Программа внеурочной деятельности Легоконструирование по ФГОС для 1 класса


МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»
г. Иланского Красноярского края
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Иланская СОШ №2»
Протокол №1 «31» августа 2015г. . Утверждаю
Директор МБОУ «Иланская СОШ №2»
____________ Сорокина Н. П.
Приказ № 121 от «31» августа 2015 г.




Программа объединения
дополнительного образования
внеурочной деятельности
«Легоконструирование»

Возраст учащихся: 6,5 - 8 лет
Срок реализации: 1 года
Разработана
учителем начальных классов
Бондар О.И.

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Легоконструирование» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование \ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского – 2-е изд. - М: Просвещение. 2011. – 111 с., в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Вид программы: модифицированная.
Направление - общекультурное.
Общая характеристика курса.
ЛЕГО - педагогика - одна из самых распространенных ныне педагогических систем.
В силу своей универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой.
Работа с ЛЕГО дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, окружающего мира, истории, москвоведения, обж.; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. ЛЕГО пробуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся.
Работа с конструктором ЛЕГО способствует воспитанию социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развитию самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательски.
Работая с конструкторами ЛЕГО, соблюдаются принципы:
- Адаптивности.
В процессе работы себе находят место все дети, в том числе и те, кто по тем или иным причинам оказался позади своих сверстников, а так же дети с разной подготовленностью и разными интересами
- Психологической комфортности.
В ходе работы снимаются все стрессообразующие факторы учебного процесса. Предполагается создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.
- Целостности и интегративности.
У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Ребенок учится решать проблемы, применяя знания из различных областей. В процессе работы формируются навыки взаимодействия и развиваются творческие способности.
Цель программы: развитие творческих способностей, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи  и решать их, находя оригинальные способы решения.
Задачи:
развитие пространственного воображения,
развитие абстрактного и логического мышления,
развитие мелкой моторики пальцев,
развитие умения работать по предложенным инструкциям,
ознакомление с основными принципами механики,
развитие умения планировать свою деятельность и выполнять поставленную задачу до конца,
развитие умения общаться, доказывать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь при работе в группе, в паре,
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Актуальность программы.
Конструирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, развивать конструкторские способности, расширяет кругозор, техническое мышление, представляет широкие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей.
Курс «Легоконструирование» имеет направленность на формирование у детей навыков самоконтроля, умения планировать свою деятельность. При изготовлении любого изделия ребенок учится планировать, т.е. устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы. Ученик действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся умения планировать, выполнять действия «про себя», «во внутреннем плане», что, как подчеркивают психологи, является существенным в развитии личности школьника. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операций, что сказывается на качестве изделия школьника, позволяет ему познать радость труда.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33часа в год.
Распределение часов в течение учебного года.
В неделю 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Уч.год1 9 7 9 8 33
Формы проведения занятий и методы работы
-практическая работа, наблюдение, беседы, дидактические игры.
Все это позволяет сделать задания интересными и увлекательными для детей.
Возрастные особенности.
Курс «Легоконструирование» способствует формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, активная включенность ребенка в процесс игры, создает основу формирования учебных навыков. В процессе работы у первоклассников формируются навыки взаимодействия и развиваются творческие способности.
Работа с конструктором — это творчество для детей и учителя. Любая работа, выполненная из деталей конструктора, будет красочной и интересной.
Описание ценностных ориентиров.
Ценность курса состоит в том, что обучающиеся знакомятся с видами крепежа, изучают подвижные и неподвижные соединения деталей, учатся выполнять задания по инструкциям, собирают те или иные модели.
Изготовление моделей усложняется от занятия к занятию, соответственно дети должны опираться на опыт, полученный на предыдущих занятиях. Разнообразные техники изготовления моделей – сначала выполняются точно по образцу с комментарием учителя, затем только по образцу, по технологической карте, после учатся вносить коррективы в конструкции, создавать модели по рисункам, создавать модели по своему замыслу. Ребята учатся устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы, сравнивать полученный результат с планируемым ранее, оценивать его.
Для проведения занятий с использованием ЛЕГО необходимо подготовить коробки с конструктором. Каждая коробка должна быть скомплектована таким образом, чтобы обеспечить бесконфликтную работу группы учащихся от 2 до 6 человек. Помимо кирпичиков ЛЕГО ДАКТА в наборе должны быть, черепица, окна, двери, колеса и другие вспомогательные детали. Дети должны иметь возможность создать любую модель.
Рекомендуем выставлять на отдельную плату человечков, цветы, деревья, так как эти детали чаще всего теряются после занятий.
В начале занятия дети отбирают необходимое количество этих деталей. После окончания работы - возвращают на место, Это занятие дает возможность решить многие задачи обучения: расширение словарного запаса; развитие речи; развитие логического и пространственного мышления, воображения; развитие умения обобщать и делать выводы; развитие коммуникативных навыков учащихся; развитие мелкой моторики.
Благодаря ЛЕГО повышается интерес детей к учебе, повышается уровень и качество знаний. Ребята учатся работать в группе, парами и индивидуально, проявляя свою фантазию, творческие способности.
На занятиях учащиеся не только воспринимают, обсуждают и запоминают содержание того, о чем говорил учитель, но и сами конструируют многочисленные познавательные модели.
Обязательно в конце каждой четверти 1 -2 занятия отводятся конструированию на свободную тему. Это делается для того, чтобы обобщить знания детей, закрепить умение собирать модели, но и просто поработать в свое удовольствие.
Прогнозируемые результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
1. определять, различать и называть детали конструктора,
2. конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу,
по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
3. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
4. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
1. уметь работать по предложенным инструкциям.
2. умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
3. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
1. уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
2. уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:
- знание простейших основ легоконструирования;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
- умение с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
- Организация выставки лучших работ;
- Представлений собственных моделей;
- Защита проектных работ.
Результативность курса
Первый уровень результатов - школьники приобретут представление о свойствах деталей строительного материала; о технике моделирования механизмов, узнают способы крепления и будут учиться выполнять их; об основных принципах моделирования, конструирования;
Второй уровень результатов - школьники получат опыт работы с деталями, освоят способы крепления деталей; получат возможность развития способности логически мыслить.
Третий уровень результатов – школьники приобретут опыт анализа конструкций и генерирования идей; научатся работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи по моделированию; излагать, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Практическая ценность изучения Легоконструирования в начальной школе выражается:
Умение детей работать в паре;
Овладение Леготерминологией;
Желание открывать новое в мире науки и техники;
Изучение основ программирования;
Нестандартность  и неоднозначность в решении поставленных задач;
Желание детей помочь друг другу – развитие коммуникативных умений;
Выявление детей с конструкторскими способностями – ни один другой предмет в школе не дает этого представления;
Тематическое планирование:
№ Тема занятия. Кол-во часов дата Корректировка даты Описание примерного содержания занятий
1. Вводное занятие. Знакомство с конструктором. 1 03.09 2. Знакомство с конструктором. Виды крепежа. 1 10.09 3 Сборка модели, работа с использованием различных вариантов крепежа. 1 17.09 4. Что нас окружает? Конструирование предметов быта. 1 24.09 5. Конструирование на свободную тему. Смешивание цветов. 1 01.10 6. Наш городской дом (одноэтажный) 1 08.10 7. Конструирование на свободную тему. Смешивание форм. 1 15.10 8. Конструирование любимой игрушки. 1 22.10 9.
Наш городской дом. (многоэтажный) 1 29.10 10. Конструирование сельских построек. 1 12.11 11. Конструирование на тему: «Наш двор». 1 19.11 12.
Конструирование на тему: «Наша школа». 1 26.11 13. Проект «Наш любимый город». Конструирование домов. 1 03.12 14. Проект «Наш любимый город». Составление улиц. 1 10.12 15. Проект «Наш любимый город». Конструирование машин. 1 17.12 16. Проект «Наш любимый город». Защита композиции. 1 24.12 17. Конструирование на свободную тему. Машины. 1 18. Конструирование на свободную тему. Карусели. 1 19.
Наша улица 1 20.
Какой бывает транспорт 1 21. Пассажирский транспорт 1 22. Грузовой транспорт 1 23.
Зачем строят корабли 1 24. Почему поезда такие длинные 1 25. Назначение транспорта. Специальный транспорт 1 26.
Машины будущего 1 27. Полезные вещи из LЕGО. 1 28. Воздушный транспорт. Полеты в космос. 1 29.
Корабли осваивают вселенную. 1 30. Конструирование на свободную тему. Скоро лето. 1 31. По дорогам сказок А.С Пушкина 1 32.
По дорогам сказок. Г.Х.Андерсена. 1 33. По дорогам сказок. К.И Чуковского. 1 Информационно – методическое обеспечение реализации программы
Литература для педагога:
1. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009. С. И. Волков «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 .
2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
4. Интернет-ресурсы.
Список литературы для детей
Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: Изд-во ЛИНКА - ПРЕСС, 2001
Волина, В. Загадки от А до Я: книга для учителей и родителей. – М.: Изд-во ОЛМА - ПРЕСС, 1999
Научно-популярное издания для детей / «Я открываю мир» / Л. Я. Гальперштейн. – М.: Изд-во Росмэн-Издат, 2001
Перечень информационно-методического обеспечения.
1. Лего-конструкторы с крупными деталями из пластмассы.
2. Лего-конструкторы с мелкими деталями из пластмассы.
3. Лего-конструкторы с мелкими металлическими деталями.