Конспект урока по литературному чтению по теме: А.Гайдар Телеграмма
Тема: А.Гайдар. Телеграмма
Цели: Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара; способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" через разгадывание кроссворда-логогрифа; учить добру, коллективизму, воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению.
Задачи: предметные: понимание и осмысление содержания отрывка из повести, умение прокомментировать его, определять тему и идею прочитанного текста; личностные: формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства потриотизма, развитие представлений о дружбе, умение помогать тем, кто нуждается в помощи; системно – деятельностные: обучение умению работать с текстом, выражать свои мысли в логической последовательности, делать самостоятельные выводы, развитие творческого воображения, умения сравнивать, рассуждать, делать умозаключения; находить слова, выражающие основную мысль в произведении, умение работать в коллективе, учить проявлять внимание к мнению других, производить языковой анализ текста.
Ход урока
I. Оргмомент.
Объявление темы и цели урока.
II. Вступительная беседа о писателе.
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".
В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.
Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).
С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом "Комсомольской правды". Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.
После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.
Освоение содержания первого отрывка из повести А.Гайдара «Тимур и его команда». Чтение, беседа по вопросам: Как звали главную героиню повести? Почему Женя сошла с дачного поезда? Что с ней случилось? Как она оказалась на даче? Кто помешал ей отправить телеграмму? Что услышала, проснувшись, Женя? Что увидела она? Что было написано на листе бумаги? Опиши комнату Тимура. О чем рассказала Жене обстановка комнаты? Чем заинтересовал ее Тимур? Опишите встречу Жени с Ольгой. Чего боялась Женя? Прочитайте по ролям разговор сестер. Опишите портрет Жени и Ольги. Какие черты характера свойственны каждой сестре? Как Женя узнала, что телеграмма отправлена? Догадалась ли она: Кто помог ей послать телеграмму? О каких свойствах характера Тимура говорит его поступок?
Восстановите содержание отрывка по опорным словам: телеграмма, разыскать, перекресток, собака, лист бумаги, Тимур.
Освоение содержания 2 – го отрывка из повести «Тимур и его команда». Кто является главными героями повести? (Женя и Тимур) Кто в повести противопоставлен Тимуру и его команде? (Мишка Квакин и его шайка) Почему мы противопоставляем этих героев? (Они совершают разные поступки) Какие проблемы волнуют, беспокоят Тимура и его команду? (Обсуждают, кто ворует яблоки, у кого коза пропала, почему девочка плачет.) Что они делают для решения этих проблем? (Помогают.) Кому помогает Тимур и его команда? (Всем, кто нуждается в помощи) Давайте вспомним, кому они помогали. (Носят воду, складывают дрова.) А как они определяют, кому нужна помощь? (У кого родные на фронте, погибли.) Как они отмечали тех, кому нужна помощь? (На воротах, калитке рисовали звезду.) Давайте определим, какими качествами обладали главные герои. Докажите, что Женя упрямая, честная, любящая, дружелюбная, жизнерадостная, а Тимур храбрый, честный, ответственный, отважный Как вы думаете, среди вас есть такие? А в наше время существуют добрые дела не для своей славы. Тимуровское движение должно остаться, потому что всегда есть люди, которым нужна помощь, и есть люди, которые помогают.
III. Разгадывание кроссворда-логогрифа.
Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.
1. Фамилия Тимура? (Гараев.)
У: С кем жил Тимур на даче?
Д: Тимур жил на даче с дядей Георгием.
2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.)
У: На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?
Д: Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб.
3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)
У: Что обнаружила Женя на чердаке?
Д: Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.
4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)
У: Зачем Женя искала почту?
Д: Ей нужно было отправить телеграмму папе.
5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)
У: Как проводила время шайка Михаила Квакина?
Д: Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника".6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)
У: Фамилия Жени?
Д: Александрова.
7. Договорите слово:
- Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто - то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой: (Плакат.)
У: Найдите в тексте и прочитайте содержание плаката.
Д: Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей. Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрёт этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых.
8. Какое слово пропущено?
"Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал - так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)
- Кратко перескажите, что было дальше.
У: Какое слово было спрятано?
IV. Словарная работа
Д: Характер.
У: Объясните значение слова характер.
Выслушиваются ответы детей.
У: Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
- Где в повести встречается слово характер?
Д: В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: "Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.:- Оля, - вставая, сказал отец, - я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)
(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)
У: На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?
Д: Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.
У: Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства?
Д: Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой.
У: Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков?
Д: Труд облагораживает человека.
У: Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании?
Д: Парламентеры.
У: Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами?
Д: Парламентеров заперли в часовне.
У: Объясните значение слова парламентер?
Д: Парламентер - официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.
У: Знаете ли вы значение слова ультиматум?
Выслушиваются ответы детей.
У: Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?
Д: "Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут".
У: Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума?
Д: Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.
Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.
V. Вопросы для самых внимательных читателей.
У: Украли! А какая была коза!
Ну, ______, а не коза________!
- У _______ рогов не бывает.
- Какое слово я пропустила?
Д: Голубь.
У: Кто и кому с обидой сказал слова: "Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!" ?Женя Оле, когда она послала ее за водой.
У: Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо!
Д: Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25.
У: Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе?
Д: Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: "Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!")У: Что говорится в повести об эхе?
Д: Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок.
VI. Вопросы и задания по тексту.
У: Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло?
Д: Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады:
У: Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?
О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, Женя играет с маленькой дочерью погибшего лейтенанта Павлова, возвращение домой пропавшей козы Маньки.
VII Итог урока.
У: Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"?
Д: Главные герои книги такие же дети как мы:
У: Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?
Д: "Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же".
У: Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.
Заключение.
В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?
м а т и ру м и т
к о ж е н я у а л
в с л а л е шк а
а и к о за ч йдк м к н ч у и е ыи а цюрн дг г
н к а ру г и фи
шо е к г я рцн
э в с а о л ьг а
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.Сочинение : Мой любимый литературный герой.
На уроках внеклассного чтения я познакомился с разными персонажами. Больше всех мне запомнился главный герой из произведения Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда".
В Тимуре мне понравились такие его качества как смелость, решительность, доброта. Он справедливый и честный. Всегда защитит слабого, поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не оставит друга в беде. Тимур верный и преданный товарищ.
По характеру Тимур - лидер. Он сплотил ребят в одну команду, чтобы совершать полезные дела. И в то же время очень скромный, так как не выставляет себя напоказ.
Я очень хочу быть похожим на Тимура!
Задание на дом: чтение отрывка повести «Тимур и его команда».