Программа внутрипредметного модуля по русскому языку Язык и народ по УМК Шмелева А.Г. (5 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Советска Калининградской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МК учителей
филологического направления
протокол №1 от 28.08.2015г.
председатель МК
__________ Н.Р. СоломахаУТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицея №10
___________ Г.Ф. Соколовский
« 29 » августа 2015 г.
Программа модуля
по русскому языку
«Язык и народ»
5-Г класс
(базовый уровень)
35 часов
Составила: учитель Кудрявцева Т.А.

2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
«Национальное возрождение России невозможно без осознания молодым поколением родного языка как национальной святыни, как исторической памяти народа, отражающей самобытность русской культуры, русского национального характера, "духа народа»,- считает Т.К.Донская («Русская национальная школа: проблемы и решения». СПб., 1998, с.44) и называет как наиболее актуальный для современного этапа преподавания русского языка "принцип народности", который, в свою очередь, тесно связан с "принципом историзма и культурологическим принципом обучения и воспитания" (Указ, раб., с.47-49).Одной из целей обучения русскому языку называется сегодня и формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции, причем эта цель поставлена не только перед профильной, но и общеобразовательной школой: в ФГОС образования по предмету "Русский язык", наряду с языковой и коммуникативной компетенцией, названа и социокультурная компетенция. Это означает, что на уроках русского языка, на факультативных и различного рода дополнительных занятиях (имеются в виду и внеклассные мероприятия, и индивидуальная работа с одаренными учащимися, и вводимые в экспериментальном порядке элективные курсы) учащиеся должны не только усвоить систему определенных знаний, умений, навыков, но и обеспечить свободное владение русским языком в различных условиях речевого общения, т.е. приобрести необходимую языковую и коммуникативную компетенцию. Особую важность и значимость приобретает интегрированное изучение языка и национальной культуры, постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом. Специальные (элективные) курсы интегрированного типа обладают ощутимым потенциалом для реализации этих новых для практики преподавания родного языка идей.
"Язык и народ" - это интегрированный модульный лингвистический курс ориентирующего характера для учащихся 5-х классов, и одной из целей преподавания данного курса является подготовка учащихся 5-х классов к восприятию родного языка как системы ценностей. Модуль помогает выполнить задачу пропедевтической ориентации, а отдельные разделы и темы заявленного модуля могут стать "отправными точками", базой для последующего углубленного изучения русского языка.
Данный модуль может быть продолжен и закреплен другими модульными курсами: "История языка", "Русская словесность", "Стилистика и культура речи", "Риторика", "Введение в языкознание" и др.
Модуль "Язык и народ" позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к гуманитарным предметам, к терминологическому аппарату не только лингвистики, но и литературы, истории, МХК и даже географии. Данный курс привлекает внимание учащихся к малоизвестным либо не актуальным в сознании сведениям и фактам из истории, культуры, литературы и родного языка.
Широко применяется в методике преподавания заявленного курса коммуникативно-деятельностный подход. Практические упражнения и индивидуальные и групповые задания носят творческий характер. Региональный компонент, используемый на занятиях, способствует, с одной стороны, систематизации полученных по всем учебным знаний, с другой стороны, углубленной работе, развитию познавательных интересов пятиклассников.
Цели изучения модуля «Язык и народ»:
формирование профессиональной ориентации учащихся выпускных классов;
расширение и углубление знаний учащихся о родном языке, речевой культуре;
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся;
расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в изучении отдельных дисциплин.
Задачи изучения модуля «Язык и народ»:
способствовать приобщению учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
сформировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;
изучить механизмы преобразования лингвистических знаний в интеллектуальное и социальное развитие учащихся;
воспитать уважение к требованиям речевого этикета;
рассмотреть культурные богатства родного языка;
подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.
Актуальность и новизна элективного курса «Язык и народ».
Содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов языкознания и лингвокульторологии, способствует изучению вопросов истории языка, диалектологии, современного русского языка Данный модуль позволяет рассмотреть роль языка в обществе, расширяет и углубляет знания о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка, способствует формированию мировоззрения - как общенаучного, так и лингвистического в частности, воспитывает сознательно-бережное отношение к языку как феномену духовной культуры, т.е. формирует и воспитывает языковую личность будущего гуманитария, что в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.
Концепция преподавания мордуля:
- единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе;
- нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения из ранее изучаемых учебных дисциплин вопросов и проблем;
- вариативность содержательной и организационной составляющих, т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;
реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения специального курса;
индивидуализация и дифференциация обучения;
ориентация в практической части на региональные факты и местный языковой материал;
преимущество самостоятельной работы учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по программе, связаны с расширением сведений о русском языке, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях" языка. Изучение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом. Учащиеся при этом совершенствуют умения анализировать тексты разной стилистической принадлежности, работают со справочной литературой, собирают и систематизируют языковые материалы для написания сочинений-рассуждений на лингвистические или морально-этические темы, для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной деятельности (создание проектов) - проблемные и поисково-исследовательские методы.
Выбор методов и форм работы обусловлен, в первую очередь, следующими приоритетами:
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
личностно-деятельностный и субъектно-субъектный подход, что позволяет ведущее, главенствующее место в обучении предмету отвести методам поискового, исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся, развивающим их природные способности, формирующим как общеинтеллектуальные, так и профессиональные умения и навыки. Значительна доля практических и самостоятельных работ, работа в группах, ролевые и деловые игры, дискуссии и "круглые столы", практикумы, тренинги и лабораторные работы (например, со словарями или с каталогами) и т.п. Особенно предпочтителен в методике организации данного элективного курса метод проектов.
Ожидаемые результаты изучения модуля «Язык и народ»:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования (ФГОС);осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию (ФГОС);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) (ФГОС);
приобретение практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики (и написание творческой работы по данной проблематике);
приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Формы и приемы работы с учащимися: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста, исследование предложенной проблемы (по методу проектов), сбор лингвистических, лингво- и социокультурных фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.Предлагаемые пути усвоения содержания курса - коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Содержательные блоки предлагаемой программы связаны общей идеей формирования лингвокультурной и социокультурной компетенции школьников, проявляющих интерес к гуманитарным знаниям, но каждый из блоков (разделов) может быть свернут до 1-2 занятий или, наоборот, развернут до 8-12 часов, т.е. стать микрокурсом. В этом проявляется высокая степень вариативности содержания предлагаемой программы; за учителем остается и право выбора технологии обучения: коммуникативно-деятельностной, модульной, какой-либо другой - или работать по традиционным методикам.
Содержание модуля «Язык и народ» предполагает 35 часов.
Что такое язык? Функции языка. Языковая картина мира.
Язык общенародный и язык литературный.
Народ и язык. Родной язык и национальное самосознание. Менталитет народа и язык.
Что такое язык? Функции языка. Языковая картина мира. Язык общенародный и язык литературный.
Язык и наука о нем. Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка. Язык - средство общения. Язык - путь закрепления и сохранения коллективного опыта человечества. Язык - способ выражения мыслей, чувств, эмоций. Разделы лингвистики. Язык как система систем. Внутрисистемные и межпредметные связи языка.
Национальный язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации. Специфика отражения языковой картины мира в языке каждого народа.
Современный русский язык как предмет изучения. Национальный (общенародный) язык. Стилистическая дифференциация языка. Литературный язык как нормированная и "обработанная мастерами" форма общенародного языка. Языковые "периферии".
Экология языка и культуры.
Изменения в русском языке в последние десятилетия. Реформы языка. Речевая культура и охрана языка. Проблемы культуры речи и экологии языка в работах российских ученых.
Место среди других языков и современный статус русского языка.
Народ и язык. Родной язык и национальное самосознание. Менталитет народа и язык.
Язык как составляющая часть культуры, как культурная "память народа"; культура как "система, стоящая между человеком и миром". Русская культура в зеркале языка.
Менталитет народа, особенность восприятия им окружающего мира через культуру и язык.
Место среди других языков и современный статус русского языка. Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и выразительности.
Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык международного общения, один из мировых языков.
Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Связи и взаимовлияние русского, украинского и белорусского языков.
Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и художественной выразительности.
Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и выразительности.
"Свидетели живые". История, стоящая за словами.
Устаревшая лексика. Язык художественных произведений.
Архаизмы и старославянская лексика. Архаизмы и историзмы в художественных произведениях, говорящие об историческом прошлом нашей страны, использующиеся для воссоздания колорита эпохи.
Сущность книжного языка как достижения и достояния национальной культуры. Разговорная разновидность литературного языка. Характеристика и понятие литературно-языковой и стилистической нормы, смысл функционального стиля языка, роль новообразований.
«Язык родных просторов».
"Языковая личность" и "языковой паспорт" жителей России. Территориальная, социальная, возрастная, профессиональная, образовательная и прочая дифференциация языка и речи. Понятие о "языковой личности". Язык семьи, язык отдельного человека. "Языковой паспорт".
Диспут " Можно ли по языку определить уровень культуры человека?" (Вариант: "Мы такие как наш язык или наш язык таков, какие мы?")
Итоговое занятие. Защита творческого проекта.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
понимать, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, гордиться им;
иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию;
иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
уметь коммуникативно и целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации.
Планируемые результаты освоения модуля
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
Предметные результаты:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать, следуя морально-этическим и психологическим, принципам общения;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.Метапредметные результаты:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Примерные практические работы в процессе выполнения программы:
составление тезисного плана;
составление схемы/ обобщающей таблицы/ опорного конспекта (ОК) по заданной теме или по материалам лекции учителя;
подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы, связанные с проблематикой курса;
написание и защита рефератов, научно-исследовательских работ;
самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной и научно-популярной литературой.
Примерные темы творческих работ (исследований) по модулю «Язык и народ»
Литературный язык - основа культуры речи.
Основные признаки литературного языка.
Современное состояние русского литературного языка.
Формы существования языка.
Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
Русский язык среди других языков мира.
Проблема экологии слова.
Основные формулы речевого этикета.
Культура разговорной речи.
Этико-социальные аспекты культуры речи.
Культура дискутивно-полемической речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Будагов А.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М: Изд-во МГУ, 1989.
2. Будагов А.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. М., 2000, 2001.
3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997.
4. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс для учащихся 7-8 классов: Пособие для учащихся. - М., 1987.
5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990.
6. Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980.
8. Доманский В.А. Литература и культура: Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002.
9. Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978.
10. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Изд. 3-е. М., 1994.
11. Листрова-Правда Ю.Т. Спецкурс "Русский язык и культура" для студентов-филологов// Русский язык конца XX века. Воронеж, 1998.
12. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1994.
13. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник/Под ред. В.В.Кускова.-М., 1994.
14. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. М., 1989.
15. Образ мира в слове и ритуале: Сборник статей. М., 1992
16. Новикова Л.И. Урок-конференция «Имя в реке времени» "Русский яз": Прил. к газ. «Первое сентября»).- 2001.-№ 10.17. Новикова Т. Ф. Специальный (элективный) курс "Язык, культура, общество". Белгород, 2004.
18. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1978.
19. Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.
19. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. М., 1978.
20.Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь. М., 1998.
21. Русский язык конца XX века (1985-1995гг).- 2-е изд. М., 2000.
22. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (Экология и язык)// Рус. яз. в шк. -1994. - №1
23. Скворцов Л.И. Экология языка, или Поговорим о культуре речи: Кн. для учащихся. М., 1998
24. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991.
25. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
26. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 1975.
27. Шанский Н. М. В мире слов. 3-е изд.,испр. и доп.- М., 1985.
28. Шанский Н. М., Боброва Т.В. Снова в мире слов. М., 2001.
39.Энциклопедический словарь по культурологии/ Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.
30.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.-М.: Педагогика, 1984.
Тематическое планирование модуля по русскому языку
5-Г класс «Язык и народ»
Савчук Л.О. «Русский язык 5-9 классы. Программы.
Учебно-методическое пособие/ под ред. Е.Я. Шмелёвой -М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Учебник « Русский язык: 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./
Авторы: А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/ под. ред. А.Д. Шмелева-всего 35 ч асов
М.: Вентана-Граф,2012.
Учитель: Кудрявцева Татьяна Александровна
№ Тема и тип урока дата Формы организации взаимодействия и виды контроля Содержание УУД Домашнее задание ИКТ Особенности усвоения программы
Глава 1. Наш родной язык
Образовательные цели (задачи) учащегося:
Повторить понятия нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Овладеть умениями различать и характеризовать язык с точки зрения групповой принадлежности языка.
Иметь представление о лингвистах, занимающихся вопросами языкознания.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Познавательные
Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, Иметь представление об отечественных лингвистах
Коммуникативные
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.
1 О языке и речи.
Родной язык
(урок открытия нового знания) Групповая, коллективная
Усвоение новых знаний, беседа, составление устных и письменных высказываний, приемы слушания нормы речевого этикета Общение - важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение
Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы Личностные: осознавать роль русского языка в жизни общества и государства
Познавательные: иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Коммуникативные: слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы §1, доде-латьбуклет Презентация Повторительно-обобщающий материал
2 Язык и речь
(Урок отработки умений и рефлексии)
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения Повторение изученного. Работа с учебником Личностные: осознавать роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.Познавательные: овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные: слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Пр.: расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы §2, упр.8 Стандартные текстовые редакторы
Развитие орфографической зоркости.
48260012700000Словарный диктант
3 Система языка (повторение изученного в начальной школе)
(Урок отработки умений и рефлексии)
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса слов с одной строки на другую Личностные: осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
имеют представления об основных формах функционирования современного русского языка.
Предметные: различают функциональные разновидности современного русского языка.
Имеют представление об отечественных лингвистах
Метапредметные:
Регулятивные — определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.
Познавательные — передают содержание в сжатом (развернутом) виде.
Коммуникативные — оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций §3,
упр.
13, 17 характеризуют морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав
4 Культура речи
(урок открытия нового знания) Культура речи как раздел лингвистики.
Лексическое богатство русского языка и культура речи
Составление плана. Работа с текстом Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию §16, упр.94 Наглядное представление информации
Построение речевых высказываний на основе схем и таблиц с приведением собственных примеров
Повторение главы 1
(урок открытия нового знания) Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным).Пользоваться ознакомительным, изучающим, поисковым видами чтения.
работа по вопросам самопроверки Предметные: Знают основные разделы лингвистики и единицы каждого раздела. Умеют определять имя существительное по вопросу, находить в тексте, определять род, число, падеж.
Личностные: Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают общечеловеческие и российские ценности, в том числе человеколюбие, уважение к труду, культуре.
Метапредметные:
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами Построение аргументированных высказываний о разнице между историзмами и архаизмами
РР Изложение
Не поискать ли Хомку?
(урок общеметодологической направленности) Знать определение темы и основной мысли текста, написание изложения по данному плану Составление плана. Работа с текстом П.: знать признаки текста, уметь создавать высказывания по заданному плану.
Регулятивные: осуществлять самопроверку письменных текстов.
Пр. (коммуникативная компетенция): излагать в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в соответствии с коммуникативной установкой Инд.зад. §17, упр.101 «Лингвистическая кладовая»
Контрольная работа по разделу «Правописание»
(урок контроля) тест Проверка качества усвоения знаний Личностные: развитие интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.
Познавательные: анализировать разные виды текстовой информации.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку. повторить ОКСоздание оценивающего высказывания языкового лексического явления
Глава 2. На каком языке мы говорим?
Образовательные цели (задачи) учащегося:
Повторить основные понятия фонетической системы языка.
Овладеть умением видеть различия между буквами и звуками, определять характеристики звуков, проводить сопоставительный анализ звуко-буквенного состава.
Иметь представление о звуко-буквенной системе языка, фонетической транскрипции «сильной» и «слабой» позициях звуков.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные
способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
умение работать с источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Познавательные
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Коммуникативные
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному текстам; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог.
5 О языке и речи
(урок открытия нового знания) Групповая, коллективная
Работа с текстом,
составление
таблицы Общение - важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение
Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы Личностные: осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
имеют представления об основных формах функционирования современного русского языка.
Предметные: различают общенародный русский язык. Имеют представление о диалектах.
Метапредметные: пользоваться разными видами чтения вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, рисунков), разграничивать основную и дополнительную
информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения
Регулятивные — определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.
Познавательные — передают содержание в сжатом (развернутом) виде.
Коммуникативные — оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций Получение новой информации
Преобразование информации Словарный диктант.
-450853937000
6 Общенародный русский язык.
Русский литературный язык.
Система русского литературного языка
(урок открытия нового знания) Групповая, коллективная.
Иметь представление об основных разделах лингвистики. Различать язык и речь, иметь представление об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня Введение понятия «общенародный». Русский язык – язык русской художественной литературы
Личностные. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Пр.: иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Коммуникативные: работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию §2, стр.67, индивид.упр.4,7
§3, упр.11 -444501905000
7 Русский литературный язык
(урок открытия нового знания) Знать о языке как средстве общения, формах речи, роли языка в жизни общества.Различать формы речи, виды общения Повторение изученного. Выполнение упражнений Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию Возможности программы Paint
Понимают и формулируют в устной форме основную мысль публицистического и художественного текстов, оформляют сложный план сочинения
8 Графика.
Буквы русского алфавита
(урок открытия нового знания) Коллективная, групповая, индивидуальная
словарный диктант Алфавит. Алфавитный порядок. Система русской графики.
Правильное произношение названий букв. Расположение слов в алфавитном порядке Л.: выразительно читать прозаически и поэтические тексты.
М/п.: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему).
М/к.: работать в парах, группах
Пр.: Овладевать основными понятиями графики. Осознавать (понимать) роль алфавита в языковой системе.
Распознавать гласные и согласные, классифицировать и группировать слова в алфавитном порядке §9, упр.49 Возможности программы Power Point
Опознание самостоятельной части речи и ее формы.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания, в различных видах анализа
9 РР Сжатое изложение
«Снежинка» упр.110
(Урок отработки умений и рефлексии) Индивидуальная
создание «вторичного» текста «Сжатое изложение». Тренировать в умении письменно пересказывать текст Пр.: определять последовательность работы над сжатым изложением в соответствии с планом.
Пр.: уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
М/р.: осуществлять самопроверку упр.112 Презентация Извлекают необходимую информацию из учебных таблиц; используют её в процессе письма.
Словарный диктант.
10 Нормы русского литературного
(урок открытия нового знания) языка
Формировать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств Работа с учебником. Анализ предложений. Тренировочные упражнения Пр.:Определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Пр.: Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.
М/р.: осуществлять самопроверку Инд.зад. §16, упр.101, выучить стр.131, «говори-те пра-вильно» Извлекают необходимую информацию из учебных таблиц; используют её в процессе письма.
Вырабатывают орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность.
11 Речевой этикет
(урок открытия нового знания)
Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию Повторение изученного.
Тренировочные упражнения Пр.: Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений.
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике §18, упр.136, вопросы с.214 Повторение.
Словообразующие и формообразующие морфемы
(Урок отработки умений и рефлексии) Коллективная, групповая, индивидуальная.
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему Представление о механизме образования форм слова и слов в русском языке Пр. (языковая компетенция): выделять и различать основы (производную, непроизводную, производящую), устанавливать производность с опорой на лексический анализ, опознавать морфемы и их функцию (словообразующую, формообразующую), анализировать словообразовательную структуру слова, членить слово на морфемы на основе словообразовательного анализа, определять способы словообразования, применять знания морфемики и словообразования в практике правописания; находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами,
объяснять написания устно и графически
Пр.(коммуникативная): излагать в письменной форме содержание прослушанного и
прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно)
М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов
М/п: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица)
М/к: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения с.218, упр.147, 151 Работа с интерактивной доской
Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»
(урок контроля) характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав Проверить усвоение темы «Морфемика» Предметные: графически выделяют условие выбора орфограммы и объясняют правописание
Личностные: самопроверка и самооценка повторить ОКГлава 4. В чём заключается богатство языка?
Образовательные цели (задачи) учащегося:
Дать понятие лексикологии, усвоить характеристику пар слов по значению, признаки лексики исконного и иноязычного происхождения, устаревшей лексики, неологизмов.
Овладеть умением определения значения слова, подбора лексических пар (омонимы, синонимы, антонимы, паронимы), навыками правописания корней с историческими чередованиями, двойными согласными, гласных после шипящих и Ц, правописания Н и НН в именах прилагательных и причастиях, существительных, слитного, раздельного и дефисного написания самостоятельных частей речи.
Овладеть навыком создания устного высказывания, подбирать примеры, строить схемы
Иметь представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка,
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
12 О языке и речи.
Разновидности русского языка.
Словарный диктант по упр.147
(урок открытия нового знания) Функциональные разновидности языка: разговорный язык Работа с текстом. Выделение микротем. Составление плана. Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие §1, стр.225, упр.3 Работа с интерактивной доской 13 Стили русского литературного языка
(урок открытия нового знания) Функциональные стили; язык художественной литературы Повторение изученного.
Работа с таблицей. Тренировочные упражнения Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие §2, инд.зада-ния14 Слово – основная единица лексикологии
(урок открытия нового знания) Коллективная, парная, индивидуальная.
Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова Л.: Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций
М/п.: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
М/к.: Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать чужие.
Пр./я: овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы.
Пр./к: Наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи §3, упр.8 (п.);
§4, упр.10 Реализация проекта в PowerPoint 15 Способы толкования слова
(урок открытия нового знания) Основные понятия лексики и фразеологии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений.
Толковать лексическое значение слов различными способами. Овладеть основными понятиями лексикологии.
Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка.
Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи Предметные: умеют пользоваться толковым словарём, знают, что изучает лексика, свободно владеют основными способами толкования слова.
Личностные: оценивают поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей. Метапредметные:
Познавательные: наблюдают за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах; диалектизмов в языке художественной литературы 16 Омонимы
(урок открытия нового знания) Групповая, парная, индивидуальная.
Наблюдать за использованием слов-омонимов в художественной речи Лексические омонимы.
Омофоны, омоформы, омографы Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план)
М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь
Пр. (языковая компетенция): овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), опознавать омонимы.
Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики вхудожественной речи, использовать их в собственной речи §8, учить с.257, упр.48 -215901460500
Применяют синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
17 Разновидности омонимов
(урок открытия нового знания) Групповая, парная, индивидуальная
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и использовать её в различных видах деятельности
Лексические омонимы.
Омофоны, омоформы, омографы Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план)
М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь
Пр. (языковая компетенция): овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), опознавать омонимы.
Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики вхудожественной речи, использовать их в собственной речи с.257, упр.50 -215907556500
18 Синонимы
(урок открытия нового знания) Коллективная, индивидуальная.
Наблюдать за использованием слов-синонимов художественной и разговорной речи Синонимы. Словарь синонимов русского языка Синонимические гнёзда.
Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план)
М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь
Пр. (языковая компетенция): овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), опознавать синонимы
Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики вхудожественной речи, использовать их в собственной речи §9, с258-учить, упр.59
§10, упр.70 Реализация проекта в PowerPointОбъясняют выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживают и исправляют орфографические и пунктуационные ошибки
19 Антонимы
(урок открытия нового знания) Коллективная, индивидуальная.
Наблюдать за использованием слов-антонимов художественной и разговорной речи Антонимы. Антонимические пар Словарь антонимов русского языка Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план)
М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь
Пр. (языковая компетенция): различать лексическое и грамматическое значение, опознавать антонимы
Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики вхудожественной речи, использовать их в собственной речи Обобщают понятия — осуществляют логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.


20 Фразеология
(урок открытия нового знания) Групповая, парная, индивидуальная
словарный диктант.
Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи Понятие о фразеологизмах Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план).
М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Пр. (языковая компетенция): овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), опознавать фразеологизмы.
Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики вхудожественной речи, использовать их в собственной речи §11, упр.79 Реализация проекта в PowerPoint Составляют обучающую таблицу на основе прочитанного лингвистического материала

21 Фразеологизмы
(урок отработки умений и рефлексии) Коллективная, парная, индивидуальная;
работа по карточкам.
Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи Дать представление о роли слов в достижении точности, информативности и выразительности речи. Наблюдение за использованием слов в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах Предметные: знают слова с эмоциональной окраской, находят их в тексте.
Личностные: объясняют положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей. Метапредметные:
Познавательные: извлекают необходимую информацию из толкового словаря, и используют её в различных видах деятельности Регулятивные: работая по собственному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства инд.задания с.269 -12065334073500Используют разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике
22 Словари русского языка
(урок открытия нового знания) Коллективная, групповая, индивидуальная.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности Дать основные виды словарей. Как пользоваться словарями. Что такое словарная статья Предметные: знают правила пользования словарями
Личностные: осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций.Метапредметные:
Регулятивные: работая по собственному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. -196855016500
23 Контрольная работа по разделу «Лексикология»
(урок контроля) индивидуальная
диктант с грамматическими заданиями.
Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).Понимать различие лексического и грамматического значений слова Проверка усвоения пройденного материала Пр.: Осознавать лексему как значимую единицу языка, опознавать «пары», анализировать словообразовательную структуру слова, различать изученные способы словообразования.
М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов с.186-190 – повто-рить правила упр.104, стр.280 24 Лексическое богатство русского языка и культура речи
(урок открытия нового знания) Лексическое богатство русского языка и культура речи
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка Работа с учебником, с репродукцией. Составление плана. Письмо сочинения Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М/п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка с.293 упр.122 Осознают эстетические функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
-2540-254000
25 Повторение главы 4
(Урок отработки умений и рефлексии) Групповая, индивидуальная
Индивидуальные карточки, работа в паре
Повторение основных правил.
Закрепление правил правила обозначения орфограмм на письме Предметные: знают основные орфографические правила, владеют понятием «синонимия». Умеют объяснять орфограммы в словах.
Личностные: понимают важность соблюдения основных орфографических норм в письменной речи.
Метапредметные:
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности своей деятельности на уроке упр.127 http://repetitor.1c.ru/12701587500
Осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими и овладение национально-культурными нормами речевого поведения
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей? Система языка
Образовательные цели (задачи) учащегося
Иметь представление о роли церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.
Иметь представление о грамматическом значении словосочетаний; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Овладеть умениями употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка, использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа, анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня;
овладеть приёмами работы с учебной книгой;
вычитывать все виды текстовой информации;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
строить рассуждения;
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
26 О языке и речи.
Диалогическая и монологическая речь (урок открытия нового знания)
Речь диалогическая и монологическая.
Виды монолога (повествование, описание, рассуждение).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос) Беседа по вопросам.
Тренировочные упражнения М/п: извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
Пр.: Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Пр.: Различать образцы диалогической и монологической речи.
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме §1, упр.4 27 Способы передачи чужой речи
(урок открытия нового знания) Групповая, парная, индивидуальная.
Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении Знакомство со способами передачи чужой речи Л.: осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли
М/п.: вычитывать все виды информации, преобразовывать информацию в таблицу. схему, алгоритм. §12, упр. 70 28 Формы обращения и речевой этикет
(урок открытия нового знания)
Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию Работа с учебником. Анализ текста. План рассуждения Пр. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике §19, упр.117 Интернет-ресурс 29 Комплексное повторение главы 5
(Урок отработки умений и рефлексии) Парная, индивидуальная.
Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи Повторить основные понятия М./п.: Использовать и перерабатывать информацию в схемы. Таблицы, составлять алгоритмы пунктуационных правил.
Пр.: Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.
Пр.: Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи с.96 – вопросы, упр.121 Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь? Система языка
Образовательные цели (задачи) учащегося:
Повторить позиции гласных звуков, различать основные признаки позиционных чередований, уметь выполнять морфологический разбор, использовать знания, умения в практике правописания и проведения орфографического анализа слабых позиций и написания орфограмм.
Овладеть умением выделять ключевые фразы в текстах, производить разборы.
Иметь представление о морфологических классах.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
иметь представление о морфологии;
овладеть приёмами работы с учебной книгой;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
30 Речь устная и письменная
(урок открытия нового знания) Устная речь. Письменная речь.
Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи.Различать образцы устной и письменной речи Работа с учебником. Анализ слов. Тренировочные упражнения Пр. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи,
различать образцы устной и письменной речи.
М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации
М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме Инд.зад. §1, упр.4 31 Правописание. Прописная буква в именах собственных
(урок открытия нового знания) Групповая, индивидуальная.
Распознавать имена собственные в тексте и частях текста
Употребление строчной и прописной букв
Пр.: правильно писать прописную букву в именах собственных. Освоить содержание изученных правил и алгоритмы его использования.
М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.
М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать орфографическую зоркость.
М/п.: Использовать о словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. §12, упр.77 Реализация проекта в PowerPoint 32 РР Текст: тип речи –рассуждение
(урок открытия нового знания) Функционально-смысловые типы речи: рассуждение, и его основные особенности Тренировочные упражнения.
Словарный диктант упр.122 Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста §19-учить Интернет-ресурс РР Сочинение – описание с элементом рассуждения стр.188, упр.150
(урок контроля) Структура рассуждения: тезис, аргумент, пример, вывод Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. §19, упр.130 Интернет-ресурс
33 Язык и культура. Культура речи
Что такое грамматические нормы?
(урок открытия нового знания)
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки Тренировочные упражнения Предметные: владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Метапредметные: использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного §20, упр.138, с.184-вопросы (у.) Возможности программы Power Point
34 Повторение.
Комплексное повторение 6 главы
(Урок отработки умений и рефлексии) Коллективная, парная, групповая, проектное задание.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении Повторить основные понятия главы Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать подробное изложение заданного стиля и типа речи), продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочинение по картине, на заданную тему.М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов стр.189, упр.148 Глава 7. Что такое современный язык? Система языка
Образовательные цели (задачи) учащегося:
Повторить понятия морфологии.
Овладеть умением морфологического разбора знаменательных частей речи.
Иметь представление о грамматике и морфологии как разделах лингвистики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
иметь представление о фонетике, морфемике и словообразовании;
овладеть приёмами работы с учебной книгой;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
35 О языке и речи.
Современный русский литературный язык
(урок открытия нового знания)
Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка.
Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка
§1, упр.6 Презентация
Правила создания эффектной презентации Глава 8. Как язык объединяет людей
Образовательные цели (задачи) учащегося
Повторить понятия морфологии
Овладеть умением морфологического разбора знаменательных частей речи
Иметь представление о грамматике и морфологии как разделах лингвистики
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
иметь представление о фонетике, морфемике и словообразовании;
овладеть приёмами работы с учебной книгой;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
35 О языке и речи. Русский язык – государственный язык Российской Федерации
(урок открытия нового знания) Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения Л.: Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка §1, упр.5