Конспект урока по русскому языку Причастие. Обобщающий урок
Учитель : Яшина Наталья Геннадьевна
Г. Зеленодольск, МБОУ гимназия 10
Урок-обобщение по теме "Причастие" (7-й класс)
Задачи:
Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
Развивающая: развитие устной речи, навыков самостоятельной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
Начнем урок с загадки. – О чем эта загадка? (слайд 1)
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю (причастие) .(Учащиеся сами формулируют тему урока)
На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие».
– Сформулируйте цель нашего урока.
Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
2. Фронтальный опрос (слайд 2 )В это время 3-4 учащимся можно раздать карточки с индивидуальным заданием (приложение).
Продолжите фразу:
1. Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает…2. Причастия отвечают на вопросы…3. Причастия бывают…4. Причастия изменяются…5. Действительные причастия обозначают…6. Страдательные причастия обозначают…
4. Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
5. Распределительный диктант.
Распределите причастия в 2 столбика, вставьте пропущенные буквы.
Два человека выполняют задание у доски. Один ученик выписывает только действительные причастия, другой- страдательные, затем объясняют правописание суффиксов.
Се…щийся дождь; муч…мый сомнениями; стро…щиеся дома; уважа…мый всеми; едва вид…мые облака; трепещ…щий на ветру; скач…щая лошадь; озаряемый луной
6. Работа с текстом (слайд 3)
На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
Какова тема данного отрывка?
(Тема – море на картине Айвазовского.)
Какова основная мысль данного фрагмента?
(Основная мысль: море на картине – это грозная стихия.)
К какому типу речи относится данный текст? (Описание)
Какие средства выразительности использованы в художественном описании моря?
Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.Метафора: алые ворота в грядущий день.
Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).
-найдите в тексте причастия.
-найдите предложение с пунктационной ошибкой, составьте схему предложения.
-выполните морфологический разбор причастия: ревущие
7.Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?
Расставьте знаки препинания при причастном обороте, выделите причастные обороты.
Задание выполняется по вариантам.
1 вариант
На картине изображено море освещённое лучами утреннего солнца.
2 вариант
Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами нависшими над зеленоватыми волнами.
8. Н и НН в суффиксах причастий.
Орфографический диктант (один ученик работает у доски и объясняет правописание суффиксов причастий).
Собранный урожай, рассеянные семена, вареное яйцо, книга напечатана, выжженная степь, моченое яблоко, подрезанные деревья, некошеный луг, письмо отправлено, раненый боец, жаренное на углях мясо.9. Подготовка к ОГЭ.
Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна н» .На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
10. Слепая схема. НЕ с причастиями (слайд 4)
Какое правило зашифровано в схеме?
Слитно
Без НЕ не употребляется
……..?........
Раздельно
Есть противопоставление с союзом А……?......
Всегда с краткими причастиями
Объясните устно написание причастий с не. (слайд 5)
1. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
2. Поэма состоит из (не)завершённых глав.
3. Нужная книга (не)прочитана.
4. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
Орфографический диктант (слайд 6)
Нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха; вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; тропинка не освещена; дорожки не расчищены; не взволнованное, а успокоившееся море; далеко не решенный вопрос; непрекращающийся ливень; задача не решенная, а только начатая.11. Итог.
Что мы сегодня делали на уроке?
Выполнили ли мы поставленную цель?
Вспомнили….
Обощили…
Закрепили…
12. Тест (приложение)
13. Домашнее задание: выполнить упр . 187
Приложение
Карточки с индивидуальным заданием.
рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом
рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом
рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом
Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб,
Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб,
Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб,
Тест
Вариант № 1
1. Найдите словосочетание прилаг. + сущ.
а) Читающий ученик;б) чугунная решетка;
в) строившееся здание;г) прочитанная книга.
2. Укажите суффиксы действительных причастий наст. времени.
а) -енн-; б) -ящ-; в) -вш-;г) -ущ-; д) -ем-; е) -т-.
3. В каких случаях следует писать суффикс -ящ-?
а) Хмур_щий брови; б) дремл_щий великан;в) стро_щие школу;г) тяжело дыш_щий.
4. В каком случае следует писать -е-?
а) Се_вший рожь;б) ла_вшая собака; в) обид_вший брата;г) слыш_вший шорох.
5. В суффиксах каких слов следует писать -нн-?
а) Ошибка исправле_на;б) полирова_ная мебель;в) туше_ный картофель; г) подкова_ная лошадь.
6. В каких случаях не с причастиями пишется раздельно?
а) (Не)забываемые впечатления;б) (не)выполненная вовремя работа;в) (не)обдуманный, а опрометчивый поступок; г) обещание (не)выполнено.
7. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
а) Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.б) Мы подошли к туристскому лагерю, расположенному на высоком берегу реки. в) Любишь каждую травинку поникшую от росы. г) На обсыпанной золотым цветом лозине, загудела пчела.
8. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н?
а) вопросы неожида... ы б) ученица растеря... а
в) встреча жела... а
г) подстриже... ы садовником
Вариант №2
1. Укажите словосочетание с причастием.
а) утренняя роса б) объединяться по интересам
в) кожаный диван г) взлетающий в небо
2. Укажите причастие с окончанием -им.
а) о моросящ... дожде б) за удаляющ...ся поездом
в) к белеющ... берёзе г) в запутанн... клубке
3. Укажите словосочетание с действительным причастием.
а) прочитанная книга б) колотый лёд
в) гуляющая девочка г) оберегаемая братом
4. Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
а) -енн-, -нн-, -т- б) -вш-, -ш-
в) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- г) -им-, -ем-, -ом-
5. Укажите причастие с суффиксом -ющ-.
а) люб... щий природу б) стро... щееся здание
в) плещ... щие вол ны г) колебл... щийся тростник
6. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е.
а) вид... вший сияние б) объезд... вший полмира
в) стро... вший дом г) услыш ...вший шаги
7. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и.
а) склоня...мое существительное
б) завис…мый от обстоятельств
в) поднима…мый краном
г) изуча…мый школьниками
8. . В каком примере не со словом пишется раздельно?
а) {не)открывшаяся дверь
б) (не)разрушенный снарядом
в) (не)созревший плод
г) (не)замеченная оплошность