АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
Применение икт-технологий позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
Преимущества использования информационных компьютерных технологий в работе с учащимися:
это огромный интерес детей и подростков ко всему, что связано с компьютерами;
широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика — лучше моделируется живая реальность, что обусловливает более полное восприятие информации);
возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.);
экономия временных ресурсов (например, при проведении психологических исследований и др.).
возможность просмотра результатов и обсуждения их сразу после завершения тестирования.
Программа профилактики наркозависимости «Сталкер» содержит блок автоматизированного тестирования. Он направлен на выявление у учащихся факторов риска, определение «слабых звеньев» и «сильных сторон» в поведении подростка.
Методика построена на взаимодействии подростка с рисуночным материалом, что позволяет выявить скрытые, вербально не проявляемые реакции.
Опросник имеет 2 формы: для работы с детьми среднего (10-14 лет) и старшего (14-18) школьного возраста
Методика позволяет оценить следующие параметры:
- информированность подростка: достаточность и достоверность информации;
- отношение к ПАВ: отрицательное, нейтральное или положительное;
- направленность поведенческих стратегий: на внешний мир или на себя;
- ценностные ориентации;
- стратегии поведения: активная, избегающая или неопределенная.
Каждый пакет диагностических программ представляет собой комплексное системное исследование личности, в котором каждая методика направлена на изучение определенного уровня личности. Это значит, что в процессе обследования раскрываются не только те особенности, которые человек при желании мог бы и сам рассказать о себе: обнаруживаются также и те свойства, которые как зарытый в землю талант не распознаны и не получили своего развития, но могут быть выявлены в процессе обследования.
Комплект компьютеризированных психодиагностических методик включает обработку данных и подробную интерпретацию.
Диагностика родительско-детских отношений содержит тесты, позволяющие оценить степень нарушений в отношениях между родителями и ребенком, возможные их причины.
Из этого блока для нашей школы подходят тесты «Диагностика родительской тревожности», «Экспресс-диагностика семейного состояния», «Подростки о родителях» и «Сенсорные предпочтения».
Из блока тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста» используется «методика диагностики показателей и форм агрессии» (А.Басса и А.Дарки), она позволяет выявить склонность к агрессивному поведению и предрасположенности к конфликтному поведению (К.Томаса). эти данные нам нужны для заполнения карт индивидуального сопровождения, поэтому удобна форма обработки и получения результата.
Из блока тестов «ПРОФИ-1» для старшеклассников можно использовать тест «Профессиональная мотивация учащегося» (Л.А.Головей) для определения сформированности интересов и мотивации к самостоятельному выбору профиля обучения, для профессионального самоопределения.
Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием.
Тест швейцарского психолога М.Люшера за короткое время /10 мин/ может дать глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Тест тонко работает даже с теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.
Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Большинство тестов являются автоматическими. Ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу.
Учитывая специфику нашей школы и личностные особенности учащихся приходится читать вопросы учащимся и находиться рядом с ними. Некоторые вопросы приходится объяснять более доступным языком для учащихся.
Обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации.
Таким образом, за небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предложить свои рекомендации и советы.
Педагог-психолог: С.Н.Белова