Конспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его команда
Областная специальная школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Атырау
Учитель русского языка и литературы
Тапалова Гульмира НауановнаТема: «Обобщающий урок по повести А.Гайдара «Тимур и его команда»
Эпиграф
«Любимых детских книг творец
И верный друг ребят.
Он жил, как должен жить боец
И умер как солдат».
С. Михалков
Цели:
образовательные: закрепление эпизодов из жизни и творчества А.Гайдара;
умение самостоятельно работать с дополнительной
литературой, выделяя основные моменты;
умение высказывать свои суждения, анализировать
поступки героев;
воспитательные: Воспитание читательской культуры;
формирование и развитие ответственности, гуманных
отношений с товарищами, чувства милосердия, любви к
родине, уважения к людям старшего поколения;
коррекционная: Развитие связной речи, памяти, внимания,
наблюдательности и логического мышления
Межпредметная связь: с русским языком, казахским языком, историей.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: портрет А.Гайдара, иллюстрации к повести, выставка книг,
мультимедиа, слайды, словарь С.Ожегова, оценочный лист с
критериями оценивания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
II. Дыхательная гимнастика.
III. Слово учителя
К сегодняшнему уроку, ребята мы с вами готовились заранее.
Сначала прочитали повесть Гайдара «Тимур и его команда, затем просмотрели фильм. Класс разделили на две группы на библиографов и биографов:
- биографы должны были познакомиться с биографией писателя, найти ответы на заранее предложенные вопросы;
- библиографы должны были исследовать историю создания повести.
Действительно повесть замечательная. НО к сожалению, забытая современным поколением читателей. Вот мы сегодня на уроке постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя А.Гайдара читателям 21 века. А судьба писателя необыкновенная. Известный детский поэт С.Михалков посвятил ему такие строки:
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят.
Он жил, как должен жить боец
И умер как солдат.
Эти строки я взяла эпиграфом нашего урока.
Гайдар действительно был бойцом. В начале он сражался в рядах Красной Армии. Потом стал детским писателем и продолжал воевать за души ребят, хотел, чтобы они выросли настоящими людьми, патриотами, гражданами своей страны, людьми, которые способны окружить заботой и теплом нуждающихся в этом людей.
IV. Слово предоставляется библиографам.
Доклад ( слайды учеников)
V. Слово учителя.
Русский писатель К.Паустовский о Гайдаре вспоминал: «Мы жили с Аркадием Петровичем Гайдаром на одной улице, надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, не был остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это было не только знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольное подчинение младшего поколения старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которой царствовал дух дисциплины и уважения…».
Мысль написать только подметил её, подхватил и облек художественную форму.
VI. Слово предоставляем нашим библиографам.
Доклад ( слайды)
Слово библиотекарю.
Каждая его книга была событием. Каждая книга задевала за сердце, учила нас настоящей любви к родной земле, к скромному и мужественному нашему человеку, была точным и дружеским пониманием малейших движений человеческой души.
VII. Слово учителя.
Мы прослушали доклады наших экспертов, а теперь проверим, что вы усвоили из докладов.
1. Когда и где родился Аркадий Петрович Гайдар? ( 22.01.1904 год,
город Арзамас)
2. Каково настоящее имя писателя? (Аркадий Петрович Голиков)
3. Сколько было лет Гайдару, когда он ушел в Красную армию? (14 лет).
4. В каком возрасте он принял командование полком? (16 лет)
5. Чему хотел посвятить свою жизнь писатель? (стать военным, служить родине)
6. Как и когда умер писатель? ( погиб 26.10.1941 года в бою с фашистами)
7.Где поставлен памятник писателю? ( на Украине, в городе Канев)
8. когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 г.)
9. Как она вначале называлась? («Дункан и его команда)
10. Почему в начале повесть получила такое название? (По аналогии с повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан»)
11. Назовите даты трех опубликованных текста повести ( литературный сценарий фильма в августе 1940 года, газетная редакция повести октябрь 1940 год, книжный текст январь 1941 год).
12. Сколько раз экранизировали повесть? (2 раза, в 1941 и 1976 годах)
VIII. Работа с иллюстрацией
(каждая команда работает со своими иллюстрациями находят отрывки из текста и аргументировано излагают свои взгяды).
IX. Запись в тетрадях слов А.Гайдара
«… Надо честно жить, много трудиться и крепко любить, и беречь эту огромную счастливую землю».
X. Сценка из повести
(заседание в штабе Тимура)
XI. Словарная работа.
- Знаете ли вы, кто такой рыцарь?( Это смелый человек)
А сейчас по толковому словарю С.Ожегова найдем точное определение и
прочитаем.
XII. Учитель казахского языка объясняет значение слова рыцарь
(слайд со схемой слова рыцарь на экране)
Рыцарь
смелый самоотверженный благородный
решительный уверенный готов помочь в честный открытый
в любой ситуации
Кому из героев повести характерны эти качества?
Значит Тимур – великодушный рыцарь. Потому что он обладает высокими душевными качествами, готов жертвовать своими интересами ради других.
XIII. Сейчас вас с произведениями А.П.Гайдара познакомит школьный библиотекарь …. .
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы говорите только об одном произведении Гайдара, я хочу сказать , что есть и другие замечательные произведения писателя. Им написано много рассказов и повестей:
Школа.
Дальние страны.
Военная тайна.
Голубая чаша.
Р.В.С.
Горячий камень.
Дым в лесу.
Судьба барабанщика.
Четвертый блиндаж.
Тимур и его команда и другие.
Повесть «Тимур и его команда» породила целое общественное движение и принесла писателю всесоюзную известность.
Перед вами произведения писателя, которые есть в библиотеке приходите, читайте, чтобы стать как Тимур смелым, отважным, благородным.
XIV. Слово учителя
- Какие проблемы беспокоили тимуровцев? (кто ворует яблоки, куда пропала коза, почему плачет девочка).
- Еще какие добрые дела совершали они? (кололи дрова, носили воду, перекатывали бревна, делали качели и др.
- Как они совершали свои добрые дела? ( Тайно).
- Как вы думаете, есть ли люди, которые нуждаются в помощи в наше время? Как можно им помочь? ( старики, дети, инвалиды).
Я знаю, что и среди вас есть решительные, честные, самоотверженные ребята, которые готовы помочь нуждающимся. Помогая людям, вы показываете свое уважение и заботу о них, выражаете любовь к родине.
Каждый из вас может стать таким как Тимур, лишь стоит только вам этого захотеть.
Гайдар любил родину. Он верил в будущее своей страны, он верил в подрастающее поколение.
Урок хочу закончить стихами С.Михалкова (выразительное чтение учителем).
XV. Задание на дом
Написать эссе « Как я помог…»
XVI. Комментирование оценок.
(лист оценивания сдают группы)
XVII. Рефлексия.
Стратегия «Незаконченное предложение»
Мне понравилось на уроке________________
Я узнал (а) ____________________________
Мне было легко (трудно) ________________