Урок по русскому яыку в 6 классе Обобщение и систематизация знаий по теме Причастие


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 6 КЛАССЕ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ПРИЧАСТИЕ»

Цель: обобщить и систематизировать знаний о причастии;
Задачи: формировать умение находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; закрепить навыки правописания и употребления причастий; формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, тексты, орфографические словари, алгоритм Написание Н и НН в причастиях и прилагательных»

Слайд 1

Знать:
Что такое причастие?
Грамматические признаки причастия.
Правописание причастий, знаки препинания при причастном обороте.
Уметь:
Находить причастия в тексте.
Правильно писать суффиксы, окончания причастий, НЕ с причастиями.
Выделять причастные обороты на письме.
Анализировать текст.



«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»
М.В.Ломоносов

Ход урока.

1.Организационный момент. Задачи урока.
- Ребята, мы закончили с вами изучение причастий. Сегодня и на последующих двух уроках мы с вами обобщим все знания по теме. Вы должны будете показать умение образовывать причастия, находить их в тексте, правильно писать, т.е. показать всем, что вы совсем не. НЕВЕЖДЫ или НЕВЕЖИ?
2. Лексико-орфографическая работа.
- Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто:
Был сынок у маменьки – медвежонок маленький
Сыночек дисциплины совсем не признаёт!
Нашёл он мёд пчелиный – и грязной лапой в мёд!
Мать твердит: «Имей в виду – так нельзя хватать еду!»
А он как начал чавкать, измазался в мёду.

- Как, вы думаете, поэтесса назвала стихотворение: «Медвежонок- невежа» или «Медвежонок-невежда»? Почему?
- Откуда в русском языке два похожих слова? Достаньте тетради-справочники и запишем в словарик.
Слайд2
Ne vedia (ср. ведать- «знать»)
/ \
невеЖа невеЖДа
(di// Ж) (di // ЖД)
восточнославянская южнославянская группа
(древнерусский) (старославянский)
невежа- грубый, невоспитанный, невежливый человек.
Невежда – малообразованный человек, неуч,; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
- Подберите синоним к слову НЕВЕЖА (грубиян) и антоним к слову НЕВЕЖДА (эрудит).
-Так как же все-таки называется стихотворение А.Барто? ( «Медвежонок-невежа»)
- А вы на уроке должны показать всем, что вы не(невежды),а (Эрудиты).
- Замените слова НЕВЕЖА ( 1 вариант) и НЕВЕЖДА (2 вариант) словосочетаниями, в состав которых входило бы прилагательное и причастие.. ( грубый, никого не уважающий человек; человек малообразованный, не знающий многого)
3. Работа с эпиграфом. Опрос.
Слайд3
- Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?
1) У доски: 1 ученик отбирает карточки с морфологическими признаками причастия, готовит ответ;
2 ученик работает с записанными на доске словами, вставляет буквы, объясняет орфограммы,, выполняет морфемный разбор этих слов: начина..щегося, стро..щийся, выгор..вший, посе..нный, кле..нный.
3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения На каждом шагу встречаются тайны живой природы (не)разгаданные никем. Объяснить орфограммы, знаки препинания.
2) Выборочный диктант.
-Выписать словосочетания, в состав которых входят причастия:
Шумный поток, вспаханное поле, четвёртый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая птица, полный невежда, белый снег, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, колотый лёд, построенный дом.
- Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия?
- Почему причастия называются особой формой глагола?
-А теперь послушаем ученика и проанализируем ответ.
3) Работа в парах. 1вариант рассказывает 2варианту о действительных причастиях. А 2вариант 1варианту о страдательных причастиях.
- Назовите суффиксы, при помощи которых образуются разные причастия.
-Какие признаки глагола «работают» при образовании причастий?
- Образуйте все возможные формы причастий от глаголов видеть, смеяться, наступить.
4. Употребление причастий в речи. Комплексный анализ текста.
- Что вы можете рассказать об употреблении причастий в речи
Слайд 4
- Послушайте, что писал А.С.Пушкин: « Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; мы говорим: которая скачет, который метёт – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин)
-Перед вами отрывок из произведения И.Соколова-Микитова, прочитайте его выразительно.
Слайд5
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север, стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарею розоватые распахнутые крылья , длинные вытянутые шеи, слышал их голоса Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки.
-Определите тему, основную мысль этого отрывка.
- Определите тип речи?
- Слова какой части речи помогли писателю описать это «чудесное зрелище»?
-Определите стиль речи, докажите .
- Объясните правописание причастий, знаки препинания.
-Выпишите причастия с определяемыми словами, обозначьте постоянные морфологические признаки.
5 Повторение написания Н и НН в прилагательных и причастиях.
Пользуясь алгоритмом, объясните написание букв (устно по цепочке)
Стоит ветре..ая погода.
На стегне висела писа..ая акварелью картина.
Приятно пахло печё..ым хлебом.
У бабушки был платок, вяза..ый из чистой шерсти.
В магазине мы купили жаре..ого леща и копчё..ой колбасы.
Ледя..ой ветер с гулом проносится над головой.
На некоше..ом лугу зеленела высокая трава.
Хороши грибы, сушё..ые в печке.
Как за каме..ой стеной.
Ране..ый в лапу заяц стал прихрамывать.
Маринова..ые грибы лежали на тарелке.
тот исти..ый друг, кто честен и прям.
Его ожидал неслыха..ый успех.
Санитары подобрали ране..ых.
Нескоше..ая трава выросла выше человеческого роста.
Жаре..ая в масле рыба аппетитно пахла.
6. Тест
1. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:
а) приня
·т; б) принятб; в) приняты
·; г) збнят;
д) занятб; е) нанесён; ж) нанесенб; з) нанесены
·.
2. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн:
а) подкова..ые лошади; в) броше..ый камень;
б) ветре..ый человек; г) завале..ые снегом.
3. В этом слове пишется нн:
а) написа..о мною; г) рукопись сожже..а;
б) курсы организова..ы; д) украшение бесце..о;
в) платье дли..о; е) высказывание тума..о.
4. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать с нн:
а) Остывает запад розовый, ночь увлажне..а дождём.
б) Могила храброго свяще..а для отчизны.
в) У него было сосредоточе..ое выражение лица.
г) Там, щедрым облаком зари испещре..ы,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными янтарными клубами.
5. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:
а) Здесь солнце держат в чёрном теле,
И так оно истоще..о,
Что даже светит еле-еле
И не приходит под окно.
б) Длинная деревенская улица совсем пусты..а.
в) Небо загроможде..о клочьями нежно-белых облаков.
6. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н:
а) лишё..ый таланта; в) плетё..ая изгородь;
б) окружё..ый пеной; г) выкова..ый меч.
1. б, г, д, е, ж, з; 2. а, в, г;3. в, д, е;
4. б, в; 5. а, в; 6. в.

7 Итог урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Что повторили?
- Как итог нашей работы выполните морфемный и морфологический разбор одного из причастий.
8. Домашнее задание: Найти и записать отрывок из любого произведения, в котором встречаются причастия, обозначить орфограммы. Выполнить морфемный разбор причастий, одно причастие разобрать морфологически.























Шабельникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы



15