Общеразвивающая программа дополнительного образования детей Легоконструирование
Управление образования Администрации МО Приуральский район
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Левша»
«Легоконструирование»
п. Харп
2015г.
Пояснительная записка
Программа «Легоконструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современного ребенка протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ниму. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали ребенку в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где комплексно используют знания. Материал по программе «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием обучающающихся. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки большим). Конструирование по замыслу предполагает, что обучающийся сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Занятия по ЛЕГО конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый обучающийся, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции и изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.
Актуальность программы.
Методическая основа программы – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого года обучения.
Деятельность обучающихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Новизна и оригинальность программы.
В основе программы лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности обучающихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Цель программы: является саморазвитие и развитие личности каждого обучающегося в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
Ознакомление с основными принципами механики
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий
Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема, информационно-коммуникативных)
Развивающие:
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
Воспитательные:
Формировать гуманистические ценности и идеалы, выработку человеческого достоинства, ответственности за свои поступки.
Сформировать умение работать коллективно (дети – педагог - родители).Формировать профессиональную ориентацию личности обучающихся посредством
овладения детьми специальных знаний и умений по предмету обучения.
Организация обучения:
Набор в объединение производится по желанию детей. Возраст обучающихся от 6 до 12 лет.
Количество обучающихся в группах постоянного состава 8-10 человек, объём программы – 432 часов. Объём каждого года обучения -144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с соответствующими перерывами согласно СанПиНам. Обучение начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая на основе Устава учреждения.
Занятия проводятся в комбинированной форме. Это - словесные методы с демонстрацией репродукций, просмотр видеоматериалов, посещение выставок, музеев, творческие встречи с другими коллективами, дидактические игры. Практическая деятельность, которая является необходимой для закрепления информации в виде занятий по начально-техническому моделированию, легоконструированию .
Между занятиями предусмотрены физкультминутки, чтобы разрядить напряженное состояние ребенка.
Разминка рук
Гимнастика глаз
Подвижные игры
Программа рассчитана на 4 года (2 час в неделю по 2 часа) и состоит из 3 блоков. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. По мере перехода обучающегося из одного года обучения по программе на другой, содержание работы все более углубляется и расширяется.
Для успешного продвижения обучающиегося в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Прогнозируемый, ожидаемый результаты (личностные, мета предметные и предметные результаты освоения программы по годам обучения указаны ниже).
В результате изучения всего курса обучающийся получит
возможность научиться:
1.Иметь представление о свойствах деталей строительного материала
Ориентироваться в различных ситуациях
Иметь представление о технике, моделирование механизмов, знать способы крепления и уметь выполнять их
Получать опыт анализа конструкций и генерирования идей
Работать по предложенным инструкциям
Творчески подходить к решению задачи по модели
Знание основных принципов моделирования, конструирования
Излагать, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Способность логически мыслить
Практическая ценность изучения Лего-конструирования выражается:
Умение детей работать в паре
Овладение Лего-терминологией
Желание открывать новое в мире науки и техники;
Нестандартность и неоднозначность в решении поставленных задач
Желание детей помочь друг другу – развитие коммуникативных умений
Выявление детей с конструкторскими способностями
Формы подведения итогов реализации программы
Формы начальной диагностики
Формы промежуточного контроля
Формы итогового контроля по годам обучения
Формы аттестации по итогам реализации образовательной программы
Собеседование, анкетирование
Тестирование, текущий анализ работ, участие в конкурсах и выставках
Тестирование, текущий анализ работ, участие в конкурсах и выставках, партфолио
Тестирование, оценка изделий, участие в конкурсах и выставках, портфолио, защита проектов.
Учебно-тематический план рабочей программы 1-го года обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Раздел 1. Строительное моделирование
14
5
9
3
Тема 1. Знакомство с конструктором.
2
1
1
4
Тема 2. Баланс конструкций.
2
1
1
5
Тема 3. Строительство конструкций.
4
1
3
6
Тема 4. Крыши и навесы.
4
1
3
7
Тема 5. Устойчивость конструкций.
2
1
1
8
Раздел 2. Техническое моделирование
64
15
49
9
Тема 1. Что нас окружает.
2
1
1
10
Тема 2. Животные
6
1
5
11
Тема 3. Городской дом.
6
1
5
12
Тема 4. Сельские постройки.
6
1
5
13
Тема 5. Игрушки.
8
2
6
14
Тема 6. Наш двор.
4
1
3
15
Тема 7. Наша школа.
4
1
3
16
Тема 8. Наша улица
12
3
9
17
Тема 9. Транспорт.
10
3
7
18
Тема 11. Машины будущего.
6
1
5
19
Раздел 3. Исследовательская практика
48
9
39
Тема 1. Спорт и его значение в жизни человека.
12
2
10
20
Тема 2. Военный парад.
20
4
16
21
Тема 3. По дорогам сказок.
10
2
8
22
Тема 4. LEGO- театр.
6
1
5
23
Раздел 5. Диагностика уровня ЗУН
6
2
4
24
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
Содержание рабочей программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч.
Теория:(1ч)
Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год. Правилами поведения в детском учреждении.
Практика.(1ч.)
Проведение анкетирования на тему « Твои интересы», игра «Давайте познакомимся».
2. Раздел 1. Строительное моделирование(14ч.)
Тема 1. Знакомство с конструктором. (2ч.)
Теория:(1ч.)
Правила составления узора.
Практика.(1ч.)
Составление узора по собственному замыслу.
Тема 2. Баланс конструкций. (2ч.)
Теория:(1ч.)
Виды крепежа.
Практика:(1ч.)
Конструирование модели.
Тема 3. Строительство конструкций.(4ч.)
Теория:(1ч.)
Стены зданий.
Практика:(3ч.)
Строительство конструкций.
Тема 4. Крыши и навесы.(4 ч.)
Теория:(1ч.)
Формы крыш и навесов.
Практика:(3ч.)
Конструирование модели крыши.
Тема 5. Устойчивость конструкций. (2 ч.)
Теория:(1ч.)
Подпорки. Перепроектировка стенок.
Практика:(1ч.)
Конструкции с тросами.
Раздел 2. Техническое моделирование. (64ч.)
Тема 1. Что нас окружает.
Теория:(1ч.)
Окружающие предметы и живые существа.
Практика:(1ч.)
Конструирование собственной модели.
Тема 2. Животные. (6ч.)
Теория:(1ч.)
Какие бывают животные.
Практика:(5ч.)
Конструирование модели животного.
Тема 3. Городской дом.(6ч.)
Теория:(1ч.)
Жизнь города. Наш городской дом.
Практика:(5ч.)
Конструирование многоэтажного дома.
Тема 4. Сельские постройки.(6ч.)
Теория:(1ч.)
Сельские постройки.
Практика:(5ч.)
Конструирование сельского дома.
Тема 5. Игрушки. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Виды игрушек.
Практика (6ч.)
Создание собственной игрушки.
Тема 6. Наш двор.(4 ч.)
Теория:(1ч.)
Основы проектирование.
Практика (3ч.)
Моделирование детской площадки.
Тема 7. Наша школа. (4 ч.)
Теория:(1ч.)
Основы проектирование.
Практика (3ч.)
Моделирование школы.
Тема 8. Наша улица. (12 ч.)
Теория:(3 ч.)
Закрепление ППД.
Практика (9 ч.)
Моделирование дорожной ситуации.
Тема 9. Транспорт. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Виды транспорта.
Практика (8ч.)
Моделирование машин.
Тема 11. Машины будущего.(6 ч.)
Теория:(1ч.)
Профессия конструктор.
Практика (5ч.)
Моделирование машин будущего.
Раздел 3. Исследовательская практика. (48 ч.)
Тема 1. Спорт и его значение в жизни человека. (12 ч.)
Теория:(2 ч.)
Спортивные сооружения
Практика (10 ч.)
Моделирование спортивной площадки.
Тема 2. Военный парад. (20ч.)
Теория:(4 ч.)
Военные машины.
Практика (16 ч.)
Конструирование военных машин.
Тема 3. По дорогам сказок. (10 ч.)
Теория:(2 ч.)
Сказочные герои.
Практика (8 ч.)
Конструирование сказочных героев.
Тема 4. LEGO- театр. (6 ч.)
Теория:(1 ч.)
Театр и иго жители.
Практика (5 ч.)
Создание театра из LEGO-героев.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
Личностными результатами изучения программы «Легоконструирование» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения программы «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Эффективность программы:
Результаты оцениваются по следующим показателям:
Результаты срезовых работ предварительного, промежуточного и итогового контроля уровня ЗУН;
комфортность обучающихся в коллективе (анкетирование обучающихся, родителей, анализ посещаемости занятий);
удовлетворенность своей работой, достижения обучающихся объединения
Предметными результатами изучения программы «Легоконструирование» 1 года обучения является формирование следующих знаний и умений:
Обучающиеся должны знать:
- простейшие основы механики
- виды конструкций однодетальных неподвижных соединений деталей
- виды конструкций многодетальных неподвижных соединений деталей
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Обучающийся должны уметь:
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу
- осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Учебно-тематический план рабочей программы 2-го года обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Раздел 1. Моделирование
74
18
57
3
Тема 1. Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки
2
1
1
4
Тема 2. Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид
4
1
3
5
Тема 3. Наш двор
8
2
6
6
Тема 4. Постройка моделей старинных машин
10
2
8
7
Тема 5. Улица полна неожиданностей (связь с ПДД)
10
2
8
8
Тема 6. Игрушки. Фантазируй!
8
2
6
9
Тема 7. Любимые персонажи
8
2
6
10
Тема 8. Гармония жилья и природы
6
2
4
11
Тема 9. Военная техника
8
2
6
12
Тема 10. Космические корабли
10
2
8
13
Раздел 2. Исследовательская практика
50
11
39
14
Тема 1. История необычных конструкций. Многогранники
10
2
8
15
Тема 2. Архитектура. История архитектуры
4
1
3
16
Тема 3. Архитектурные формы разных стилей и эпох
·10
2
8
17
Тема 4. Деревянное зодчество
6
2
4
18
Тема 5. Наш поселок
8
2
6
19
Тема 6. Город будущего
12
2
10
20
Раздел 5. Диагностика уровня ЗУН
6
2
4
21
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
Содержание рабочей программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч.
Теория:(1ч)
Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год. Правилами поведения в детском учреждении.
Практика.(1ч.)
Проведение анкетирования на тему « Твои интересы», игра «Давайте познакомимся».
Раздел 2. Моделирование. (74ч.)
Тема 1. Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки. (2ч.)
Теория:(1ч.)
Симметрия. Цвет в моделях. Виды бабочек.
Практика:(1ч.)
Конструирование собственной модели бабочки.
Тема 2. Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид. (4ч.)
Теория:(1ч.)
История пирамид. Соединение деталей. Расположение деталей в рядах в порядке убывания
Практика:(3ч.)
Конструирование прочной, устойчивой постройки.
Тема 3. Наш двор. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Сюжетная композиция. Форма объекта.
Практика:(6ч.)
Построения устойчивых и симметричных моделей.
Тема 4. Постройка моделей старинных машин. (10ч.)
Теория:(2ч.)
История возникновения первого транспорта. Форма объекта.
Практика:(8ч.)
Создание сюжетной композиции.
Тема 5. Улица полна неожиданностей (связь с ПДД). (10ч.)
Теория:(2ч.)
Основные правила дорожного движения
Практика:(8ч.)
Создание сюжетной композиции.
Тема 6. Игрушки. Фантазируй! (8ч.)
Теория:(2ч.)
Закрепление навыков скрепления
Практика:(6ч.)
Создание игрушки.
Тема 7. Любимые персонажи. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Планирование работы по созданию сюжетной композиции. Передача характерных черт животных средствами конструктора LEGO DACTA
Практика:(6ч.)
Создание игрушки.
Тема 8. Гармония жилья и природы. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Передача формы объекта средствами конструктора.
Практика:(4ч.)
Конструирование по собственному замыслу.
Тема 9. Военная техника. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Форма объекта.
Практика:(6ч.)
Конструирование по собственному замыслу.
Тема 10. Космические корабли. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Виды космических кораблей.
Практика:(8ч.)
Конструирование по собственному замыслу.
Раздел 3. Исследовательская практика. (50 ч.)
Тема 1. История необычных конструкций. Многогранники. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Конструкции и многогранники.
Практика:(8ч.)
Конструирование по инструкции.
Тема 2. Архитектура. История архитектуры. (4ч.)
Теория:(1ч.)
История архитектуры.
Практика:(3ч.)
Конструирование по инструкции.
Тема 3. Архитектурные формы разных стилей и эпох. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Формы разных стилей и эпох.
Практика:(8ч.)
Создание композиции.
Тема 4. Деревянное зодчество. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Знакомство с деревянным зодчеством.
Практика:(4ч.)
Создание композиции.
Тема 5. Наш поселок. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Достопримечательности поселка Харп.
Практика:(6ч.)
Создание композиции.
Тема 6. Город будущего. (12ч.)
Теория:(2ч.)
Профессия архитектор.
Практика:(10ч.)
Создание композиции.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения
Мета предметными результатами изучения программы "Лего-конструирова
ние" является формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные УУД
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Приобретение знаний о свойствах деталей строительного материала, о способах их крепления
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
Определять план выполнения заданий кружка, жизненных ситуациях под руководством учителя.
-различать способ и результат действия;
Познавательные УУД
Уметь работать в паре
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-Осуществлять синтез как составление целого из частей;
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в соответствии с правилами конструктивной групповой работы
формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметными результатами изучения программы «Легоконструирование» 1 года обучения является формирование следующих знаний и умений:
Обучающиеся должны знать:
Иметь представление о технике, моделирование механизмов,
знать способы крепления
Знать основные принципы моделирования, конструирования
Иметь представление о свойствах деталей строительного материала
Обучающиеся должны уметь:
1. Владеть техникой возведения построек
2. Ориентироваться в различных ситуациях
3. Уметь работать по предложенным инструкциям и уметь выполнять их
Уметь творчески подходить к решению задачи по модели
Учебно-тематический план рабочей программы 3-го года обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Раздел 1. Строительное моделирование
44
10
34
3
Тема 1. Лего-геометрия
6
2
4
4
Тема 2. Мосты
10
2
8
5
Тема 3. Небоскребы и купольные сооружения
12
2
10
6
Тема 4. Интерьер и дом
10
2
8
7
Тема 5. Астрополис
6
2
4
8
Раздел 2. Техническое моделирование
50
12
38
9
Тема 1. Покорители неба
16
4
12
10
Тема 2. Автомобили и вездеходы
18
4
14
11
Тема 3. Водный мир
16
4
12
12
Раздел 3. Исследовательская практика
40
8
32
13
Тема 1. Артстудия
10
2
8
14
Тема 2. Полигон игр
18
4
14
15
Тема 3. Маски
6
1
5
16
Тема 4. Памятники
6
1
5
17
Раздел 4. Диагностика уровня ЗУН
6
2
4
18
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
Содержание рабочей программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч.
Теория:(1ч)
Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год. Правилами поведения в детском учреждении.
Практика.(1ч.)
Проведение анкетирования на тему «Твои интересы», игра «Давайте познакомимся»
Раздел 2. Строительное моделирование. (44ч.)
Тема 1. Лего-геометрия. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Многогранники и купольные конструкции. Соединения деталей в разных пространственных плоскостях. Модели круглых тел
Практика:(4ч.)
Конструирование по замыслу
Тема 2. Мосты. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Виадук; арочные мосты; крепостной мост - виды и особенности конструкций Практика:(8ч.)
Конструирование моста-будущего
Тема 3. Небоскребы и купольные сооружения. (12ч.)
Теория:(2ч.)
История необычных конструкций
Практика:(10ч.)
Конструирование необычных конструкций
Тема 4. Интерьер и дом. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Предметы домашнего интерьера
Практика:(8ч.)
Проект «Мы принимаем гостей»
Тема 4. Астрополис. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Воздушные шары и Дирижабли - конструкции из лего. Аппараты на воздушной подушке.
Практика:(4ч.)
Строительство Астрополиса - летающего города.
Раздел 2. Техническое моделирование. (50ч.)
Тема 1. Покорители неба. (16ч.)
Теория:(4ч.)
История авиации. Кабины и механика летательных аппаратов. Электропривод и управление.
Практика:(12ч.)
Сборка нелетающих моделей. Строительство из деталей лего летающих воздушных моделей.
Тема 2. Автомобили и вездеходы. (18ч.)
Теория:(4ч.)
Конструкции шасси автомобилей и вездеходов. Профессии машин. Приёмы копийной обшивки моделей с каркасом из лего-техник.
Практика:(14ч.)
Сборка моделей. Строительство из деталей лего моделей машин.
Тема 3. Водный мир. (16ч.)
Теория:(4ч.)
Батискаф и конструкции подводных аппаратов.
Практика:(12ч.)
Сборка моделей. Строительство из деталей лего моделей.
Раздел 2. Исследовательская практика. (50ч.)
Тема 1. Артстудия. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Приёмы легомозаики. Техника коллажа из деталей лего и других материалов Практика:(8ч.)
Изготовление элементов костюма из деталей лего (одеваем на себя)
Тема 2. Полигон игр (18ч.)
Теория: (4ч.)
Рассматриваются вопросы сборки элементов местности и макетирования игровых полей-уровней-лабиринтов. Конструкции испытаний-ловушек; модели мини-транспорта. Миниатюра фигуры как фишки для игры, лего-шахматы.
Практика:(14ч.)
Разработка правил игр и отладка их механики.
Тема 3. Маски (6ч.)
Теория:(1ч.)
Идеи и конструкции карнавальных масок из ЛЕГО и др. материалов.
Практика:(5ч.)
Конструирование маски из лего.
Тема 4. Памятники (6ч.)
Теория:(1ч.)
Памятник-монумент с использованием скульптур и барельефов. Техника с композиции памятника. Свет и Огонь. Деревья и Цветы. Вода и Фонтаны.
Практика:(5ч.)
Конструирование по замыслу.
Ожидаемые результаты 3-го года обучения
Мета предметными результатами изучения программы "Лего-конструирова
ние" является формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные УУД
Личностные УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным
Познавательные УУД
Ориентироваться в технологической карте, определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель),
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметными результатами изучения программы «Легоконструирование» 1 года обучения является формирование следующих знаний и умений:
Обучающиеся должны знать:
Знание основных принципов механики.
Знать способы крепления
Знать назначение механизмов
Знать последовательность логического изложения
Обучающиеся должны уметь:
Работать по предложенным инструкциям.
Творчески подходить к решению задачи.
Доводить решение задачи до работающей модели.
Работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план
- методическая литература для педагогов дополнительного образования
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий
- таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов
- схемы пошагового конструирования
- иллюстрации транспорта
- стихи, загадки по темам занятий
Для проведения занятий используются наборы конструкторов Лего серий SYSTEM, TEXNIK, CREATOR и ресурсные наборы к ним.
Для более эффективной организации рабочего места обучающегося применяются индивидуальные доски для моделирования с ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей.
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки.
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий.
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, коллективно.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Созданные Лего-постройки обучающиеся используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию обучающегося.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)
Еще одно важное направление применения Лего- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Литература для педагога:
Примерные программы начального образования.
Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
Литература для обучающихся:
Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
Лего-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
15