конспект урока по литературному чтению по теме А. Гайдар
Конспект открытого урока по литературному чтению.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
УМК: Гармония.
Учитель: Шмидт О. С.
Дата проведения: 27 января 2015 г.
Тема: А.П. Гайдар « Совесть».
Цель: создать условия для знакомства с произведением А. Гайдара « Совесть».
Задачи: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»; содействовать формированию умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение.
Планируемые результаты: учить выразительно читать текст, делая нужные паузы, объяснять смысл названия, определять свое отношение к прочитанному; сравнивать героев; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; ставят вопросы к тексту; характеризуют состояние героев, отношение автора к ним; усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Познавательные УУД:
понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи соотношение поступка с моральной нормой.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Слайд 1.( психологический настрой).
Дети читают хором:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться,Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
2. Проверка домашнего задания.
- Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( « В шкафу».).
- Кто его автор?
- Домашнюю работу предлагаю проверить в виде экзамена. Экзамен будете сдавать, работая в паре.
- Кто из вас знает, что такое экзамен?
- Я предлагаю вопросы для экзамена. Вы вытягиваете вопрос и даёте на него полный ответ.
ВОПРОСЫ:
1. Для чего Цыпкин залез в шкаф?
2. Что он почувствовал, когда проснулся в шкафу?
3. Чего мальчик хотел, когда рядом сидел Пал Палыч?
4. Когда пришёл директор, чего хотел мальчик?
5. Как произошло освобождение?
6. Почему Цыпкин долго молчал, когда его освободили из шкафа?
7. Как вы думаете, как часто ещё Цыпкин будет забираться в шкаф?
8. « Я не знал, что сказать». – Как вы поняли это предложение?
9. Опишите состояние мальчика, когда его освобождали из шкафа.
3. Изучение нового материала.
1. Целеполагание. ( Отгадывание кроссворда). Слайды 2-15.
- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1.За знаниями уже не в первый разМы в свой просторный входим. (класс).
2.Недаром молвится народная (пословица).
3.Чтобы было пониманиеНапрягай своё (внимание).
4.На вопрос найти ответПоможет мудрый нам (совет).
5.Как яркая раскраска,Волшебством пестреет (сказка).
6.Будто сказочная дверьВ знанья, это наш – (портфель).
7.Мама, папа, брат и яВсе мы – дружная (семья).
- Прочитайте название произведения. СЛАЙД 16.
- О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
- А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей).
- Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.
- Что - нибудь знаете о нём?
2. Биография автора.
ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (настоящая фамилия Голиков) (1904–1941). детский писатель. СЛАЙД 17.
Аркадий Гайдар родился (22) января 1904 года в посёлке в г. Льгов в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище. СЛАЙД 18-19.
Отец его, Петр Исидорович работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, позже фельдшером. СЛАЙД 20.
В семье после Аркадия появилось еще трое детей его младшие сестры.
Аркадий был самоотверженным СЛАЙД 21. уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.
В армии Гайдар думал остаться на всю жизнь. Но раны и контузии, полученные на фронте оставили тяжёлые следы, поэтому продолжать службу он не мог. Был уволен в должности командира полка СЛАЙД 22.
Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара: СЛАЙД 23.
« Школа», « Дальние страны», « Военная тайна», « Тимур и его команда», « Чук и Гек», « Судьба барабанщика», « Горячий камень», « Голубая чашка».
( СЛАЙД ) 24. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан во главе с Аркадием Гайдаром возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам. А.Гайдар, защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей.
- Сегодня мы прочитаем рассказ « Совесть».
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?
3.Словарная разминка. Слайд 25.
– Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть?
4. Чтение с остановками.
Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы).
- Читать будем с остановками ( по фрагментам). В первом фрагменте 3 абзаца.
- Найдите первый абзац. Какими словами он заканчивается? Его будет читать Максим Аскаров.
- Какими словами заканчивается второй абзац? Второй абзац будет читать Рома Самохвалов.
- Какими словами заканчивается третий абзац? Его будет читать Дима Жиргалов.
ДЕТИ ЧИТАЮТ « ЦЕПОЧКОЙ».
Вопросы по осмыслению текста:
– Почему девочка оказалась в роще?
– Что она там делала?
– Какое у неё было настроение?
– Какое впечатление произвела на вас Нина?
Заполнение кластера. Слайд 26.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Чтение 2 фрагмента ( 4, 5, 6 абзацы).
- Во втором фрагменте 3 абзаца.
- Где заканчивается первый абзац второго фрагмента? Второй? Третий?
Первый – Лена Замбалова.
Второй – Серёжа Шанаров.
Третий – Серёжа Шаповалов.
Вопросы по осмыслению текста:
– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
– Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?
– Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить).
– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.
Заполнение кластера. СЛАЙД 27.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа).
- Посмотрите третий фрагмент.
- Сколько в нём абзацев? ( 4 абзаца).
- Первый – Лиза.
Второй – Руслан.
Третий – Никита.
Четвёртый – Кирилл.
– Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу?
- Почему Нина плакала?
- Что значит «Грызла беспощадная совесть»?
- Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему?
- Определите своё отношение к Нине: вы её осуждаете или жалеете? Почему?
Физминутка под музыку «Перемена».
4. Работа в группах:
Исследование:
– Сейчас мы поработаем в группах.
– Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и четко высказать его.
Задания группам:
Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?
Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?
Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:
А) неисправима;Б) надеется, что девочка исправится;В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.
Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?
Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, розовый – можно добавить, оранжевый – не согласен.
– Что чувствовала Нина, когда осталась одна?
Заполнение кластера. СЛАЙД 28.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Творческие задания.
– Представьте, что вы писатели
– Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?
– Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?
– Придумайте окончание рассказа.
6. Итог урока.
– Какое настроение было у Нины в начале рассказа?
– А в конце? Антонимы: веселый – грустный.
– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?
– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.
– Что может подсказать СОВЕСТЬ?
– Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).
- Какая из пословиц, на ваш взгляд, лучше отражает главную мысль рассказа?
1) В ком есть стыд, в том есть и совесть;
2) На обмане далеко не уйдёшь;
3) Совесть без зубов грызёт.
- Нужна ли людям совесть?
- А бывают ли люди без совести?
- Как ты думаешь, а у тебя она есть?
- Будешь ли ты теперь внимательнее прислушиваться к тому, что подсказывает тебе твоя совесть?
7. Рефлексия.
СЛАЙД 29.
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
Зеленые «зайчики» – я всегда поступаю по совести.
Розовые «зайчики» – после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
Оранжевые «зайчики» – мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.
– Спасибо за урок!
8. Домашнее задание. СЛАЙД 30.
– Какое задание вы предложили бы выполнить дома?
На доске: стр. 94 – 95 прочитать и пересказать, вопрос №7
Заголовок 315