Рабочая программа кружка Легоконструирование
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей
КГУ «ОСШ № 4
им. Н. К. Крупской
г. Балхаш»
от «__» _______20 г.
№ ___
Рассмотрено
на заседании экспертного совета методического кабинета отдела образования
от «__» _______20 г.
№ ___
Утверждено
решением педагогического совета КГУ «ОСШ № 4
им. Н. К. Крупской
г. Балхаш»
от «__» _______20 г.
№ ___
Программа кружка
«ЛЕГО - конструирование»
4 класс
Автор: учитель начальных классов
Афанасьева Людмила Ахматовна
Балхаш
2014
Рекомедовано Методическим Советом ОСШ № 4
Протокол № ______ от «___» ___________ 2014г.
Секретарь:___________________
Зам. директора ______________ Стакова К.Р.
Подпись, дата
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи
Основное содержание программы
Условия реализации программы
Учебно-методические средства обучения
Ожидаемые результаты
Календарно-тематическое планирование
Список литературы для учителя
Приложение
Пояснительная записка.
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях Лего – конструирования.
Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению ЛЕГО - конструирования с применением компьютерных технологий.
Актуальность
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Одной из задач развития функциональной грамотности является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.
Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе внеурочной деятельности является овладение навыками начального технического конструирования, развитие инженерного мышления, совершенствование мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), формирование навыка взаимодействия в группе.
Цель программы: - развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов Лего.
Задачи программы:
развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;
развивать умение анализировать объекты;
развивать мелкую моторику рук;
развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
закладывать основы бережного отношения к оборудованию;
-закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;
формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение;
подготовка к участию в конкурсах и соревнованиях по лего-конструированию.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда ЛЕГО позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с
объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно
влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти свое собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
Виды и направления внеурочной деятельности
Основное направление курса «ЛЕГО - конструирование» во внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное, основной вид деятельности младших школьников - проектная и
трудовая.
2. Основное содержание программы
Основные задачи курса:
ознакомление с основными принципами механики;
развитие умения работать по предложенным инструкциям;
развитие умения творчески подходить к решению задачи;
развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
подготовка к дальнейшему изучению Лего - конструирования с применением компьютерных технологий.
Содержание программы:
Знакомство с ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра.
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки.
Животные. Разнообразие животных. Дикие животные. Проект «Дикие
животные».
Фермеры. Домашнее хозяйство фермера. Сельский двор. Домашние животные. Виды работ в селе. Проект «Ферма».
Городская больница: отделения, врачи, медицинский персонал. Интерьер
внутренних помещений. Скорая помощь. Автопарк скорой помощи. Условные обозначения. «Больница».
Архитектура города: многоэтажные и малоэтажные здания. Муниципальные учреждения. Кто работает на стройке. Строительные инструменты. Проект «Жилые и муниципальные здания» (интеграция ПДД и ЛЕГО)
Учреждения города. Рабочие профессии. Кто такой служащий. Службы
города. Проект «Рабочие и служащие».
Транспорт. Городской, специальный, легковой, воздушный и др. проект
«Грузовой и пассажирский транспорт» (интеграция ПДД и ЛЕГО)
Введение в мир механики. Зубчатая передача. Рычаг. Шкив, Маховик.
Подъемная сила и равновесие. Проект «Первые механизмы».
3. Условия реализации программы
Основные формы и приемы работы с учащимися:
Беседа
Ролевая игра
Познавательная игра
Задание по образцу (с использованием инструкции)
Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
Викторина
Проект
Учебно-методические средства обучения
1.Учебно-наглядные пособия:
схемы, образцы и модели;
технологические карты, книга с инструкциями
иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
мультимедиаобъекты по темам курса;
фотографии.
2. Оборудование:
тематические наборы конструктора Лего;
компьютер, проектор, интерактивная доска
4. Ожидаемые результаты
Знания и умения, которые получат учащиеся в ходе реализации программы:
Знание основных принципов механики;
Умение классифицировать материал для создания модели;
Умения работать по предложенным инструкциям;
Умения творчески подходить к решению задачи;
Умения довести решение задачи до работающей модели;
Умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:
выставки работ;
конкурс поделок;
презентация творческих работ;
демонстрация моделей.
На изучение курса «ЛЕГО-конструирование» отводится 34 часа, по 1 занятию в неделю.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«ЛЕГО-конструирование» (34 ч)
Тема занятия
Краткое описание темы занятия
Кол – во
часов
Дата
Теор.
Пр.
1
Знакомство с ЛЕГО
Познакомить детей с конструктором ЛЕГО.
1
2-3
Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается
Более полно познакомить детей с конструктором ЛЕГО.
1
1
4-5
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета
Знакомство детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛА, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизацию речи, расширение словаря.
Развитие эмоциональной сферы.
1
1
6-8
«Исследователи кирпичиков»
Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря.
Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога.
Развитие графических навыков.
1
2
9-10
Волшебные кирпичики
Продолжить знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу
1
1
11-12
«Исследователи формочек»
Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.
1
1
13-15
Наш двор
Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.
1
2
16-17
Улица полна неожиданностей
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения
1
1
18-19
Городской пейзаж
Дать учащимся основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек.
1
1
20-21
Сельскохозяйственные постройки
Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села.
1
1
22-23
Школа, школьный двор
Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села.
1
1
24-25
Школа, школьный двор
Обратить внимание детей на здание родной школы, свой школьный двор; оценить положительные и отрицательные характеристики школьного здания и прилегающей к нему территории.
1
1
26-27
«Транспорт»
Обобщить знания учащихся о транспорте.
1
1
28-29
«Воздушный транспорт, космос»
Обобщить знания учащихся о космических объектах.
1
1
30-31
Животные
Обобщить знания учащихся о домашних животных.
1
1
32
ЛЕГО-подарок для мамы
Воспитывать чувство уважения к маме, своим родителям.
1
33-34
Любимые сказочные герои (По сказкам А. С. Пушкина)
Прививать любовь к чтению, обобщить знания учащихся о Пушкине и его произведениях.
1
1
итого
16ч
18ч
итого
34ч
Учебно-методическая литература для учителя
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2. А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
3. «Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое пособие
4. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
5 С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 .
6. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.; «ЛИНКА ПРЕСС», 2001.
Приложение 1
Диагностическое обследование обучающихся проводится в начале и в конце учебного года с использованием аналогичных заданий.
Диагностическая карта
Фамилия, имя ребенка
В- высокий уровень
Ср - средний уровень
Н - низкий уровень
Показатели
Начало года
Конец
года
В
С
Н
В
С
Н
1
Называет детали Лего
2
Создает модель по образцу
3
Моделирует фигуру человека
4
Моделирует туловище животного (передает характерные особенности животного)
5
Планирует работу с помощью рассказа о задуманном предмете
6
Конструирует по замыслу
7
Координирует работу рук
8
Создает сюжетную композицию
9
Использует понятие устойчивости и прочности конструкции
10
Работа с партнером
15