Занятие по внеурочной деятельности: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»


Открытое мероприятие по внеурочной деятельности
«Театральная мастерская» в 4 «А» классе 20 ноября 2015года.
Учитель первой категории МБОУ «СОШ № 2»
Вакутина Татьяна Васильевна

Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»
Развивающие задачи:
Развивать умение передавать в инсценировке простые по содержанию диалоги; регулировать тембр и силу голоса; отрабатывать интонационную выразительность речи;
развивать речевую активность;
развивать навыки актерского мастерства, как искусства;
уверенность в себе,
выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
развивать умение устно рецензировать выразительное чтение дноклассников, чтение актёров.
Воспитательные задачи:
Отрабатывать навыки поведения во время проведения открытых мероприятий;
воспитывать дружеские взаимоотношения;
прививать интерес к народному творчеству;
воспитывать художественный вкус;
культуру подачи образа;
формировать интерес к театральному творчеству и его деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.
Орг. момент.
Учитель:
- Дорогие мои ученики, я рада видеть вас снова видеть на занятии нашей «Театральной мастерской»! У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.
- Уважаемые гости, мы приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой являются ученики 4 «А»класса. Мы постарались нашу классную комнату превратить в театр. У нас есть сцена, партер, галёрка.
- Но чтобы определить тему урока надо купить билеты для вас ребята и для наших гостей ( открыть ключевые слова) .
Отгадайте загадки.
То царём, а то шутом, Нищим или королём Стать поможет, например, Театральный (костюмер)
Всеми он руководит, Мыслит, бегает, кричит! Он актёров вдохновляет, Всем спектаклем управляет, Как оркестром дирижер, Но зовётся ...(режиссёр)
Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные ...(декорации)
Он по сцене ходит, скачет, То смеется он, то плачет! Хоть кого изобразит, Мастерством всех поразит! И сложился с давних пор Вид профессии ...(актёр) Если хочешь стать другим, Призови на помощь ...(грим)


Д



Е

К

К

О

О
А


С
Р
Р
К
Г

Т
Е
А
Т
Р

Ю
Ж
Ц
Ё
И

М
И
И
Р
М

Е
С
И





С




Р
Ё





Р




- Какое слово получилось. В выделенной строке?
Дети: Театр.
-Посмотрели на экран и попробуйте определить, второе ключевое слово сегодняшнего урока?
-Праздник.
Учитель: Как ты догадался?
- От самого высокого столбика, до самого низкого. (Вывешивается ключевое слово на доске)
Учитель: как вы понимаете значение слова «Праздник»?
Ответы детей.
Учитель: Я обобщаю, читаем на лепестках:, « Праздник это: « игры, радость, развлечения, торжество. Ну, а теперь давайте, прочитаем какое определение, дают наши словари.
Праздник – это день радости, торжества по поводу чего-нибудь.
_ Значит наше определение было верно? Похвалим себя (аплодисменты).
- Скажите, пожалуйста, а что вы ждете от праздников.
Ответы детей.
Учитель: Я обобщаю: смех, веселье, настроение, шутки.
-И так ПРАЗДНИК, а каким должен быть праздник?
Ответы детей.
-Какое время года? Праздник приближается?
Ответы детей.
А мы с вами это семья, значит, праздник может быть каким?
Дети: Семейным.
_ Вот мы с вами приобрели БИЛЕТЫ, для вас и наших гостей.
Обратите внимание на доску, что у нас получилось? Сформулируйте тему нашего занятия.
Оюобщаю: Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»
Учитель: Дорогие ребята, гости, родители, сегодня мы проводим открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская». И сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете проявить свои творческие возможности: будете выступать и в роли актёров, и в роли экспертов, и в роли слушателей. И самое главное, что все эти навыки просто необходимы будут в жизни.
Учитель: Итак, начинаем. Первый проблемный вопрос:
Что такое дикция и нужна ли она нам? (Дикция – произношение; бывает плохая и хорошая. Очень нужна хорошая, чтобы все понимали друг друга, особенно хорошая дикция нужна дикторам, артистам, докладчикам, учителям)
Поработаем над дикцией: А так как приближается День Матери, мы все задания свяжем с этим праздником.
МА-МА-МА – Я сама.
МА-МА-МА – Все я делаю сама.
МЫ-МЫ-МЫ – Ждем зимы.
МИ-МИ-МИ – Меня за руку возьми.
МО-МО-МО – Мы идем в кино.
Конкурс «Доскажи словечко» Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет. Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдет?
У некоторых на столах лежат карточки синего цвета. Вам необходимо четко проговаривая каждый звук, прочитать, что там написано, а весь класс хором назвать это слово. Мама, папа, брат и я – Вот и вся моя ... (семья)
Наши руки были в мыле. Мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами – Помогали нашей ... (маме!) Мы цветы в саду сажаем, Их из лейки поливаем. Астры, лилии, тюльпаны Пусть растут для нашей... (мамы)
Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке.(бусы) В ушках маминых сверкают, Цветом радуги сверкают. Серебрятся капли-крошки Украшения.(сережки) Назовите-ка посуду: Ручка прицепилась к кругу. Блин испечь ей – ерунда Это же.(сковорода) В брюхе у него вода Забурлила от тепла. Как разгневанный начальник. Быстро закипает.(чайник) Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут- Разольет в тарелки .(суп)
А теперь скажите мне хором:
В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо Лучше всех на свете
- Как ласково мы называем маму?
Дети: Мамочка.
Теперь после каждой моей фразы все вместе, четко прговаривая произнесите слово МАМОЧКА.
- Кто пришёл к тебе с утра? ( Мамочка!)
- Кто сказал «Вставать пора!» ( Мамочка!)
- Кашу кто успел сварить? ( Мамочка! )
-Чаю в чашку кто налил? ( Мамочка!)
- Кто косички же заплёл? ( Мамочка!)
- Целый дом один подмёл? (Мамочка!)
- Кто тебя поцеловал? ( Мамочка!)
- Кто ребячий любит смех? ( Мамочка!)
- Кто на свете лучше всех? ( Мамочка!)
Поработаем над дыханием:
«Вьюга воет»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.
Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.
Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.
Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
Работаем над голосом.
Поработаем в парах, каждая пара должна произнести одну и ту же фразу или знакомый отрывок из стихотворения ( на желтых карточках)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
голосом маленького ребёнка,
голосом доброй бабушки,
голосом бабы – яги,
голосом злого человека
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое интонирование? (интонировать – произносить с какой-либо интонацией, с помощью интонации мы можем выразить своё отношение к предмету речи, выделить нужные слова)
Задание: Любую фразу или строчку из изучаемого произведения произнести с радостной, печальной, ласковой, гневной, шутливой и серьёзной, насмешливой, одобрительной интонацией.
Мама, я двойку получил(а)
Некоторые ребята подготовили стихотворения о маме ,давайте послушаем их:
Люблю тебя, мама, за что – я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу,
И светлому дню.
За это, тебя я, родная, люблю,
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама, ты –
Лучший мой друг.

Мама!
Я не знаю другого слова.
Чтобы так ласкала слух.
Повторю его снова и снова,
Извините, что голос глух.

Это слово мы первым учили.
С этим словом до смерти живём,
И когда сгущаются тучи,
обязательно маму зовём
мама, мама моя дорогая.
Самый верный и любящий друг
Я всем сердцем своим ощущаю,
Теплоту твоих ласковых рук.

Эти руки меня водили,
с детских лет до зрелой поры.
Эти руки меня защищали.
От болезней ударов судьбы.

Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ! Учитель: Умеем ли мы говорить друг другу комплименты и что такое комплименты? (Это приятные слова, похвала. Например, тебе говорят, как ты прекрасно выглядишь, как ты прекрасно поступил, как хорошо сказал, подумал..)
Учитель: Для чего говорят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова)
Учитель: А как принято отвечать на комплименты? (Можно просто сказать спасибо. Но часто при этом ещё что-то говорят, например: Я рад, что ты это заметил. Мне было очень приятно это услышать. От твоих слов у меня поднялось настроение. А иногда на комплимент отвечают ответным комплиментом: Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.)
Учитель: Комплимент комплименту – рознь. Подумайте, ребята, чем друг от друга отличаются по значению слова:
лестный – льстивый; лестные слова – льстивые слова?
(Льстивые слова, лесть Это похвальные слова, но человек их говорит из какой-то выгоды, из корысти. Он не просто хвалит, а угодливо восхваляет кого-то. Лестные слова – это приятные и правдивые слова. Это и есть комплимент. А лесть – совсем другое. Не зря говорят: «В очи льстив, а за очи лжив»)
1-е задание: выразительное чтение по ролям данной сказки ;
2-е задание: ответить на вопрос, какой человеческий недостаток высмеивается в этой сказке? (Лесть)
3-е задание: сочинить синквейн
Учитель: А сейчас каждая пара инсценирует свою басню без предварительной подготовки. Правду ли говорят герои друг другу, вы должны это постараться показать голосом, интонацией и жестами.
Иван Андреевич Крылов
Кукушка и петух
Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: 2 или 3.
Действующие лица:
Кукушка Петух Воробей
На первом плане слева забор, справа куст. На втором плане поле и лес вдалеке. Кукушка садится на куст и громко кукует. На заборе появляется Петух и громко кукарекает.
Кукушка (восторженно)
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
Петух (ласково)
А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!
Кукушка
Тебя, мой куманек, век слушать я готова!
Петух
А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, Чтоб начала ты снова – Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок! Да вы уж родом так: собою невелички, А песни, что твой соловей!
Кукушка
Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички, На всех ссылаюсь в этом я!
На сцену влетает Воробей и садится между кустом и забором.
Кукушка (самоуверенно)
И Воробей вот подтвердит!
Воробей
                                                Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, – Всё ваша музыка плоха!
Петух
А как же похвала?
Воробей
                                Ха-ха! Кукушка хвалит Петуха За то, что хвалит он Кукушку!
Учитель: А теперь, друзья, давайте придумаем настоящие комплименты для мам.
Синквейн о маме.
- Рефлексия.
- На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.
Билеты вы оставите себе на память об этом занятии.

V. Домашнее задание.
Найти и выучить несколько скороговорок самостоятельно.
Подведение итогов.
- Давайте поаплодируем друг другу.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Вђ Заголовок 2Вђ Заголовок 315