РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 4 КЛАССА УМК ШКОЛА 2100
ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой, опубликованная в сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы», М, Баласс , 2013 г.
Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии, а также необходимостью соблюдения преемственности между третьим и четвёртым классами начальной школы. Программа отражает основные содержательно-методические линии непрерывного курса литературного чтения: формирование функционально грамотных людей, обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника, воспитание грамотного читателя, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(136 часов - 4часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров (9 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (20 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писаелей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (45 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и
«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (62 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К. Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соотвествии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалгической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения в 4 классе
(4 часа в неделю - 136ч.)
№ п/п
№ по разделу
Тема урока
Виды деятельности
УУД
Дата
(план)
Дата
(факт)
1
1
Произведения современной детской литературы разных жанров (9ч)
Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог».
Понимать, что такое пролог в художественном произведении. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
2.09
2
2
Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?
(Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»).
Декламировать стихотворение, участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
3.09
3
3
Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?
(Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
4.09
4
4
Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3).
Работа над образами литературных героев.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
7.09
5
5
Сходство и различие сказочной и фантастической повести. (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4).
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
9.09
6
6
Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).
Знать определение, что такое баллада – рассказ в стихах.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
10.09
7
7
Обобщение по разделу «Произведения современной детской литературы разных жанров»
Аргументированно высказываться о своем отношении к прочитанному.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
11.09
8
8
Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
14.09
9
9
Что такое детская литература?
Понимать термин детская литература.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
16.09
10
1
У истоков русской детской литературы (20ч)
Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов»,
Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой»).
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
17.09
11
2
«Повесть временных лет». «Расселение славян».
Самостоятельно осмысливать заглавие произведения.
18.09
12
3
Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
21.09
13
4
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.
23.09
14
5
Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям).
Наблюдение над языком художественных произведений.
24.09
15
6
Справщик Савватий – первый детский поэт.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
25.09
16
7
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.
28.09
17
8
Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы»
Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
30.09
18
9
Проверочная работа № 1 «У истоков русской детской литературы»
Уметь разбираться в материале по разделу «У истоков русской детской литературы».
1.10
19
10
Внеклассное чтение. Книги о книгах.
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
2.10
20
11
Усадьба Аксаковых
(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)
Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
12.10
21
12
Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Баг
рова-внука», гл. 2–3)
14.10
22
13
«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
15.10
23
14
«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новкова).
16.10
24
15
Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи.
Писать сочинение на заданную тему.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
19.10
25
16
Образ «идеального ребёнка». А. Шишков «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».
Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
21.10
26
17
Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII
Определять место произведения в истории русской детской литературы.
22.10
27
18
Проверочная работа № 2 «Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII»
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
23.10
28
19
Внеклассное чтение. Писатели о себе.
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
26.10
29
20
Внеклассное чтение. Писатели о себе.
28.10
30
1
Детская литература XIX в. (45 ч)
Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов
«Слон и Моська»).
Уметь определять жанр басня, знать её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
29.10
31
2
Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под Дубом»).
30.10
32
3
Обобщение. Басни И.А. Крылова.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
2.11
33
4
Первая русская литературная сказка.
Понимать термин литературная сказка.
4.11
34
5
А. Погорельский «Чёрная курица...».
Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
5.11
35
6
А. Погорельский «Чёрная курица...».
Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
6.11
36
7
А. Погорельский «Чёрная курица...».
Главный герой сказки (ч. 6).
9.11
37
8
Как писать для детей?
Наблюдение над языком художественных произведений.
11.11
38
9
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
12.11
39
10
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки (ч. 4–6).
13.11
40
11
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
23.11
41
12
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15).
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
25.11
42
13
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». В чём главный смысл сказки?
26.11
43
14
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
27.11
44
15
Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
30.11
45
16
Обобщение. Литературные сказки.
Аргументированно высказываться о своем отношении к прочитанному.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
2.12
46
17
В.Даль «Война грибов с ягодами»
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
3.12
47
18
Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки.
Писать сочинение на заданную тему.
4.12
48
19
Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
7.12
49
20
Проверочная работа №3 «Литературные сказки»
Уметь разбираться в материале по разделу «Литературные сказки»
9.12
50
21
Внеклассное чтение. «Литературные сказки писателей XIX века».
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
10.12
51
22
Мир природы приходит на страницы книг.
Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Составлять пересказ с элементами описания.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
11.12
52
23
Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
14.12
53
24
Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева.
16.12
54
25
Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
17.12
55
26
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Картины русской природы в стихотворении.
Осмысливать заглавие произведения, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; проводить «диалог с автором» в процессе чтения; работа над образами литературных героев.
18.12
56
27
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Дедушка Мазай – добрый охотник.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
21.12
57
28
Школа в Ясной Поляне.
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографи- ей.
23.12
58
29
Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).
24.12
59
30
Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»).
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
25.12
60
31
Практикум «Учусь читать художественную прозу».
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; понимать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; формулировать основную мысль текста.
28.12
61
32
К.Д. Ушинский «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
30.12
62
33
Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»).
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
31.12
63
34
Р/Р Сочинение в форме путевого очерка.
Писать сочинение на заданную тему.
11.01
64
35
Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»).
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
13.01
65
36
Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»).
Писать сочинение на заданную тему.
14.01
66
37
А.И. Куприн «Слон».
Непонятная болезнь (ч. 1–3).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
15.01
67
38
А.И. Куприн «Слон».
Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
18.01
68
39
А.И. Куприн «Слон».
«Я уже совсем здорова!» (ч. 6).
20.01
69
40
Обобщение по разделу «Детская литература XIX в.»
Уметь разбираться в материале по разделу «Детская литература XIX в.»
21.01
70
41
Проверочная работа №4 «Детская литература XIX в.»
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
22.01
71
42
Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
25.01
72
43
Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».
27.01
73
44
Чтение понравившихся произведений из раздела «Детская литература XIX в.»
28.01
74
45
Чтение понравившихся произведений из раздела «Детская литература XIX в.»
29.01
75
1
Детская литература XX в. (62 ч)
Загадка Лидии Чарской.
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
Составлять устный рассказ о героях на основе самостоятельно собранного материала.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
1.02
76
2
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Первый день Лены в гимназии (гл. 8).
3.02
77
3
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11).
4.02
78
4
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Образ Лены Икониной.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
5.02
79
5
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Обобщение.
8.02
80
6
Редакция «Воробья». Житков и Маршак.
Учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
10.02
81
7
Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
11.02
82
8
Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).
12.02
83
9
Обэриуты. Стихи Д. Хармса.
15.02
84
10
Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
17.02
85
11
Внеклассное чтение. Современные чудаки.
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
18.02
86
12
Вокруг Маршака.
19.02
87
13
Внеклассное чтение. Современные детские журналы.
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
29.02
88
14
Е. Шварц «Два брата».
Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4).
Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
2.03
89
15
Е. Шварц «Два брата».
Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8).
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
3.03
90
16
Е. Шварц «Два брата».
Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).
4.03
91
17
Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки»
7.03
92
18
Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).
Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
9.03
93
19
Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»).
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, сюжет; описывать героев.
Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
10.03
94
20
Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).
11.03
95
21
Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: пользоваться словарями, справочниками, осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
14.03
96
22
С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.
16.03
97
23
Проверочная работа №5по разделу «Детская литература XX в.»
Уметь разбираться в материале по разделу «Детская литература XX в.»
17.03
98
24
Внеклассное чтение. «Творцы книг»
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
18.03
99
25
Литературный утренник в Сокольниках.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
21.03
100
26
В. Маяковский и А. Барто.
23.03
101
27
Ю. Олеша «Три Толстяка»
Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
Составлять устный рассказ о героях на основе самостоятельно собранного материала.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
24.03
102
28
Ю. Олеша «Три Толстяка»
Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).
25.03
103
29
Ю. Олеша «Три Толстяка»
«Простые высокие истины».
28.03
104
30
Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»).
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; понимать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; формулировать основную мысль текста.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: договариваться в совместной деятельности.
Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
30.03
105
31
«Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).
31.03
106
32
А. Гайдар «Тимур и его команда».
«Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста.
Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план.
Самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного.
Составлять устный рассказ о героях на основе самостоятельно собранного материала.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
1.04
107
33
А. Гайдар «Тимур и его команда».
Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4).
4.04
108
34
А. Гайдар «Тимур и его команда».
Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
6.04
109
35
Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»).
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; понимать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; формулировать основную мысль текста.
7.04
110
36
Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»).
8.04
111
37
Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова.
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: договариваться в совместной деятельности.
Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
18.04
112
38
Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова.
20.04
113
39
Стихи А. Барто. Сатира или юмор?
Понимать отличие сатиры и юмора.
21.04
114
40
Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
22.04
115
41
«Книжкины именины». Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца
Учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
25.04
116
42
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
27.04
117
43
Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского.
28.04
118
44
Стихи Саши Чёрного и В. Долиной.
29.04
119
45
Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр.
Писать сочинение на заданную тему.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: договариваться в совместной деятельности.
Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
2.05
120
46
Стихи Н. Матвеевой.
4.05
121
47
Внеклассное чтение. Любимые стихи.
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
5.05
122
48
Практикум «Учусь читать лирический текст».
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; понимать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; формулировать основную мысль текста.
6.05
123
49
Проверочная работа №6 «Детская литература XX в.»
Уметь разбираться в материале по разделу «Детская литература XX в.»
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
9.05
124
50
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».
Знакомство с героями (картины 1, 2).
Знать особенности жанра пьеса.
11.05
125
51
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».
Поиски снежного цветка (картины 3–5).
12.05
126
52
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».
Мудрая сказка для малышей (картины 6–8).
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, иллюстрация).
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
13.05
127
53
Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»).
Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
16.05
128
54
Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»).
18.05
129
55
Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).
Составление устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: договариваться в совместной деятельности.
Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
19.05
130
56
Берём интервью у детских писателей.
20.05
131
57
Обобщение. Берём интервью у детских писателей.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
23.05
132
58
Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.
Понимать, что такое эпилог в художественном произведении. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
25.05
133
59
Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать».
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге.
26.05
134
60
Чтение любимых произведений из учебника «В океане света»
27.05
135
61
Чтение любимых произведений из учебника «В океане света»
30.05
136
62
Чтение любимых произведений из учебника «В океане света»
31.05
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Обучение обеспечивается учебниками и пособиями УМК ОС «Школа 2100» издательства «Баласс»: учебник «Литературное чтение. В океане света 4 класс» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,2013 г.; «Рабочая тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света» Е.В. Бунеева, 2013 г.; «Методические рекомендации для учителя» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др., 2013 г.
13PAGE \* MERGEFORMAT142215
13 PAGE 14215
ІђЗаголовок 1ІђЗаголовок 2ІђЗаголовок 3ІђЗаголовок 4ІђЗаголовок 5ІђЗаголовок 6ІђЗаголовок 7ІђЗаголовок 8ІђЗаголовок 915