Круглый стол для родителей Мой ребенок становится трудным
Круглый стол
«Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?»
И.Д. Вильде.
Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы!
Мы рады встретиться с Вами. Сегодня тема нашего круглого стола «Мой ребёнок становится трудным».(слайд №1)
Поводом послужили наблюдения за учащимися нашей школы, наших классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении с друг другом.
Для каждой матери и отца их ребёнок- самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый..
В попытке обеспечить «счастливое детство» для своего ребёнка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребёнком происходит что-то «не- то»- любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке всё чаще употребляют такую фразу: «Сладу нет никакого с ним».
Наша главная цель сегодняшнего круглого стола: (слайд№2)
Познакомить с причинами, которое стимулируют плохое поведение.
Способствовать формированию культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании ребёнка.
Способствовать развитию умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.
Прежде всего мы попробуем определить, кто он- трудный ребёнок?. (Родители определяют признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения. (обычно, бывает очень трудно разговорить родителей на общем собрании, поэтому можно заранее провести анкетирование.)
На экране мы составили перечень признаков трудного ребёнка слайд№3)
Трудный ребёнок-это ребёнок, который:
не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
нарушает распорядок дня;
портит домашнее имущество;
издевается над младшими и стариками;
дерётся, хамит.
не слушается взрослых,.
делает всё по-своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
не может найти общий язык с окружающими;
не выполняет школьные требования;
прогуливает учебные занятия;
не хочет учиться;
постоянно обманывает, ворует, ругается матом;
испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Итак. Это портрет трудного ребёнка, который мы составили по вашим определениям.
Давайте мы вместе подумаем над причинами появления трудных детей. В этом нам помогут ваши дети. Для того, чтобы легче определить эти причины, мы провели анкетирование ваших детей по данной проблеме.
Анкета для ребёнка (слайд №4)
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1.Если ты задержишься после школы, то:
- твое объяснение опоздания выслушают;
- на твое опоздание не обратят внимание;
- тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
- ты сразу расскажешь об этом родителям;
- ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты;
- ты вообще об этом не расскажешь.
3. за плохую отметку тебя:
- отругают;
- посочувствуют;
- накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
- молчать;
- доказывать свою правоту, даже, если ты не прав;
- оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо, ты:
- согласишься с этим;
- промолчишь;
- будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
- простишь, если они попросят прощения;
- молча проглотишь обиду;
- накажешь своих обидчиков при удобном случае.
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
- родителям;
- друзьям;
- посторонним людям.
8. Если в доме гости:
- ты вместе со всеми за столом;
- ты в своей комнате;
- ты получаешь возможность уйти из дома.
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
- соглашаются;
- не обращают на это внимание;
- не соглашаются.
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
- дома;
- в школе;
- среди друзей.
Тестирование детей (слайд№5)
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Подчеркните те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.
Я – добрый
Я – злой
Я – терпеливый
Я – нетерпеливый
Я – упрямый
Я – безразличный
Я – хороший друг
Я – умный
Я – помощник
Я – обидчивый
Итоги анкетирования в виде диаграммы проецируются на экран и комментируются психологом (слайд №6)
Непослушных детей, а тем более детей “отбившихся от рук” принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле в число “трудных” обычно попадают дети не “худшие”, а особенно чувствительные и ранимые. Они “сходят с рельсов” под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.
В чем же причины непослушания ребёнка?(слайд№7)(ответы родителей)Причины стойкого непослушания ребёнка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он просто не слушается, просто не желает понять, а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.Существуют четыре основные причины серьёзных нарушений поведения детей.Первая – борьба за внимание.(слайд №8)
Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Конечно, это не приятно, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. (Слайд №9)Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребёнка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно своё, а это – главное!Третья причина – желание отомстить. (Слайд №10)
Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим; ребёнка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятсяМного и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности – всё те же протесты, непослушание, неуспеваемости в школе.Смысл “плохого” поведения в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..”Наконец, четвертая причина – потеря веры в собственный успех. (Слайд №11)
Может случиться, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится” Это – в душе, а внешним поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”, “И буду плохой!”Важно знать, что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Потому что его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть
Таким образом, всякое серьёзное нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: “Мне плохо! Помогите мне!”Разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана: и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с потерей веры в свои силы.А выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребёнка. При разных причинах эта реакция разная, а переживания родителей – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребёнка.Если ребёнок борется за внимание, то и дело, досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение
Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя обида.Наконец, при глубинном переживании ребёнка своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадёжности, а порой отчаяния.Так как чувства разные, можно понять какое именно подходит к вашему случаю, т.е. разгадать проблему вашего ребёнка: с чем, против чего, или отчего он “воевал”. А уж после этого гораздо легче перейти с позиции исправления на позицию помощи.Помощь в каждом случае будет разная. Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовётся ваш ребёнок. А его привычные непослушания, которыми он добивался вашего внимания, не замечать. Тогда через некоторое время ребёнок обнаружит, что они не действуют, а внимание и так есть.Если источник конфликтов борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль над делами ребёнка. Ведь для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.При налаживании ваших отношений воздерживайтесь от требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Здесь очень помогает то, что может быть названо “методом подстройки”: вы не оспариваете решение, к которому он пришёл, а договариваетесь о деталях и условиях его выполнения. Нам нужно понять, что упрямство и своеволие ребёнка – это лишь раздражающая нас форма мольбы: “Позвольте же мне, наконец, жить своим умом”.Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо постараться её устранить.
Эмоциональная проблема ребёнка
1.Борьба за внимание
2.Борьба за самоутверждение
3.Желание отомстить
4.Потеря веры в собственный успех
Родительские чувства
1.Раздражение
2.Гнев
3.Обида
4. Безнадёжность, отчаяние
Способы помощи детям
1.Совместные занятия, игры или прогулки
2.Уменьшить свой контроль за делами ребёнка
3.Понять чем мы обидели ребёнка и устранить эту причину
4. Перестать требовать от ребёнка “полагающегося” поведения. Действовать совместно. Не критиковать
А к чему же может привести невнимание родителей к проблемам ребёнка? ( выступление инспектора ПДН Д.Ф. Сабирзянова)
Советы родителям
не унижайте и не оскорбляйте ребёнка! Не навешивайте ярлыки типа: «растяпа», лодырь»- это подрывает самоуважение и снижает самооценку;
избегайте постоянных одёргиваний и неоправданных запретов4
отделяйте поступок ребёнка от его личности : «Я люблю тебя, но т о как ты поступил, не обобряю»;
объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
отличайте все позитивные изменения в поведении ребёнка»
Поймите, что определение “трудный” ребёнок показывает, как трудно ему достучаться до нас, а потом поверить нам.Ведь это же мы его родили, и значит в ответе за него.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715