Тема урока: Осложненные предложения и знаки препинания в них. Однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения.


Тема урока: Осложненные предложения и знаки препинания в них. Однородные
члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения.
Цель урока:1.Формирование навыков употребления простых осложнённых предложений в речи обучающихся, учить понимать синтаксические конструкции простых осложнённых предложений правильно употреблять их в речи.
2.Развивать чувство ответственности детей за выбор в жизненных ситуациях, совершенствовать навыки использования учебного материала в жизни.
3.Используя содержательный компонент текста, вырабатывать стремление детей к здоровому питанию как важной составляющей жизнеобеспечения каждого человека.
Наглядности: таблица, карточки, видеоурок.
Тип урока: сообщение нового материала.
Методы урока: объяснение, работа по тексту.
Ходурока:
І.Организационный момент.
ІІ.Сообщение цели темы урока.
ІІІ.Изучение темы.
Простое осложненное предложение
 Понятие простого осложненного предложения
а/Выполнение заданий №1.
Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Например: Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие перегной и мох соотносятся с одним сказуемым – впитывают; однородные обстоятельства образа действия не торопясь, основательно зависят от сказуемого (впитывают (как?) не торопясь, основательно).
2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.
Ср.: перегной и мох – имена существительные в именительном падеже.
Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:
Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами. В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже (лет двадцати пяти), второе – причастным оборотом (блещущий здоровьем), третье – сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом сс зависимым причастием (со смеющимися щеками, губами и глазами).
2.Выполнениемупражнениймна доске.
3. 3. ^Расставьте знаки препинания при однородных членах.1) Были и лето и осень дождливы.ІҮ. Закреплениетемы.
а/Работа по тексту.
Поль Сезанн – великий художник-ипрессинист, воспевший мир во всем его многоцветии. На его картинах далёкий мир становится ближе и глубже настоящего. Прованс – родина Сезанна - олицетворяет в полотнах весь мир: причудливые облака, коряжистые деревья, родные окрестности Экса.
Взгляните на его знаменитые натюрморты! Это творческая лаборатория мастера, войдя в которую, каждый окажется в плену образов Сезанна. О его мастере написано много книг, страстных, смелых, романтичных. И всё-таки свою главную книгу художник написал о себе сам своими картинами.
«Натюрморт с фруктами» - это гимн жизни, гимн здоровью, гимн созидающей красоте. Золотисто-зелёные яблоки, светящиеся на белом фоне, вызывают непреодолимое желание вкусить эти плоды. Насладиться сладким, брызжущим соком, впитать всю энергию фруктов, почувствовав вкус самой жизни.
Учитель:
Определите тему текста, стиль и тип речи. Подумайте, какую мысль утверждает автор этот текста?
(Сезанн-художник жизни; публицистический, рассуждение с элементами описания. Автор видит в полотнах Сезанна великую жизнеутверждающую силу. А его натюрморты – это гимн жизни).
б/ Синтаксический разбор простого осложнённого предложения.
Учитель:
Запишите предложение для синтаксического разбора:
Золотисто-зелёные яблоки, светящиеся на белом фоне, вызывают непреодолимое желание вкусить эти плоды и насладиться самой энергией жизни.
Учитель приглашает для разбора одного обучающегося к доске.
в/ Создание социальной рекламы «Фрукты - это здоровье и красота»
(Во время выполнения творческого задания звучит музыка «Я на белой рубашке золотом…», Стихи Светланы Ковалёвой, муз. Сергея Белоголова)
Учитель:
Картины Сезанна, по моему мнению, имеют для каждого из нас не только художественную ценность, но и по-настоящему поучительны. Изображая на своих полотнах фрукты, овощи, художник передавал через форму их огромное значение для человека. Ими можно любоваться, но ими можно и наслаждаться, так аппетитно они выглядят. Не случайно натюрморты Сезанна украшали столовые в богатых домах.
А вам предстоит создать рекламу фруктов и поместить её в нашем школьном буфете. Используйте не только рисунок, но и слоган.
г/ Обсуждение реклам на заданную тему.
Учитель акцентирует внимание детей на главную особенность социальной рекламы – призывность. Учитывая тему рекламы, обращаем внимание на значение фруктов в организации здорового питания человека.
д/Беседа по теме, ответить на вопросы по пройденному материалу.
Ү.Комментированиеоценок.
ҮІ.Д/задание:
Упражнение 1.Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их употребление при однородных членах предложения на схемах, напишите, чем осложнены предложения.