Моя семья — мой дом — мой город.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №34 «Гульчечек»
Конспект по формированию целостной картины мира
с использованием технологии ТРИЗ
с детьми старшего дошкольного возраста
«Моя семья – мой дом – мой город»
Воспитатель:
первой
квалификационной
категории
Гараева В.З.
Детский сад № 291
2014 год
Педагогические задачи:
1.Используя системный подход, учить детей выстраивать информацию о семье, доме, городе структурно, а именно:
Учить определять функции предмета;
Учить определять составляющие части предмета;
Учить, из составляющих частей определять целый предмет;
Учить находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых явлений.
2.Развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы, выражать их в речи, развивать воображение детей.
3.Воспитывать чувство привязанности к семье, любовь к семейным праздникам родному городу.
Пособия и материалы: магнитная доска, предметные картинки, мяч, макет города, клубок пряжи.
Ход занятия:
Дети встают в круг вместе с воспитателем. Воспитатель говорит, дети тоже говорят и показывают:
«У меня рука, и у тебя рука,
У меня носик, и у тебя носик,
У меня уши, и у тебя уши,
У меня волосы, и у тебя волосы,
Улыбнулись друг другу!
Улыбнулись нашим гостям!»
Воспитатель: «У всех у нас есть руки, ноги, волосы и т.п. Значит мы все одинаковые?
Дети: «Нет».
В: «А чем же мы непохожи друг на друга?»
Д: «Есть мальчики и девочки».
В: «А чем ещё чем мы отличаемся друг от друга?»
Д: «Ростом, длиной волос, цветом глаз, одеждой».
В: «Правильно, ребята. Но, не смотря на то, что вы такие разные, вас можно назвать одним словом. Скажите, каким?»
Д: «Дети».
В: «Верно. А теперь давайте поиграем в игру «Кто мы такие?». Я буду бросать вам мяч, и спрашивать, кем вы являетесь для мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры».
В: «Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами сядем на стулья. Скажите мне, пожалуйста, как можно назвать одним словом маму, папу, бабушку, дедушку, сестру и брата?»
Д: «Семья».
В: «Ребята, у вас у каждого есть семья. А где вы живёте со своей семьёй?»
Д: «В квартире, в доме».
В: «А для чего нам нужен дом?»
Д: «Чтобы жить».
В: «Жить, это значит, что делать?»
Д: «Играть, мыться, кушать, телевизор смотреть, книжки читать и т.д.»
В: «Вы всё верно назвали ребята. А теперь назовите, из каких частей состоит дом».
Д: «Стена, окно, дверь, лестница, крыша, балкон, труба». Дети называют, а воспитатель вывешивает соответствующие картинки на доску. Затем воспитатель убирает картинки с доски.
В: «А сейчас мы с вами поиграем с клубочком. Вы должны будете передавать его друг другу, называя части дома».
В: «Молодцы. А теперь ответьте мне, где находится дом?»
Д: «На улице».
В: «Совершенно верно. А сколько домов стоит на улице?»
Д: «Много».
В: «Ребята, вы мне сказали, что ваша семья живёт в доме, дом расположен на улице, а улица тогда где находится?»
Д: «В Зеленодольске, в городе».
В: «А что ещё находится в нашем городе?»
Д: «Магазины, школы, больницы, машины, деревья и т.д.»
В: «Вы назвали, из чего состоит город. Сейчас мы с вами посмотрим на макет города и подумаем, без чего не может быть города. Если мы, например, уберём светофор, то это по-прежнему будет город?»
Игра «Без чего не может быть…»
Воспитатель поочерёдно убирает деревья, машины, дома, улицу. Дети приходят к выводу, что города не может быть без улиц и домов.
В: «Ребята, а вы любите свой города? Почему?»
Д: «Наш город красивый, большой, потому что мы в нём живём и т.д.»
В: «Ребята, давайте с вами подойдём к окну и посмотрим, что произошло с нашим городом, почему всё вокруг стало белым?»
Д: «В нашем городе наступила зима».
В: «Правильно. А зимой на улице холодно, поэтому чтобы не замёрзнуть, мы с вами поиграем».
Физкультминутка «Мороз»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
(Дети выставляют вперёд руки, дотрагиваются до носа.)
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки, бег на месте по кругу, махи руками.)
В: «Хорошо мы с вами согрелись. Давайте займём свои места. Скажите мне, а вы любите зиму? А почему, что хорошего в зиме?»
Игра «Хорошо-плохо».
Дети называют
Положительные стороны зимы (можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, Новый год и т.д.) и отрицательные (можно под скользнуться и сломать ногу или руку, можно простудиться, машины в аварию попадают и т.д.)
В: «А теперь давайте встанем и подойдём к столу. Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Я буду называть части какого-то предмета, а вы должны будете найти картинку с изображением этого предмета».
Игра «Отыщи предмет».
В: «Ребята, давайте подумаем, что объединяет все эти картинки: Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, ёлка. Как это всё назвать одним словом?»
Д: «Новый год!»
В: «Конечно же, Новый год! А новый год - это семейный праздник. Когда вся семья собирается вместе. Давайте с вами займём свои места и вспомним пальчиковую игру о семье на татарском языке.
Бу бармак бабай,
Бу бармак әби,
Бу бармак әти,
Бу бармак әни,
Бу бармак мин.
Бу мин гаилә. (дети постепенно загибают пальцы на одной руке, а затем разгибают.)
Итог занятия.
В: «Ребята, мы сегодня с вами говорили о семье, доме, улице, городе и зиме. Вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего?»