Рабочая программа внеурочной деятельности. 4 класс. Кружок «Легоконструирование».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
внеурочной деятельности
4 класс
Кружок «Легоконструирование»
Обще-интеллектуальное направление
Возраст обучающихся – 10-11 лет
Срок реализации – 1 год
Количество часов – 34
Разработчик:
Климова О.В., учитель начальных классов
I квалификационной категории.
г. Новокуйбышевск, 2015 г.
Пояснительная записка.
Программа курса «Легоконструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Цель курса: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
Ознакомление с основными принципами механики;
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических ( текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
Развитие индивидуальных способностей ребенка;
Развитие речи детей;
Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
№
Название раздела или темы
Кол-во часов на изучение темы
Темы занятия
Формы проведения занятия
Вид занятия
Примерная дата проведения занятия
№
занятия
Название
Кол-во часов на изучение
1
Введение
2
1
Знакомство с ЛЕГО – конструктором
1
Групповая работа
Просмотр электронной презентации
1 неделя
2
Знакомство с ЛЕГО – деталями.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Рассказ учителя, практическая работа
2 неделя
2
Энергия
16
3
Сила и энергия.
1
Коллективная работа, групповая работа
Просмотр электронной презентации. Практическая работа
3 неделя
4
Сохранение энергии.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Рассказ учителя, практическая работа
4 неделя
5
Преобразование энергии.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Рассказ учителя, практическая работа
5 неделя.
6
Сборка модели по образцу. Объяснение принципа работы механизма.
1
Коллективная работа, групповая работа
Конструирование модели
6 неделя
7
Групповая работа: машина на аккумуляторе.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
7 неделя
8
Солнечная энергия.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Рассказ учителя, практическая работа
8 неделя
9
Автомобиль на солнечных батарейках.
1
Коллективная работа, групповая работа
Конструирование модели
9 неделя
10
Солнечная энергия: теплица (групповая работа).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
10 неделя
11
Энергия ветра: ветряки.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
11 неделя
12
Энергия ветра: парусник (групповая работа).
1
Коллективная работа, групповая работа
Конструирование модели
12 неделя
13
Энергия воды: водяная мельница.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
13 неделя
14
Энергия воды: гидроэлектростанция
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
14 неделя
15
Альтернативные виды энергии на службе у людей (групповая работа).
1
Коллективная работа, групповая работа
Рассказ учителя, практическая работа
15 неделя
16
Альтернативные виды энергии на службе у людей (групповая работа).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Рассказ учителя, практическая работа
16 неделя
17
ЛЕГО – мозаика: экологические знаки.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Рассказ учителя, практическая работа
17 неделя
18
Создание ЛЕГО – газеты: «Спасем мир!».
1
Коллективная работа, групповая работа
Проект
18 неделя
3
Роботех-ника
16
19
Роботехника: умный дом (сборка модели).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Просмотр электронной презентации
19 неделя
20
Роботехника: умный дом (программирование модели).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Рассказ учителя, практическая работа
20 неделя
21
Роботехника: роботы – насекомые(сборка модели).
1
Коллективная работа, групповая работа
Конструирование модели
21 неделя
22
Роботехника: роботы – насекомые (программирование модели).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
22 неделя
23
Роботехника: автокар (сборка модели).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
23 неделя
24
Роботехника: автокар (программирование модели).
1
Коллективная работа, групповая работа
Конструирование модели
24 неделя
25
Автопробег с препятствиями.
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
25 неделя
26
Роботехника: модель робота (сборка модели).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
26 неделя
27
Роботехника: модель робота (программирование модели).
1
Коллективная работа, групповая работа
Конструирование модели
27 неделя
28
Роботехника: шагающий робот(сборка модели).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
28 неделя
29
Роботехника: шагающий робот(программирование модели).
1
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Конструирование модели
29 неделя
.
30
Роботехника: сборка групповой модели. Защита работ.
1
Коллективная работа, групповая работа
Конструирование модели
30 неделя
31, 32
Создание лего - газет «В мире роботов»
2
Коллективная работа
Проект
31, 32 неделя
33, 34
Фантазируй!
2
Групповая работа, индивидуальная работа, игра
Творческая работа
33, 34 неделя
Литература:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
Мониторинг изучения результатов освоения программы
Диагностический инструментарий
Цель
В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
Проект № 1, № 2.
Определение умения различать детали конструктора, конструировать модели по схеме или самостоятельно строить схему.
Определение умения работать над проектом в команде или самостоятельно.
Определение уровня школьной мотивации.
Выявление личностных особенностей.
Исследование самооценки.
15