Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературному чтению «Волшебный мир книги» 3 классы 2 четверть
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
« Рассмотрено
на заседании МО»
Руководитель МО ________
Е.В.Сухорукова
Протокол №1
от «31»___08_____ 2015г. «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________
Н.Н.Соболева
«31»_______08____2015г. «Утверждаю»
Директор МКОУСОШ №25с УИОП
________В.Ф. ЛовцоваПриказ №330
от «22»___09______ 2015г.
Рабочая программа
внутрипредметного модуля
по литературному чтению
«Волшебный мир книги»
3 классы
2 четверть
Разработал: Шевченко М.В.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа к внутрипредметному модулю по чтению «Волшебный мир книги» составлена с учётом требований ФГОС второго поколения по авторской программе Образовательной системы « Школа 2100»
Цели :
помочь ребенку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
обогатить читательский опыт;
выработать систему работы над навыками чтения;
включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения;
сформировать литературоведческие представления, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
расширить круг чтения учащихся путём создания «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика модуля
Литературное чтение социально значимый предмет : он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Программа модуля «Волшебный мир книги» отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения чтению и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, повышению этого интереса способствует включение элементов занимательности. Программа данного модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, а также стремления расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях данного внутрипредметного модуля уделяется заданиям, направленным на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
В программе большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Описание места модуля в учебном плане.
Программа разработана на 7 часов (2 четверть) в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-х классов. Продолжительность занятий 45минут. Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания.
Формы проведения занятий:
- беседа;
- игра;
- практическая работа;
- коллективные и индивидуальные исследования;
- самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Календарно-тематическое планирование
№п/пРаздел/
Тема
Кол -во ч. Содержание
темы Обу-че-
ние де-тей с ОВЗ Вид
контроля Оборудование Планируемыерезульта-тыДа
та
1 «Уроки и переменки»/
Презента-ция творчества
Л.Гераски-ной.Творческое задание «В стране невыучен--ных уроков»
1 Анализ представлен-ных книг Гераскиной, просмотр презентации, отгадывание кроссворда, работа с текстом с творческим заданием.Упр на отрабатывание техники чтения Теку-щий, уплот-нённый опрос Мультиме-
дия,
книги, кар-точки с заданиями Л. Умение осознавать и опреде-лять свои эмоции и эмоции других людей.
К. Слушать и слышать других,
пытаться принимать др. точку зрения, корректи-ровать свою (по необходимости)
14.11
2 «Уроки и переменки»/
Внеклас-сное чтение. Книги о сверстни-ках,ошколе. Конкурс на лучшую характеристику героев. 1 Отчёт о прочитанных произведениях, подготовлен-ные по группам задания – характеристики героев, викторина. Упр на отрабатывание техники чтения Те
матичес
кий,индиви-
дуаль-
ныйМуль-тиме-
дия книги, карточ-ки с зада-нимиЛ. Ориентироваться в нравствен
ном содержании и смысле поступков своих и окружаю-
щих людей,различать этиче кие чувства, совесть,вина, стыд-как регуляторы морально-го поведения
21.11
3 «Глухая пора листопада»/
Многообразие родного языка.Д.Самойлов «Перед снегом».Исследова-тельская работа «Пейзаж-ная лирика».
1 Работа с картинами художников –пейзажистов, стихи об осени, исследование пейзажной лирики, создание списка сравнений, олицетворений. Упр на отрабатывание техники чтения Теку-
щий, уплот-нённый опрос Кар
тины худож-ников –пейза-жистовзапись «Времена года» Л.Воспри-нимать красоту природы,
Чувство-вать красоту художест-веного слова,
Р.В диало-ге с учите-лем выра-батывать критерии оценки и опреде-лять степень успешнос-ти своей работы и работы других в соответст-
вии с крите-риями этой работы. 28.11
4 «Глухая пора листопада»/
Внеклас-сное чтение. Знакомство с современ-ными детскими журналами. Конкурс заметок для детского журнала. 1 Работа с детскими журналами, выбор интересных тем, составление собственных заметок Те
кущий, уплот-
нённый опрос Журналы
мультимедияК. Оформ-лять свои мысли в устной и письмен-ной форме сучётом речевой ситуации.
П.Состав-лять небольшие заметки . 05.12
5. «И кот учёный свои мне сказки говорит»/
Какие бывают сказки? Составляем методичес-
кую модель изучения сказок на примере русской народной сказки «Как мужик гусей делил». 1 Чтение сказки «Как мужик гусей делил» .Составление методической модели работы над сказкой Ин
дивидуаль
ный,
фрон-тальныйПроек-тор,
Сказки быто-вые, волшебные и т.д,
вопрос
ник для работы по группам П.Перера-батывать и преобразовывать информа-цию из одной формы в другую, строить рассужд-неия.
Р. Работать по плану, по методической модели 12.12
6 «И кот учёный свои мне сказки говорит»/
Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синдбад-мореход». Подготовка проекта «Что за прелесть эти сказки!»
1 Работа над сказками, повторение этапов плана работы над проектом, рекомендации Тематический,индивидуаль-
ныйПлан работы над проек--том, Р. Состав-лять план решения учебной проблемы.
П.Извле-кать информа-цию, представ-ленную в разных формах.
Л.Наличие собствен-ных читатель-ских приорете-тов и уважение мнения других людей 19.12
7 Защита проекта «Что за прелесть эти сказки!»
Защита проектов. Итого-
вый П.
Высказы-вать и аргументировать своё отношение к прочитан
ному, в том числе к художественной стороне текста 26.12
Предполагаемые результаты программы.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты :
формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания,
устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения ,выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями, защищать проекты.
Формы контроля и критерии оценки.
Основными функциями оценки являются:
- мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
- диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
- информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей
Список литературы
Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве». Книга для чтения во 3 классе в 2 частях. ООО «Баласс»2012г., Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 класс. ООО «Баласс» 2012г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010г.
Приложение
Проект «Что за прелесть –эти сказки» создание книжек –малышек с сказками собственного сочинения.
План работы над проектом
1. Выбор темы.
2. Определение целей и задач.
3. Проведение исследования результатов тренинговой игры «Мозаика».
4. Анализ проделанной работы.
5. Подготовка к выполнению проекта.
6. Выполнение проекта
7. Защита проекта (отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение точки зрения других людей).
8. Рефлексия (почему получилось или почему не получилось).