Урок: круглый стол У истоков становления государственности в России

Урок: круглый стол «У истоков становления государственности в России».

Учебно-воспитательные задачи: В рамках истории (2012г.), 1150-летия российской государственности, 160-летия со дня рождения П.А.Столыпина (согласно мероприятий Забкипкро, районного и школьного планов МО учителей истории) учащиеся ставят цель систематизировать знания истории становления государственности РФ (этапы, основные события, трагические и положительные успехи исторического пути). Формировать чувства гражданственности, сопричастности к судьбе государства, патриотизм. Развивать умения вести дискуссию, ставить и решать проблемные задачи, анализировать исторические факты и события, приводить аргументы, отстаивать собственную точку зрения.

М/п связи: Всемирная история.

Революции 17-18вв. (нидерландская, английская 1640-1688гг, французская 1789-1815гг, война за независимость США, революции 1848-1849гг, реформы в странах Европы).
История России: Первая революция в России 1905-1907гг, реформы Петра I, Екатерины II, Столыпина П.А., Витте С.Ю. и т.д.
Средства обучения: учебник Новая история 7-8кл, Новейшая история 9-11кл, учебник История России 9-11кл.

Структура урока:
1. Постановка цели урока учащимися.

2. Вступительное слово учителя. Эпиграф: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (т.е. вчера) жили, которую мы не ценили, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье ».
В 2012 году РФ отмечает 1150-летие становления российской государственности. Из истории нам известно, что пути становления любого государства очень сложны и противоречивы, на путях формирования встречаются и взлеты и падения, трагедии и триумфы. Мы сегодня за круглым столом вспомним путь становления российской государственности, попытаемся выяснить главные этапы и ключевые моменты истории.

План работы круглого стола:

1. Тема очень многогранная. Вспомним формы государства.
О каждой страницы в истории государства много можно дискутировать. рассмотрим вопрос, что является высшей ценностью в государстве (ст.Конституции- права и свободы граждан). Все во имя человека.
Пути формирования государства: революции или реформы. Европа - революции, Россия до 20 века – реформы.
Реформы П.А.Столыпина.



Ход дискуссии:
Работа учителя
Примерные ответы учеников, анализ, выводы. Рефлексия учащихся (что получилось, что интересно, я узнал)

1. Столыпин нанес монархии или, по крайней мере, династии более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые?
Частная собственность, капитализм в с/х опасность для помещичьего землевладения.
Государственные Думы, выступления Столыпина, разгон их царем (не удалось Столыпину: веротерпимость, бессословность системы управления, всеобщее начальное образование). Убийство по приказу охранки.

2. В чем современны и актуальны реформы сегодня?
1. с/х страна богатая. Мелкая частная собственность на землю, хутор, торговля с Китаем в 20 веке (Абагайтуй, Забайкальск, Даурия – скот, овцы, молоко, Первая Мировая война – излишки продуктов в Сибири).
2. Освоение Сибири и Дальнего Востока сейчас важны – правительственные программы, отток населения, умов.

«Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого в довольно серьезной степени умаляется неумеренностью климата во многих ее частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, т.к. русский человек даровитый, здравый и богобоязненный». П.А.Столыпин.

3. Влияет ли сама личность реформатора на характер реформ и их содержание, и темп проведения? Все для народа – вопреки народу? (монархист В.В.Шульгин)
Сравнить с личность Петра I, Хрущева - импульсивные, Петр I – не принял народ его реформы, Столыпина – наоборот.

4. В чем была трагедия реформатора?
Одинокий реформатор или тихая революция? Помещики были против. Сам был в поездке по Сибири.

5. Какие уроки должны извлечь современные политики?
1. иметь команду. 2. планы должны быть точные и продуманные. 3. анализ проведенных мер и динамика.

6. «Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Что этим хотел сказать своему Отечеству реформатор?
Развитая экономика: промышленность, капитализм в с/х. Пьедестал себе личность создает сама, а статую ставят потомки.

7. «Эксперимент, из-за которого Россия потеряла 20 век» (А.Солженицын). Чем закончилась реформа в истории?
1917г – революция, 30гг. – коллективизация, ликвидация кулачества. Сейчас – фермерство на селе. Крылатая фраза: Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Рисунки, карикатура (лебедь, рак и щука).

2. Рефлексия, оценка деятельности учащихся (самоанализ, выставление оценок за участие в дискуссии).