Конспект урока математики в 1 классе Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.
Мостовский район станица Хамкетинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24 станицы Хамкетинской
муниципального образования Мостовский район
Урок математики в 1 классе
Учимся чертить. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 24
Ст. Хамкетинской
В.В. Бегу
2013
Тема урока: Учимся чертить. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.
Цели урока:
Познакомить детей с начальными геометрическими понятиями «точка», «кривая линия», « прямая», «отрезок». Подготовить к пониманию необходимости специальных приёмов действий для проведения прямой линии. Учить распознавать их.
Развивать математическую речь, пространственное мышление, восприятие, зрительно- моторную координацию, умение строить рассуждения.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Моро М. И., С. И. Волкова,
С. В. Степанова; рабочая тетрадь, линейки, простые карандаши.
Вдохновение нужно в геометрии
не меньше, чем в поэзии.
/А.С. ПУШКИН/
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.Повторение изученного материала.
Разминка.
*Сколько шей у пяти журавлей?
*Какой первый день недели?
*Назовите осенние месяца.
*Назовите три математических знака( «+», «-», «=» )
Игра «Заселяем домики»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дети показывают нужную карточку. Ученик у доски работает вслух.
Выполняем Упражнение на дыхание « Свеча»
3.Работа над новой темой урока.
Создание проблемной ситуации.
На доске написаны математические знаки, изученные цифры, точки и линии.
5 ___________ + 1 = 3
. 4 _ 2
Детям предлагается объяснить что лишнее. Вместе делаем вывод, что цифры и знаки мы изучали, а линии и точки нет.
Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. А, отгадав загадку, вы узнаете, кто будет нам помогать в путешествии. (рисунок)
Я чёрный, красный, желтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу. (Карандаш)
Правильно, вместе с нами будет путешествовать Карандаш. Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.
Точка. Прямая линия. Кривая.
Итак, наш волшебный Карандаш ткнул «носом» в лист бумаги.
- Что же получилось? (Точка)
- Поставьте и вы в тетрадях несколько точек. Дети выполняют.
- А теперь соедините две любые точки.
- Что у вас получилось? (Линия).
- А как вы думаете, можно ли нарисовать линию без точек? (Можно).
- Начертите и вы линию и отметьте на ней, сколько хотите, точек.
Дети выполняют.
- Сколько у вас получилось точек? (Множество).
- Какие линии у вас получились? (Кривые).
- Почему они называются кривыми? (Они неровные, проводятся от руки).
- Ровную линию провести очень трудно. Чтобы провести ровно, нужен инструмент. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я ?... (Линейка)
- Как пользоваться линейкой? ( Надо прижать её к бумаге и вести карандаш вдоль линейки.)
- Попробуйте сами начертить такую линию. (Дети чертят прямую линию)
- Как бы вы назвали эту линию? (Прямая)
Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!
- Почему вы назвали эту линию прямой? Чем она отличается от кривой линии?
- Отметьте на своей прямой какую-нибудь точку.
Дети выполняют.
- А вот задание трудное. Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё прямую линию.
Дети выполняют.
- Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.
- Сколько у вас получилось линий? (Много)
- А теперь поставьте две точки и соедините их прямой линией. Сколько таких линий можно провести? (Одну).
- Какое важное открытие мы для себя сделали при помощи волшебного карандаша? (Через одну точку можно провести много линий, через две точки – только одну).
4. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Отрезок.
А теперь я расскажу вам сказку, - сказал Карандаш.
Жила-была точка. Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит любую линию и непременно спросит:
Какая это линия, длинная или короткая?
Подумала однажды точка: «Как же я всё смогу узнать, если всегда буду жить в одном месте?» И отправилась точка путешествовать по прямой линии.
Шла она шла. Долго шла. Устала и говорит:
Скоро ли будет конец у прямой линии?
Засмеялась прямая линия:
Эх ты, точка, разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?
Тогда я пойду назад, - сказала точка.
И в другую сторону не будет конца. У прямой вообще не бывает концов.
Что же мне делать, - задумалась точка, - Не могу же я вечно гулять по прямой.
А ты позови на помощь ножницы, - подсказала прямая.
Тут, откуда ни возьмись появились ножницы, щёлкнули раз, щёлкнули два, и разрезали прямую.
Как интересно, что же получилось из моей прямой?
Это отрезок, - сказали ножницы, теперь ты на отрезке прямой.
Отрезок прямой, отрезок прямой. – повторила точка.
И вы, ребята, повторите, что получилось из прямой.
5.Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотрите рисунок вверху на с. слева (с. 36).
Кто изображён на этом рисунке?
Какая линия у зайца?
Какая линия у волка?
Рассмотри чертёж под рисунком.
Какого цвета на рисунке прямые линии? Кривые линии? Назови отрезки.
Рассмотрите рисунки 1 и 2 внизу страницы.
Сколько кривых линий можно провести через одну точку?
Сколько прямых можно провести через одну точку?
Рассмотрите рисунок 3.
Сколько кривых можно провести через две точки?
Сколько прямых можно провести через две точки?
Рассмотрите рисунок на странице справа (с. 37).
Покажите на рисунке кривые линии; отрезки.
6.Итог урока, рефлексия.
- Что мы узнали на уроке?
- Что научились делать с помощью чертёжного инструмента?
- Приведите пример кривых линий вокруг нас.
- А прямых линий?
- Ребята, карандаш решил открыть вам тайну: идеальных прямых в природе нет.
Рефлексия.
«Красный карандаш» Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
«Зеленый карандаш» Вы считаете, что знаете отличие линий друг от друга, но вам ещё нужна помощь.
«Синий карандаш» Вы считаете, что было трудно на уроке.
15