Методический семинар на тему Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания


centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000Глушкова Алёна Николаевна МОУ СОШ №5 учитель истории
Методический семинар на тему «Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
«Ученик – это не кувшин,
который надо наполнить знаниями,
а факел, который нужно зажечь»
В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой.
Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.
1. Теоретическая интерпретация опыта
Актуальность темы. Методическая тема «Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания» была выбрана мной не случайно, поскольку модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий. Доминирование репродуктивных подходов создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли.
Главная цель, которую я ставлю перед собой – развитие заинтересованности у учащихся на уроках, получение ими удовольствия от обучения. В ходе педагогической деятельности я пытаюсь решить следующие задачи:
- формирование творческих способностей учащихся в процессе групповой работы;
- развитие нестандартного мышления у обучающихся;
- стимулирование поисковой и познавательной активности;
- создание условий для самореализации ученика.
В своей работе я использую следующие компоненты:

Научная новизна представленного опыта заключается в том, что создана хорошая методическая система использования информационных технологий при обучении, которая включает в себя:
- использование блоков презентаций, самостоятельно разработанных учителем;
- использование цифровых образовательных ресурсов;
- расширение возможностей использования web-сайтов в процессе обучения;
- богатые возможности при выборе форм подачи материала в процессе работы и во внеурочной деятельности.
Методы развития познавательной активности учащихся
1. Алгоритмизация (опорные конспекты, схемы, блоки информации) – использую практически на каждом уроке. С одной стороны, алгоритмы и схемы могут предлагаться в готовом виде для компактной подачи материала, с другой стороны, их могут составлять сами учащиеся, в результате чего они учатся представлять знания в виде схемы, конспекта.
2. Система творческих заданий включает в себя: сочинения-рассуждения, комментирование текста или схемы, раскрытие смысла эпиграфа, сравнение личностей, подготовка «портрета» исторической личности.
3. Моделирование предполагает анализ текста, деятельности личности, создание проблемной ситуации и ее разрешение, сопоставление различных блоков информации и вывод.
4. Мозговой штурм предполагает решение проблемы по следующим этапам: предположение максимально большего количества решений поставленной задачи; коллективный анализ предложенных решений, определение их сильных и слабых сторон; отбор самых интересных и подходящих вариантов для решения проблемы; анализ.
5. Эвристическая беседа – цепь вопросов и ответов, дающих возможность строить диалог на определенную тему.
2. Мотивация учения
а) Использование игр на уроках истории.
Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».
б) Постановка проблемных задач.
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки». Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.
в) Использование медиа и компьютерных технологий в образовательном процессе. Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов посвященных истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.
г) Научно-исследовательские работы с учениками.
Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.
3. Формы работы с одарёнными детьми.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями)
Урок освоения новых знаний в форме путешествия.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
4. Внеурочная деятельность.
Виды внеурочной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Звездный час», «Умники и умницы», КВН, экскурсии, которые проходят на ура в классах среднего звена.
С членами школьного научного общества «Поиск» организуются поездки в Ростов-на-Дону (на фестиваль науки Юга России), в казачьи станицы Вёшенскую (Государственный музей М.А. Шолохова) и Еланскую (место съёмок фильма «Тихий Дон).
Учащиеся принимают активное участие в конкурсах научно-исследовательских работ в разных номинациях школьного, муниципального, областного и всероссийского уровней. В 2012 году 2 человека представили свои работы на школьном конкурсе. Вяльцева Анастасия стала призёром (тема исследования: История моей семьи. Моя родословная), Динекина Анна – победителем (тема: Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны). В 2013 году также 2 человека участвовали в школьном конкурсе научно-исследовательских работ. Лемешко Виктория стала призёром (тема: История рода Миллеров), Рюмшин Владимир – победителем (тема: Летопись семьи Рюмшиных). В 2012 году 4 учеников участвовали в муниципальной краеведческой конференции «Россия – моё Отечество». 2 человека стали лауреатами в номинации «Военная история», 1 человек – лауреат в номинации «Земляки», Динекина Анна – победитель в номинации «Земляки».
В 2014 году 2 учащихся представили свои исследовательские работы на V научно-практической конференции «Синергия будущего: инженерные решения и социальные технологии» на базе Донского государственного технического университета, получив дипломы участников.
Я считаю, что данные мероприятия не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и способствуют воспитанию разносторонне развитой личности гражданина России, формированию способности обучающихся к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию.
5. Работа с детьми «группы риска».
Для детей"группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.
Я стараюсь преодолевать названные проблемы, проводя следующую работу с такими детьми:
- во время уроков ограничиваю до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для ребенка «группы риска»– в центре класса;
- предоставляю ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;
- задания, предлагаемые на уроке, пишу на доске;
- на определенный отрезок времени даю только одно задание;
- дозирую выполнение большого задания, предлагаю его в виде последовательных частей и периодически контролирую ход работы, внося необходимые коррективы;
- раздаю учащимся дидактический материал для индивидуальной работы;
- создаю ситуацию успеха на уроке;
- использую систему поощрений.

6. Работа с родителями. В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьёй, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы. Повседневные заботы, переориентация сознания взрослого поколения на другие, преимущественно материальные жизненные ценности приводят к всё большей рассогласованности действий двух социальных институтов. Однако даже в таких условиях учитель должен уметь найти подход не только к своему ученику, но и к его родителям.
Формы работы с родителями
Индивидуальная Коллективная
Посещение на дому Классные родительские собрания
Приглашение в школу Общешкольные родительские собрания
Индивидуальные Привлечение родителей к проведению
консультации детских праздников
7. Работа как школьного уполномоченного по правам ребёнка
В компетенции ШУПР - рассмотрение жалоб и правовое просвещение участников образовательного процесса. В нашей школе проводятся Недели правовых знаний, в рамках которых проводятся познавательные часы, экскурсии в суд, полицию, встречи с представителями правоохранительных органов, выставки рисунков, конкурсы буклетов и т.д. Важнейшей задачей в этом направлении считаю формирование правовой культуры учеников.
Формирование правовой культуры школьников – целенаправленный процесс, включающий вооружение учащихся правовыми знаниями, перевод этих знаний в личные убеждения и формирование на основе этого опыта поведения в юридических значимых ситуациях. Цель правового воспитания учащихся – формирование их правового сознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правового поведения.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:
•1 - целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;
•2 - выработку правовых убеждений;
•3 - формирование этико-правовых установок;
•4 - воспитание правовых чувств;
•5 - формирование опыта законопослушного поведения;
•6 - формирование активной социально-правовой позиции.
8. Результативность опыта.
Результатом используемой методики является мониторинг качества знаний учащихся за трёхлетний период, представленный в таблицах и диаграммах.
История
2011-2012 2012-2013 2013-2014
УО КЗУО КЗУО КЗ100 53,3 100 56,08 100 60,4

Обществознание
2011-2012 2012-2013 2013-2014
УО КЗУО КЗУО КЗ100 67,3 100 67,6 100 63,5

Результаты ЕГЭ
История
2011-2012 2012-2013 2013-2014
Кол-во учащихся Средний балл Кол-во учащихся Средний балл Кол-во учащихся Средний балл
8 63 8 65,5 4 58
Обществознание
2011-2012 2012-2013 2013-2014
Кол-во учащихся Средний балл Кол-во учащихся Средний балл Кол-во учащихся Средний балл
16 60,5 16 64,5 11 60
Распространение опыта
Январь 2013г. – выступление на педсовете по теме «Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования»;
Апрель 2013 – выступление на методсовете по теме «Работа учителей по новым УМК»;
Январь 2014г. – выступление на педсовете по теме «Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы родителями учащихся»;
Апрель 2014 г. - выступление на методсовете по теме «Роль внеурочной деятельности в изучении регионального компонента».
Ноябрь 2014 г. –выступление на методсовете по теме «Моё оригинальное начало урока».
2014 г. – выступление на районной конференции «Защитим права детей вместе» по теме «Формирование правовой культуры учащихся МОУ СОШ №5»
Награждена грамотами
Диплом за подготовку команды Миллерово – участницы областного финала военно-спортивной игры «Орлёнок», 2012
Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады Олимпус Зимняя сессия, 2013
Грамота как призёру муниципального конкурса «Современный урок – современным детям», 2013
Грамота как призёру муниципального конкурса «Современный классный час – современным детям», 2013
Диплом как научный руководитель исследовательского проекта школьника «Синергия будущего: инженерные решения и социальные технологии», 2014
Благодарственное письмо Администрации Миллеровского района за эффективную работу по защите прав и интересов несовершеннолетних, правовое просвещение детей и молодёжи, активное участие в общественной жизни Миллеровского района
Публикации в электронных СМИ
на сайте http://nsportal.ru/glushkova-alyona-nikolaevnaИстория:
"Народные движения в 17 в."
"Октябрьская революция"
"Путешествие в Древнюю Грецию"
"СССР в 1953 - 1964 гг."
«Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России»
«Раннее Новое время»
«Россия в Новое время»
«СССР на путях строительства нового общества»
"Великая Отечественная война"
«Начало становления индустриального общества в России. Социально – экономическое развитие и особенности промышленного переворота. Российская власть и общество»
«Россия в начале XX века»
Обществознание:
«Межличностные отношения»
«Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство».
«Современное российское законодательство»
«Экологическое право»
"Особый возраст: отрочество"
"Политическая сфера"
"Семья и быт"
"Человек в социальном измерении"
"Человек и экономика"
"Школьные годы, чудесные..."
Викторина по обществознанию
Контрольная работа по обществознанию для 10 класса
Рабочая программа курса " Обществознание" для 5 класса
Краеведение:
"Науки - помощницы истории"
"Ростовской области - 77 лет"
Внеклассная работа
«Права человека»
Публикации в печатных СМИ
Газета «Наш край» (статья « На фестивале науки) от 25 октября 2014 г.
Отзывы обучающихся, коллег о моей образовательной деятельности
Отзыв заместителя директора по воспитательной работе Е.А. Лесовой о проведённой «Недели правовых знаний» (статья «Знать свои права» в газете «Наш край» от 12 декабря 2013 г.)
Отзыв учащихся МОУ СОШ № 5 о поездке в Вёшенскую (статья «Экскурсия в Вёшенскую» в газете «Наш край» от 18 октября 2014 г.)
Задачи моей работы на 2014-2015 учебный год:
- продолжить работу по совершенствованию системы образования в курсе истории и обществознания;
- совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;
- продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта учителей;
- активнее внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории.