Занятие по внеурочной деятельности: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»
Открытое мероприятие по внеурочной деятельности
«Театральная мастерская» в 4 «А» классе 20 ноября 2015года.
Учитель первой категории МБОУ «СОШ № 2»
Вакутина Татьяна Васильевна
Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»
Развивающие задачи:
Развивать умение передавать в инсценировке простые по содержанию диалоги; регулировать тембр и силу голоса; отрабатывать интонационную выразительность речи;
развивать речевую активность;
развивать навыки актерского мастерства, как искусства;
уверенность в себе,
выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
развивать умение устно рецензировать выразительное чтение дноклассников, чтение актёров.
Воспитательные задачи:
Отрабатывать навыки поведения во время проведения открытых мероприятий;
воспитывать дружеские взаимоотношения;
прививать интерес к народному творчеству;
воспитывать художественный вкус;
культуру подачи образа;
формировать интерес к театральному творчеству и его деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.
Орг. момент.
Учитель:
- Дорогие мои ученики, я рада видеть вас снова видеть на занятии нашей «Театральной мастерской»! У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.
- Уважаемые гости, мы приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой являются ученики 4 «А»класса. Мы постарались нашу классную комнату превратить в театр. У нас есть сцена, партер, галёрка.
- Но чтобы определить тему урока надо купить билеты для вас ребята и для наших гостей ( открыть ключевые слова) .
Отгадайте загадки.
То царём, а то шутом,Нищим или королёмСтать поможет, например,Театральный (костюмер)
Всеми он руководит,Мыслит, бегает, кричит!Он актёров вдохновляет,Всем спектаклем управляет,Как оркестром дирижер,Но зовётся ...(режиссёр)
Спектакль на славу удалсяИ публика довольна вся!Художнику особые овацииЗа красочные ...(декорации)
Он по сцене ходит, скачет,То смеется он, то плачет!Хоть кого изобразит, Мастерством всех поразит!И сложился с давних порВид профессии ...(актёр)Если хочешь стать другим, Призови на помощь ...(грим)
Д
Е
К
К
О
О
А
С
Р
Р
К
Г
Т
Е
А
Т
Р
Ю
Ж
Ц
Ё
И
М
И
И
Р
М
Е
С
И
С
Р
Ё
Р
- Какое слово получилось. В выделенной строке?
Дети: Театр.
-Посмотрели на экран и попробуйте определить, второе ключевое слово сегодняшнего урока?
-Праздник.
Учитель: Как ты догадался?
- От самого высокого столбика, до самого низкого. (Вывешивается ключевое слово на доске)
Учитель: как вы понимаете значение слова «Праздник»?
Ответы детей.
Учитель: Я обобщаю, читаем на лепестках:, « Праздник это: « игры, радость, развлечения, торжество. Ну, а теперь давайте, прочитаем какое определение, дают наши словари.
Праздник – это день радости, торжества по поводу чего-нибудь.
_ Значит наше определение было верно? Похвалим себя (аплодисменты).
- Скажите, пожалуйста, а что вы ждете от праздников.
Ответы детей.
Учитель: Я обобщаю: смех, веселье, настроение, шутки.
-И так ПРАЗДНИК, а каким должен быть праздник?
Ответы детей.
-Какое время года? Праздник приближается?
Ответы детей.
А мы с вами это семья, значит, праздник может быть каким?
Дети: Семейным.
_ Вот мы с вами приобрели БИЛЕТЫ, для вас и наших гостей.
Обратите внимание на доску, что у нас получилось? Сформулируйте тему нашего занятия.
Оюобщаю: Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»
Учитель: Дорогие ребята, гости, родители, сегодня мы проводим открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская». И сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете проявить свои творческие возможности: будете выступать и в роли актёров, и в роли экспертов, и в роли слушателей. И самое главное, что все эти навыки просто необходимы будут в жизни.
Учитель: Итак, начинаем. Первый проблемный вопрос:
Что такое дикция и нужна ли она нам? (Дикция – произношение; бывает плохая и хорошая. Очень нужна хорошая, чтобы все понимали друг друга, особенно хорошая дикция нужна дикторам, артистам, докладчикам, учителям)
Поработаем над дикцией: А так как приближается День Матери, мы все задания свяжем с этим праздником.
МА-МА-МА – Я сама.
МА-МА-МА – Все я делаю сама.
МЫ-МЫ-МЫ – Ждем зимы.
МИ-МИ-МИ – Меня за руку возьми.
МО-МО-МО – Мы идем в кино.
Конкурс «Доскажи словечко» Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдет?
У некоторых на столах лежат карточки синего цвета. Вам необходимо четко проговаривая каждый звук, прочитать, что там написано, а весь класс хором назвать это слово.Мама, папа, брат и я –Вот и вся моя ... (семья)
Наши руки были в мыле.Мы посуду сами мыли.Мы посуду мыли сами –Помогали нашей ... (маме!)Мы цветы в саду сажаем,Их из лейки поливаем.Астры, лилии, тюльпаныПусть растут для нашей... (мамы)
Эти шарики на нитиВы примерить не хотите ль?На любые ваши вкусыВ маминой шкатулке.(бусы)В ушках маминых сверкают,Цветом радуги сверкают.Серебрятся капли-крошкиУкрашения.(сережки)Назовите-ка посуду:Ручка прицепилась к кругу.Блин испечь ей – ерундаЭто же.(сковорода)В брюхе у него водаЗабурлила от тепла.Как разгневанный начальник.Быстро закипает.(чайник)Это кушанье для всехМама сварит на обед.И половник тут как тут-Разольет в тарелки .(суп)
А теперь скажите мне хором:
В мире нет её роднее,Справедливей и добрее.Я скажу, друзья вам прямо Лучше всех на свете
- Как ласково мы называем маму?
Дети: Мамочка.
Теперь после каждой моей фразы все вместе, четко прговаривая произнесите слово МАМОЧКА.
- Кто пришёл к тебе с утра? ( Мамочка!)
- Кто сказал «Вставать пора!» ( Мамочка!)
- Кашу кто успел сварить? ( Мамочка! )
-Чаю в чашку кто налил? ( Мамочка!)
- Кто косички же заплёл? ( Мамочка!)
- Целый дом один подмёл? (Мамочка!)
- Кто тебя поцеловал? ( Мамочка!)
- Кто ребячий любит смех? ( Мамочка!)
- Кто на свете лучше всех? ( Мамочка!)
Поработаем над дыханием:
«Вьюга воет»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.
Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.
Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.
Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
Работаем над голосом.
Поработаем в парах, каждая пара должна произнести одну и ту же фразу или знакомый отрывок из стихотворения ( на желтых карточках)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
голосом маленького ребёнка,
голосом доброй бабушки,
голосом бабы – яги,
голосом злого человека
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое интонирование? (интонировать – произносить с какой-либо интонацией, с помощью интонации мы можем выразить своё отношение к предмету речи, выделить нужные слова)
Задание: Любую фразу или строчку из изучаемого произведения произнести с радостной, печальной, ласковой, гневной, шутливой и серьёзной, насмешливой, одобрительной интонацией.
Мама, я двойку получил(а)
Некоторые ребята подготовили стихотворения о маме ,давайте послушаем их:
Люблю тебя, мама, за что – я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу,
И светлому дню.
За это, тебя я, родная, люблю,
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама, ты –
Лучший мой друг.
Мама!
Я не знаю другого слова.
Чтобы так ласкала слух.
Повторю его снова и снова,
Извините, что голос глух.
Это слово мы первым учили.
С этим словом до смерти живём,
И когда сгущаются тучи,
обязательно маму зовём
мама, мама моя дорогая.
Самый верный и любящий друг
Я всем сердцем своим ощущаю,
Теплоту твоих ласковых рук.
Эти руки меня водили,
с детских лет до зрелой поры.
Эти руки меня защищали.
От болезней ударов судьбы.
Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ! Учитель: Умеем ли мы говорить друг другу комплименты и что такое комплименты? (Это приятные слова, похвала. Например, тебе говорят, как ты прекрасно выглядишь, как ты прекрасно поступил, как хорошо сказал, подумал..)
Учитель: Для чего говорят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова)
Учитель: А как принято отвечать на комплименты? (Можно просто сказать спасибо. Но часто при этом ещё что-то говорят, например: Я рад, что ты это заметил. Мне было очень приятно это услышать. От твоих слов у меня поднялось настроение. А иногда на комплимент отвечают ответным комплиментом: Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.)
Учитель: Комплимент комплименту – рознь. Подумайте, ребята, чем друг от друга отличаются по значению слова:
лестный – льстивый; лестные слова – льстивые слова?
(Льстивые слова, лесть Это похвальные слова, но человек их говорит из какой-то выгоды, из корысти. Он не просто хвалит, а угодливо восхваляет кого-то. Лестные слова – это приятные и правдивые слова. Это и есть комплимент. А лесть – совсем другое. Не зря говорят: «В очи льстив, а за очи лжив»)
1-е задание: выразительное чтение по ролям данной сказки ;
2-е задание: ответить на вопрос, какой человеческий недостаток высмеивается в этой сказке? (Лесть)
3-е задание: сочинить синквейн
Учитель: А сейчас каждая пара инсценирует свою басню без предварительной подготовки. Правду ли говорят герои друг другу, вы должны это постараться показать голосом, интонацией и жестами.
Иван Андреевич Крылов
Кукушка и петух
Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: 2 или 3.
Действующие лица:
КукушкаПетухВоробей
На первом плане слева забор, справа куст. На втором плане поле и лес вдалеке. Кукушка садится на куст и громко кукует. На заборе появляется Петух и громко кукарекает.
Кукушка (восторженно)
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
Петух (ласково)
А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!
Кукушка
Тебя, мой куманек, век слушать я готова!
Петух
А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,Чтоб начала ты снова –Отколь такой берется голосок?И чист, и нежен, и высок!Да вы уж родом так: собою невелички,А песни, что твой соловей!
Кукушка
Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички,На всех ссылаюсь в этом я!
На сцену влетает Воробей и садится между кустом и забором.
Кукушка (самоуверенно)
И Воробей вот подтвердит!
Воробей
Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –Всё ваша музыка плоха!
Петух
А как же похвала?
Воробей
Ха-ха!Кукушка хвалит ПетухаЗа то, что хвалит он Кукушку!
Учитель: А теперь, друзья, давайте придумаем настоящие комплименты для мам.
Синквейн о маме.
- Рефлексия.
- На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.
Билеты вы оставите себе на память об этом занятии.
V. Домашнее задание.
Найти и выучить несколько скороговорок самостоятельно.
Подведение итогов.
- Давайте поаплодируем друг другу.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
ВђЗаголовок 2ВђЗаголовок 315