Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» для 1 класса
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Рабочая программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. При составлении данной рабочей программы использовалась программа Т.А. Рудченко, А. Л. Семенов «информатика 1-4 классы», авторская программа курса С. Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в информатике» с 1-го по 8-й годы обучения, а также дистанционный курс С.Г. Шевалдиной.
Внедрение технологий образовательной робототехники в начальной школе способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и, без сомнения, познавательных универсальных учебных действий (УУД), являющихся важной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Конструирование служит инструментом для реализации самых разнообразных научно-исследовательских задач, встречающих как в школьном обучении, так и в повседневной жизни. Сборка и программирование различных моделей из конструкторов образовательной робототехники способствует развитию повышенного интереса к информатике, науке и технике, а также мотивирует к обучению в целом.
Важнейшим элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающих его результативность, является: ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средствуказывается как наиболее естественный способ формирования УУД.
Цель и задачи программы
Цель данного курса: создать условия для развития логического и алгоритмического мышления и программирования с использованием образовательных конструкторов.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
8) Формирование навыков исследовательского труда;
9)Умение работать с информацией;
10)Формирование личности с разносторонним интеллектом;
11)развитие интеллекта, воображения, пространственного мышления,мелкой моторики
12) формирование умения сотрудничать с партнером;
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.
Отличительные особенности программы
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Специфика внеурочной деятельности состоит в предоставлении условий для школьников не столько узнать, сколько научиться действовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в своей основе в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Курс внеурочной деятельности «Лего-конструирование» представляет собой систему развивающих занятий для детей в возрасте от 7-8 лет, включает 34 занятия во 2 классе. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению.
Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 7-8 лет.
Младший школьный возраст является сензитивным:
для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоение социальных норм, нравственного развития;
развитие навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это за рамками сензитивного периода будет значительно труднее и требует больших душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими склонностями подросткового возраста.
Формы проведения занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, работа в парах;
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты;
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Содержание внеурочной деятельности учитывает достижения мировой культуры и соответствует: российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона, содержанию общего образования, современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся).Количество посещаемых занятий по внеурочной деятельности выбирает сам учащийся и его родители (законные представители).
При организации внеурочной деятельности обучающихся гимназия использует возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, а также связи с социальными партнерами.
5. Уровни результатов
Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
Краткая формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Календарно – тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№
п/п Дата по плану Дата по факту Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Формируемые УУД
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности 1 02.09- Правила поведения и ТБ в компьютерном классе. 1 Ознакомление с правилами ТБ. Ознакомление с физкультминутками на различные группы мышц. Фронтальный работа Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете, осуществляют поиск существенной информации.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, знают правила ведения диалога; умеют сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми
Регулятивные: корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом; оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
2 10.09 Персональный компьютер. 1 Ознакомление с компьютером и его основными устройствами Работа в парах, фронтальная работа Познавательные: создают алгоритм собственной деятельности.
Коммуникативные: слушают и понимают партнера, уважают мнение всех участников, выполняющих совместную деятельность, взаимно контролируют деятельность друг друга
Регулятивные: овладеют умениями понимать задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
3 12.09-17.09 Персональный компьютер. 1 Ознакомление с различными моделями роботов, рассказ о использовании роботов в производстве. Работа в парах 4 19.09-24.09 Основы конструирования 1 Ознакомление учащихся с названиями деталей конструктора Работа в парах Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, анализируя объекты и выделяя их существенные признаки.
Коммуникативные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете, осуществляют поиск существенной информации.
Регулятивные: корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом; оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
5 26.09-01.10 Конструирование 1 Способы соединения вращающих деталей, колес, микропроцессора, способы крепления Работа в парах с конструкторам 6 03.10-08.10 Датчики тактильные 1 Ознакомление со способами подключения и принципами работы датчиков. Индивидуальная работа ученика за компьютером, работа в парах Познавательные: создают алгоритм собственной деятельности.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, знают правила ведения диалога; умеют сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми
Регулятивные: овладеют умениями понимать задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
7 10.10-15.10 Датчики инфракрасные 1 8 17.10-22.10 Датчики ультразвуковые 1 9 24.10-29.10 Конструирование 1 Сборка модели робота по инструкции Работа в парах, фронтальный опрос Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.
Коммуникативные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете, осуществляют поиск существенной информации.
Регулятивные: планируют деятельность своей группы, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, определяют последовательность действий; 10 07.11-12.11 Конструирование 1 Работа в группе Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, анализируя объекты и выделяя их существенные признаки.
Коммуникативные: слушают и понимают партнера, уважают мнение всех участников, выполняющих совместную деятельность, взаимно контролируют деятельность друг друга
Регулятивные: планируют деятельность своей группы, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, определяют последовательность действий; 11 14.11-19.11 Система команд исполнителя 1 Ознакомления с командами исполнителя Устный опрос, работа в группе Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, выбирают критерии для сравнения, классификации объектов, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, знают правила ведения диалога; умеют сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми
Регулятивные: планируют собственную деятельность, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, определяют последовательность действий.
12 21.11-26.11 Алгоритм, виды алгоритмов 1 Введение понятия алгоритм и цикл, формы представления алгоритмов Устный опрос, самостоятельная работа ученика за компьютером и тетради 13 28.11-03.12 Составление линейных алгоритмов 1 Составление простейших алгоритмов и циклических алгоритмов Устный опрос, самостоятельная работа ученика за компьютером и тетради Познавательные: создают алгоритм собственной деятельности.
Коммуникативные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете, осуществляют поиск существенной информации.
Регулятивные: планируют деятельность своей группы, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, определяют последовательность действий; 14 05.12-10.12 Алгоритмизация в робототехнике 1 Составление алгоритмов в виде блок – схем для робота Устный опрос, самостоятельная работа ученика за компьютером и тетради Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, анализируя объекты и выделяя их существенные признаки.
Коммуникативные: слушают и понимают партнера, уважают мнение всех участников, выполняющих совместную деятельность, взаимно контролируют деятельность друг друга
Регулятивные: планируют деятельность своей группы, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, определяют последовательность действий; 15 12.12-17.12 Робот как исполнитель алгоритма 1 Выполнения команд роботом, изучение датчиков наклона и расстояния Работа в группе Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, при необходимости задают вопросы уточняющего характера, уважают в общении всех участников образовательного процесса
Регулятивные: овладеют умениями понимать задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
16 19.12-24.12 Система команд исполнителя робота 1 Изучение передач, сборка базовых передач и программированиеи программирование модели робота по инструкции Работа в парах, устный опрос
17 26.12-29.12 Запись простейшего алгоритма 1 18 12.01-21.01 Выполнение команд роботом 1 Работа в группе Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, анализируя объекты и выделяя их существенные признаки.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, знают правила ведения диалога; умеют сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми
Регулятивные: корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом; оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
19 23.01-28.01 Проект «Автомобиль» 1 Собирать модели робота Работа в группе Познавательные: создают алгоритм собственной деятельности.
Коммуникативные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете, осуществляют поиск существенной информации.
Регулятивные: планируют собственную деятельность, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, определяют последовательность действий.
20 30.01-04.02 Проект «Автомобиль» 1 Программирование модели робота 21 06.02-11.02 Проект «Автомобиль» 1 Защита проекта Работа в группе 22 13.02-18.02 Алгоритмы с ветвлениями 1 Знакомство с алгоритмами ветвления Индивидуальная работа, фронтальный опрос Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, выбирают критерии для сравнения, классификации объектов, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, при необходимости задают вопросы уточняющего характера, уважают в общении всех участников образовательного процесса
Регулятивные: овладеют умениями понимать задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
23 20.02-25.02 Алгоритмы с ветвлением с применением датчиков 1 Разветвляющейся структуры Работа в парах 24 27.02-04.03 Алгоритмы с ветвлением с применением датчиков 1 Работа в парах 25 06.03-10 Алгоритмы с циклами 1 Составление алгоритмов для описания движения робота Работа в парах Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.
Коммуникативные: слушают и понимают партнера, уважают мнение всех участников, выполняющих совместную деятельность, взаимно контролируют деятельность друг друга
Регулятивные: корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом; оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
26 11.03 Алгоритмы с циклами 1 Индивидуальная работа 27 13.03-18.03 Модель робота с использованием датчика касания 1 Обучать составлять программы с использованием датчика касания Работа в парах Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, анализируя объекты и выделяя их существенные признаки.
Коммуникативные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете, осуществляют поиск существенной информации.
Регулятивные: планируют собственную деятельность, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
28 27.03-01.04 Модель робота с использованием датчика касания 1 Работа в группе из 3-4 человек 29 03.04-08.04 Модель робота с использованием датчика света 1 Ознакомление с программой с использованием датчика света Работа в группе, фронтальный опрос Познавательные: создают алгоритм собственной деятельности.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, знают правила ведения диалога; умеют сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми
Регулятивные: овладеют умениями понимать задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
30 10.04-15.04 Модель робота с использованием датчика света 1 31 17.04-22.04 Проект «Робот - помощник » 1 Собирать модели робота Работа в группе Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, анализируя объекты и выделяя их существенные признаки.
Коммуникативные: слушают и понимают партнера
Регулятивные: планируют деятельность своей группы, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, определяют последовательность действий32 24.04-29.04. Проект «Робот - помощник» 1 Программирование модели робота 33 01.05-06.05 Проект «Робот - помощник» 1 Защита проекта Работа в группе, презентация проекта 34 08.05-13.05 Резерв. 1