Робототехника в начальной школе: актуальность и особенности.
Неродигречка М.В.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №218», г. Заречный
Робототехника в школе: особенности и актуальность.
Робототехника – новое и востребованное направление в сегодняшнем образовании. Литература, кинематография, наука уже давно фантазируют об изобретении искусственного существа, которое функционально и интеллектуально не отличалось бы от человека. Уже сегодня используются роботы в различных сферах жизнедеятельности.
С введением новых стандартов образования, задачей обучения становится личностный результат, который личность сможет реализовать на практике. Стандарты изменили и модель обучения, строя процесс образования на современных технологиях, реализующих принципы личностно-ориентированного образования. Одна из таких технологий – информационная, в которой ученик является активным и равноправным участником образовательной деятельности. Реализуя информационную технологию через робототехнику, мы сможем с раннего возраста приобщать ребенка к техническому творчеству, созданию и управлению роботами. И в будущем получим как результат не только личностное развитие ребенка, но и развитие отрасли.
Примерно с 2008 года в нашей стране началась экспериментальная деятельность по робототехнике, которая осуществлялась учителями информатики. На момент начала освоения основ робототехники наметился ряд противоречий: четко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и не разработанностью этих вопросов в педагогической науке. На сегодняшний день уже есть программно-методическое обеспечение для курса «Робототехника». И если раньше данный курс вводился факультативно с обучающимися средней и старшей школы, то сегодня учащиеся начальной школы могут начать изучать азы программирования и роботостроения.
На сегодняшний день особенности преподавания робототехники можно обозначить следующим образом:
Во-первых, эти занятия являются необязательными, что позволяет определить круг заинтересованных лиц и включить их в творческую деятельность.
Во-вторых, робототехнику начали вести учителя, прошедшие обучение на курсах. Среди них оказались учителя начальных классов, информатики, технологии и другие. Специфика преподавания основных предметов разная и уровень владения информационными технологиями различный. Поэтому учителям самим сначала надо основательно проработать материал, а затем предлагать компьютерные программы детям. Понятно, что это дополнительная и весьма объемная нагрузка.
Третья особенность связана с выбором базы для создания роботов. Самые популярные наборы Lego и Arduino. Если анализировать комплекты, то будет понятно, что для преподавания и изучения наиболее прост и понятен любой из комплектов Lego, где разработчики уже подготовили и продумали методический комплекс, среду для программирования, базовые модели роботов. Робототехника на основе плат Arduino приближена к реальному роботостроению, язык программирования устройств основан на C/C++, что требует от учителя хорошего знания не только своего предмета, но и основ объектно-ориентированного программирования.
В начальной школе дети относятся к роботам как к игрушкам, поэтому интерес к занятиям у них очень высок. Необходимо поддерживать этот интерес активной деятельностью, которая приводит к реальным результатам. Робототехника позволяет решать многие проблемы современного образования: отсутствие мотивации у учащихся, реализация знаний на практике, углубление меж предметных знаний и мета предметных навыков.
Но условия проведения занятий в разных школах различны. Идеальный вариант – это отдельное помещение, укомплектованное компьютерами, как это предусмотрено разработчиками программы, имеющее шкафы или стеллажи для хранения конструкторов и изделий, сделанных учащимися.
На сегодняшний день, в моей школе имеются комплекты LEGO WEDO для обучающихся 2-4 классов. Я учитель начальных классов, но провожу занятия не только в своем классе. Мной собрано две группы 1-го и 2-го года обучения (2,3 и 4 классы) по 10 человек каждая. У меня 15 комплектов, что позволяет организовать работу в паре, которая наиболее походит для организации занятий. Каждый комплект пронумерован в соответствии с номером группы и учащиеся могут продолжить работу на следующем занятии, так же есть мобильный класс и нетбуки для каждого ученика, что позволяет каждой группе самостоятельно программировать своих роботов. Но зачастую у учителей не хватает комплектов и за 45 минут ребенок должен успеть собрать простейшую конструкцию и сразу же разобрать ее, потому что следующая группа детей работает с этими же конструкторами. Конечно, такой процесс труден как для учителя, так и для ученика, который не успевает осознать результат своей деятельности.
Несмотря на то, что направление новое, уже сегодня проводятся соревнования роботов: массовая схема (международные состязания роботов, свободная категория) и для одаренных (world robot Olympiad).
Робототехника в школе развивается и соответствует требованиям ФГОС второго поколения, поэтому уже сегодня встает вопрос о введении образовательной робототехники в школьный курс, создании единой системы школа-ВУЗ-предприятие. Ведь уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты, обладающие знаниями в этой области, а начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста.