Конспект урока по русскому языку по теме Слова с удвоенными согласными
Схема конспекта урока
Педагог (ФИО) – Заречнева Татьяна Николаевна_________________________
Город, район – город Заринск____________________________________________________
Образовательное учреждение – МБОУ СОШ №1___________________________________
Предмет (или должность) – русский язык__________________________________________
Класс – 2 Б_____________________________________________________________________
Тема урока – «Слова с удвоенными согласными»__________________________________
Цель – создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний_____________________________________________________________
Характеристика класса – в классе 11 человек. Из них 5 человек – дети с ограниченными_ возможностями здоровья. 45% процентов детей учатся на 4 и 5._Класс активно_________ включается в поисковую деятельность на уроках, проявляет заинтересованность в_______ предмете, охотно выполняет задания творческого характера_____________ _____________
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями
1. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к работе, мобилизовать внимание; закрепить умение правописания букв и соединений
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить готовность учащихся к уроку.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой
Методы: словесные, наглядные
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
-Веселое, хорошее и др.
-Нравится мультфильм и т.п.
Прописывают буквы и соединения в тетради -Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?
-Почему?
- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
- Сядьте правильно, красиво, положите правильно тетрадь и запишите:
Третье декабря.
Классная работа. (звучит музыка В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского «Улыбка»Дети записывают число и классная работа
Минутка чистописания
2. Изучение нового учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться находить слова с удвоенными согласными в тексте, выделять в них морфемы
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: развивать умения находить и записывать слова с удвоенными согласными; стимулировать познавательную активность учеников через прием создания проблемной ситуации.
Задача: познакомить с понятием «слова с удвоенными согласными»,
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Учащиеся слушают рассказ
-Классная
-Слова с удвоенными согласными
Ответы детей
-Упражнения, правило и т.п.
Учащиеся читают правило
Учащиеся выполняют упражнения
- В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми буквами.
-С двойными согласными
работа с учебником
Самостоятельно записывают слова
Ответы детей
-Учащиеся под музыку с героями мультфильмов выполняют упражнения -Ребята, я сейчас вам расскажу интересную историю. А вы внимательно послушайте и попробуйте сделать вывод, о чём мы будем говорить на уроке
-В русском языке есть очень необычные слова. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо, слышать и правильно писать.
-Как вы думаете, какое из записанных на доске слов относится к таким словам?
-Кто знает, как называется эта орфограмма?
-Верно. Это удвоенная согласная в корне.
- Что вы знаете по этой теме или про слова с удвоенной согласной в корне?
-Что нового вам хотелось бы узнать?
-Тогда на уроке мы ставим следующие цели
Учиться:
-грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне
- узнавать и находить слова с двойными согласными в тексте
- правильно переносить слова с одной строки на другую.
-Правильно.
-Что нам поможет в достижении первой цели?
-Давайте прочтём правило.
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
-Ребята! Как вы думаете, как определить, что в слове две одинаковые буквы?
- Послушайте: лиственница, антенна, троллейбус, ванна. Что вы слышите?
Физминутка для пальчиков
- На стр.117 найдите упр.188
-Какие слова записаны в упражнении?
-Спишите их в тетрадь и подчеркните удвоенные согласные
-А знаете ли вы другие слова с удвоенными согласными?
-Какие?
-Молодцы! Много слов знаете
-А я вам приготовила карточки, на которых тоже записаны слова с удвоенными согласными. Вы их дома почитаете. А если значение какого-либо слова вам будет непонятно, то вы посмотрите его в словаре.
ФизминуткаПостановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Слайд 1
Тему на доску «Слова с удвоенными согласными»
Слайд 2
3. Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться образовывать слова с удвоенными согласными
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития умений самостоятельно работать по составлению и записи слов с двойными согласными; стимулировать познавательную активность учеников.
Задача: определить алгоритм образования слов с двойными согласными.
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Выполняют задания на карточках
Проверяют и оценивают
-При переносе слов с удвоенными согласными одна согласная остается на строке, а другая переносится
Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока.
Выбирают и записывают в тетрадь
Объясняют свой выбор Работа в парах.
-На столах у вас карточки с заданием.
-Прочитайте текст на карточке и подчеркните слова с удвоенными согласными
Гиппопотам – могучее животное. Масса его тела - более двух тонн. А в одной тонне – тысяча килограммов. И при таком весе бегемот очень быстро плавает и хорошо ныряет.
Самопроверка.
-Обратите внимание на доску. Я разделила слова с удвоенной согласной на слоги для переноса. Сформулируйте правило, как переносить слова с одной строки на другую?
-Выпишите слова с удвоенными согласными, состоящие из двух слогов. Разделите их на слоги
Взаимопроверка
- На полях карандашом поставьте ! знак, если справились с заданием без ошибок, ? – если есть недочеты.
- А теперь давайте попробуем перенести слово гиппопотам (работа у доски)
Итог урока:
-Проанализируйте, все ли цели урока мы достигли?
-Что нового для себя вы сегодня узнали?
Рефлексия
-Ребята, я приготовила для вас предложения
Запишите в свои тетради то предложение, которое соответствует вашему настроению в конце урока.
-У меня очень хорошее настроение!
-Мне хочется плакать.
- Мне так грустно!
-У меня легко на душе.
-Мне кажется, что сегодня праздник.
-Почему?
Работа в парах
Самопроверка
Слайд 4
на слайде слова: ван-на, кас-са, сум-ма, груп-паСлайд 6
Цели на слайде
Слайд 7
Слайд 8
4. Задание на дом
Цель, которую учитель ставит перед учениками: закрепить полученные знания на уроке
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: развивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания
Методы: самостоятельная работа
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Записывают задание на дом, задают вопросы.
-А домашнее задание вы выберите себе сами. На столах вы видите две карточки: зелёную и сиреневую. На зелёной карточке задание более трудное, а на сиреневой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
- Спасибо за работу на уроке!
Зеленая карточка: образуйте слова с удвоенными согласными по образцу.
Сиреневая карточка:
стр.118 упр.190
Слайд 9