонент
-Происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;-краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;
-лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы;
-национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);
-предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);
-использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр);
-герб города. Флаг Бурятии (символика);
-знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ.
Программа 3 класса обеспечивается следующими учебно-методически¬ми комплектами.
Матвеева Е.И. Литературное чтение 3 класс учебник (1—4, 1,2 часть).— М.: «Вита-Пресс», 2013
Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 3 класс в 2 частях (1—4). — «Вита-Пресс», 2013.
Матвеева Е.И. Проверочные работы по литературному чтению. 3 класс (1—4)- «Вита-Пресс», 2013.
Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к учебнику — М.: Вита-Пресс, 2013.