Открытый урок по ДОСТОЕВСКОМУ
Урок литературы в 10 классе.
Учитель: Герасимова М.А.
Тема урока: «Раскольников и Соня» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цель урока:
Рассмотреть сюжетную линию «Раскольников и Соня», ответить на вопрос, что должны, по мнению Достоевского, сделать люди, чтобы изменить мир (какой выбрать путь).
Развивать монологическую речь учащихся, умение вести дискуссию.
Ход урока
Учитель: Раскольников и Соня живут в мире угнетенных и униженных людей.
В какой жизненной ситуации они находятся до встречи друг с другом?
(Раскольников «задыхается» в Петербурге Достоевского, хочет изменить свою жизнь, рождается его теория о двух разрядах, идет на преступление, то есть выбирает путь насилия).
В какой жизненной ситуации оказывается Соня?
Почему вынуждена жить по желтому билету? Кто в этом виноват? (родители – общество)
Какой путь выбирает Соня (терпение, человеколюбие, страдание) ?
Что подчеркивает писатель во внешнем облике Сони и почему (внешняя слабость - внутренняя сила)
Рассмотрим три встречи «Раскольникова и Сони»
С какой целью он приходит к Соне в первый раз? Почему разговаривает с ней безжалостным тоном?
(он «необыкновенный человек» пришел к слабой женщине, хочет убедить в своей правоте).
«Пойдем вместе.ты тоже преступила, загубила жизнь.свою»
! Он не видит разницы между их преступлениями
Какие чувства борются в душе Раскольникова (теория и осознание того, что он убийца)
Раскольников просит прочесть ему легенду о Лазаре. Почему (похожей ситуации: Лазарь умер физически, Раскольников – духовно,
Почему Соня не хочет читать для него? (знает что Раскольников не верит в Бога).
Почему Раскольников встает на колени перед Соней, целует ей ногу (преклоняется перед ее терпением, человеколюбием).
Чем заканчивается встреча (обещает ей открыть, кто убийца)
Вторая встреча.
С какой целью приходит во второй раз? После каких событий? (клевета Лужина)
Почему прежде чем признаться Соне, Раскольников предлагает ей решить дилемму: выбрать, кому жить: Лужину или детям Катерины Ивановны. (пытается оправдать себя, свой поступок.
Зачитывается диалог «Признание Раскольникова» глава 4 часть5
Почему признается Соне в убийстве?
Какую причину называет главной?
Почему Соня не может его понять? (значит)
Почему Раскольников не может и не хочет сразу принять совет Сони? (она предлагает прилюдно раскаяться. Он надеется, что выдержит: Может я еще на себя наклепал Может я не вошь. Я еще поборюсь)
Чем заканчивается встреча?
Третья встреча
Цель этой встречи? (я за твоими крестами пришел- часть 6 глава 8)
Оцените состояние Раскольникова и Сони?
Почему Соня не отвернулась от Раскольникова и едет за ним в Сибирь? (любит, считает, что он запутался).
Как относятся каторжане к Соне, к Раскольникову?
Итак, какой путь по мнению Достоевского, верный? (путь Сони - терпения,
человеколюбия).
Учитель: Жизнь, миропорядок и сегодня бесчеловечны, несправедливы. Как вам кажется, какой путь нужно выбрать сегодня, чтобы изменить жизнь: путь насилия, смирения или что – то еще? (самостоятельная работа на 5 минут)
Обсуждение ответов.
:Заголовок 1Ў:15т:Основной текстuser]C:\Documents and Settings\user.UCH141\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Документ1.asduserhC:\Documents and Settings\user.UCH141\Мои документы\Марина Александровна\Урок литературы в 10 классе.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·z z