Принципы деятельностной педагогики при постановке и решении системы учебных задач на уроках химии.
Принципы деятельностной педагогики при постановке и решении системы учебных задач на уроках химии.
Т. А. Игнатович
МОУ Подвязновская СОШ, Ивановский район, Ивановская область
В деятельностной технологии урок химии перестает быть единицей планирования и анализа обучения. Движение обучающихся предполагает решение ими системы учебных задач. При этом учебная задача – это не любое задание, решаемое обучающимися на уроке. Учебная задача, на мой взгляд, представляет собой задачу, решая которую ученики открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач. Единицей анализа и планирования может быть период, включающий постановку и решение учебной задачи, а не урок. Считаю, что имеет место сформулировать в обобщенном виде основные принципы постановки учебных задач в соответствии с деятельностным подходом: 1) вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы на последующих этапах работы с понятием обучающиеся могли конкретизировать, уточнять исходное понятие; 2) прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию необходимости его появления; 3) не вводить знание в готовом виде, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска предварительных гипотез и догадок; 4) если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую. После постановки учебной задачи идет этап поиска способа ее решения, который сопровождается таким действием, как моделирование. Как только найдены способ и схематическое воплощение (модель), начинается следующий этап учебной деятельности – решение системы задач, на котором происходит конкретизация открытого общего способа действия. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение учебного предмета «Химия», построенное на принципах теории учебной деятельности, организуется как циклическое движение от постановки и решения учебной задачи до постановки следующей учебной задачи. Каждый такой цикл можно назвать актом учебной деятельности. 5 основных целевых фрагментов деятельности: 1) Фрагмент постановки учебной задачи. Его цель - самостоятельный (в совместно распределенной деятельности) выход учащихся на новую задачу. 2) Фрагмент поиска и открытия нового способа действия. Цель - сконструировать способ решения новой задачи, зафиксировать его в виде модельной схемы. 3) Фрагмент решения частных задач – окончательное осмысление, конкретизация нового способа действия, отработка способа действия при решении конкретно практических задач. 4) Фрагмент контроля и коррекции – формирование всех видов действия и контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения. 5) Фрагмент развернутого оценивания - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в разных конкретно-практических ситуациях. Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения: принцип предметности противопоставляется традиционному принципу наглядности, а принцип деятельности принципу сознательности. Необходимы специфические принципы конструирования деятельностного содержания: система общих способов действий через систему учебных задач; моделирование как основное средство для конструирования общего понятия; поиск и проба как способы развертывания системы понятий; перенос общих способов действий и способов учебного сотрудничества в модельные ситуации через систему проектных задач. Именно учебная деятельность как универсальный способ обучения определяет особую деятельностную образовательную технологию: переход от «ситуации успеха» к «ситуации разрыва» через рефлексивную оценку. При деятельностной технологии педагогом создаются разные образовательные пространства: урок (коллективное действие) – место решения учебных задач; учебное занятие – место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения; урок - мастерская - место индивидуальной коррекции действий обучающихся; урок – консультация – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ученика по его вопросу); урок – презентация – место предъявления достижений обучающихся (результатов их самостоятельной домашней работы).