Конспект урока по информатике для 9 класса Текстовый редактор


Ильина Е. С., учитель информатики МБОУ Сосновской СОШ №1 п.Сосновское Сосновского района Нижегородской области
Тема урока: Текстовый редактор
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 9
Тип урока: структурная единица учебного проекта
Учебный проект состоит их двух уроков и внеурочной деятельности. На первом уроке учащиеся осуществляют предпроектную диагностику, формулируют проблему и цель, планируют свои действия, создают модель проектного продукта и осуществляют корректировку плана действий. Во время внеурочной деятельности учащиеся создают проектный продукт. На втором уроке презентуют полученные продукты и производят рефлексию. При рефлексии проекта учащиеся должны зафиксировать, где можно в дальнейшем использовать полученные проектные продукты, как можно будет использовать опыт работы над этим проектом при решении других проблем.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание принципов создания макетов и требований, предъявляемых к полиграфической продукции (буклеты, брошюры, листовки, плакаты и т.д.)
- умение использовать функции текстового редактора для создания макетов полиграфической продукции (буклеты, брошюры, листовки, плакаты и т.д.)
Метапредметные:
- формулировать учебную проблему и учебную цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
- планировать деятельность по достижению цели
- осуществлять контроль в форме соотнесения результата с заданными критериями
- осуществлять учебное сотрудничество
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации
- устанавливать связь между результатом деятельности (продукт) и тем, ради чего она осуществляется (проблема).
Личностный:
- оценивать результат и рефлексировать в отношении его личностной значимости
Предметное содержание урока:
Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, графических объектов. Примечания.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Деятельностное содержание урока
-1005840-9735820Тема: Труд и право Класс : 9
Тип : Способ решения учебной проблемы (проблемы незнания)
00Тема: Труд и право Класс : 9
Тип : Способ решения учебной проблемы (проблемы незнания)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика по достижению метапредметной цели Приёмы (элементы конструктора) Средства Организационная форма Результат этапа
Подготовительный Предъявляет проблемную ситуацию – необходимость разработать информационные материалы в текстовом формате для разъяснения учащимся содержания, порядка, форм итоговой аттестации. Соотносят известную информацию (компетенции в сфере создания и обработки на компьютере текстовой информации) и неизвестную (формы представления разъяснительной информации), обсуждают. Проблемная ситуация Карточки с заданиями (Приложение 1)
Информационные материалы (Приложение 2) Группы по 3-4 человека Принятая проблемная ситуация, перечень необходимых умений для решения поставленной задачи.
Способствует выявлению умений, недостаточных для выполнения поставленной задачи.
Анализируют имеющиеся умения с точки зрения выполнения поставленной задачи и выявляют недостающие умения. Проектировочный Содействует формулировке учащимися проблемы. Формулируют проблему: для выполнения поставленной задачи необходимо уметь выбирать текстовый редактор, оптимальный для создания выбранного продукта, знать виды текстовых документов рекламного (разъяснительного) характера, знать требования к оформлению данных видов документов. Группы по 3-4 человека Сформулированные проблема и цель проекта, формы проектного продукта в группах.
Способствует формулировке и фиксации цели проекта: как можно решить данную проблему? Формулируют цель проекта:
разработать варианты текстовых документов, соответствующих поставленной задаче, выбрать один из вариантов (для группы). Участвует в определении учащимися шагов по достижению цели проекта (плана), и определению критериев оценки проектного продукта. Совместно планируют деятельность по достижению цели, определяют перечень критериев для оценки проектных продуктов. План и критерии фиксируют. «Критерии для оценки» (Приложение 3) Слайды (в электронном виде) Разработанный план действий.
Разработанные критерии.
Реализация Организует работу в проектных группах по зафиксированному плану, консультирует, наблюдает за работой групп. Определяют функции участников проектной группы в соответствии с планом.
На основе обработки информационных материалов выбирают модель и разрабатывают макет проектного продукта. Задание
«Разработка модели проектного продукта» (Приложение 4)
Бумага, маркеры, стикерыГруппы по 3-4 человека Разработанные модели проектных продуктов
Организация и участие в представлении моделей проектных продуктов группами, обсуждении. Представление группами своих моделей проектных продуктов. Группы по 3-4 человека, класс Представленные модели проектных продуктов.
Оценка и рефлексия Организация рефлексии урока (организация высказываний групповых решений)
Подводит итоги, обобщает результаты оценки моделей Корректировка действий, которые будут осуществляться вне урока. Задание «Оценка моделей»
Группы по 3-4 человека, класс Оценка уровня проявления проектных действий
Приложение 1
Задание
Большинство учащихся 9 и 11 классов, осознавая, что скоро им предстоит государственная итоговая аттестация, при этом далеко не всегда осознают, что их ждёт, не имеют целостной картины о порядке проведения итоговой аттестации, форм, своих прав и обязанностей. Необходимо разработать информационные материалы в текстовом формате, которые краткой, доступной и запоминающейся форме помогут им осознать и понять основные моменты по данной проблеме.
Приведите примеры текстовых документов, которые могут использоваться в указанной или аналогичных ситуациях.
Какие особенности этих документов вы можете выделить?
Какие умения при работе с текстовыми редакторами, будут необходимы?
Приложение 2
Информационные материалы для работы в группах
Буклет — вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна. Представляет собой листы, скрепленные в корешке, или сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Традиционно буклеты изготавливаются на бумаге из листа формата А4 или меньше (рекламные издания, печатаемые форматом А4 и больше, называются проспектами).
Лифлет — двухсторонний отпечатанный лист, как правило, с двумя или тремя фальцами, сложенный всевозможными способами, например: пополам, гармошкой, дельтообразно или любым другим способом, подчеркивающим индивидуальность рекламного продукта.
Один из основных признаков лифлета — отсутствие каких либо скрепляющих элементов: пружины, клея, скрепок.
В форме лифлета издаются краткие путеводители, рекламы, проспекты, программы и т. п.
Брошюра — это непериодическое текстовое книжное издание. По российским стандартам должна быть объёмом свыше 4, но не более 48 страниц. Страницы соединяются между собой ниткой при помощи шитья, скрепкой, винтовой проволокой или другим способом. Соединения скобкой могут быть нескольких видов, например: обычное соединение с двумя отверстиями в корешке для каждой скобки; с тремя отверстиями для каждой скобки (при этом соединении скобка вставляется в крайние отверстия, а концы скобки загибаются и заводятся в третье центральное отверстие, поэтому концы скобок не царапают).
Брошюра-каталог позволяет получить полную информацию о товарах или услугах фирмы с использованием красочных фотографий, детального описания продукта и цены. Исполнение брошюр бывает самым разнообразным — от текстовых брошюр, напечатанных на газетной бумаге до полноцветных, выполненных в превосходном качестве.
Брошюра вмещает значительно большее количество информации, чем листовка или буклет, и на столе адресата она живёт дольше. 
Листо́вка — вид агитационно-политической или информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями. В русском языке понятие «листовка» тесно связано с революционной борьбой, хотя с полиграфической точки зрения представляет собой всего лишь лист стандартного формата (обычно А4 или Letter) с какой-либо информацией. Причастность листовки к революционным событиям объясняется тем, что в то время она была самым простым и доступным видом печатной продукции, позволяющим распространить информацию среди широких масс. Сейчас понятие листовки несколько изменилось, и оно ассоциируется с рекламной продукцией, хотя суть данного вида печатной продукции та же. Это сравнительно недорогой рекламный носитель, изготавливаемый без особых изысков и довольно большими тиражами. С развитием технологий печати, СМИ и рекламной отрасли, стало преобладать рекламная функция листовки. В современной полиграфии и рекламе, под листовкой понимают лист, обычно с односторонним расположением сообщения, формата А4 (210х297 мм).
Флаер — это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких, сочных красках. Используют флаеры, в основном, как раздаточный материал в различных рекламных и промо-акциях. Нередко флаер является своеобразным бесплатным пропуском, приглашением или даже входным билетом на какое-либо мероприятие. В отличие от приглашений, обычно персонализированных, флаером может воспользоваться любой человек.
Флаеры — один из способов быстрой и массовой рекламы. Дизайн флаеров стремятся сделать наиболее подходящим под происходящее событие, чтобы за минимальное время привлечь наибольшее количество заинтересованных людей. В зависимости от того, что рекламируется флаером и какова целевая аудитория, они могут быть имиджевыми или информационными, содержать в себе различную информацию — цену или преимущества продукции, выполненными в цвете или чёрно-белыми, одно- или двусторонними, на плотной мелованной или тонкой офсетной бумаге. Для особых целей иногда к материалу, из которого изготовлен флаер, применяют минимальную послепечатную обработку (резка, фальцовка,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0" \o "Биговка" биговка). Геометрическая форма обычно стандартная — прямоугольная, но может быть и любой.
Информационные стенды — один из элементов информационного оформления пространства с соблюдением корпоративного стиля. Основные преимущества информационных стендов — возможность быстрой замены информации и ее доступность свободному потоку потребителей.
По сути, информационный щит (стенд) — это площадь для размещения на ней самой разной информации, соответствующей направленности предприятия. На стендах, предназначенных для рекламно-информационных целей, могут размещаться образцы продукции, актуальные акции, полезная информация для посетителей и клиентов. На корпоративных стендах или как часто их называют, информационных стендах предприятия, часто размещается информация для сотрудников, фотографии лучших работников месяца, объявления компании. 
Задание:
1.Определить шаги по созданию проектного продукта
Последовательность действий в плане («подсказка»)
1.Собрать необходимую для создания продукта информацию:
1.1. Определить круг источников,
1.2. Найти в источниках нужную информацию,
1.3. Выбрать необходимую информацию
2.Разработать модель подачи информации
3.Создать и оформить проектный продукт
4.Подготовить презентацию проектного продукта
Приложение 3
Задание «Критерии оценки модели продукта»
Разработать критерии, по которым можно оценить созданные модели проектных продуктов:
Возможные критерии («подсказка»):
1. Качество отобранного материала:
полнота содержания
доступность изложения
2.Оформление модели проектного продукта:
удобство в использовании
дизайн исполнения
наглядность представления
Приложение 4
Задание «Разработка модели проектного продукта»
1. Выбрать вид текстового документа (проектного продукта).
2. Создать примерный макет выбранного проектного продукта.
3. Оценить его по сформулированным критериям.
4. Скорректировать макет.
Приложение 5.
Задание «Оценка моделей»
1. В процессе проведения представлений моделей проектных продуктов в группе оценить их качество, использую таблицу:
Критерий Группа№1 Группа№2 Группа№3 Группа№4
1.Качество отобранного материала
полнота содержания-1б доступность изложения-1б 2.Оформление модели продукта
удобство в использовании-1б дизайн исполнения-1б наглядность представления-1б Итого: 2. После презентаций озвучить свою оценку и аргументировать групповое мнение