Рекомендации для учащихся с заниженной самооценкой
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
педагога-психолога
Коротких Светлана Николаевна
Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой
Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочаро ваниях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их до- биться.
Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках лич- ности.
Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, не- везучесть, неисправимость.
Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые зас- тавляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действо- вать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их мож но усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болез- ненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто прини- май к сведению мнения критикующих тебя людей.
Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превра- щать их в мерило успеха.
Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индиви- дуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.
Упражнения по коррекции заниженной самооценки:
Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, кото рые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргумен- ты, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это иожет быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргу- ментированно их опровергать.
С ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ