Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100». 
УМК «Школа 2100»
Предмет: окружающий мир 
Учебник: «Моё Отечество» 
Учитель: Малинкина Л.В.
Класс: 3
Технологическая карта урока
Тема                                                   С чего начинается Родина? 
Цели и задачи Цели и задачи урока:
-помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;
-сформировать первичные представления  о таких понятия ,  как власть,  государство, правительство, общество, армия, полиция, законы.;
-способствовать становлению чувства патриотизма;
- расширить понятие «Родина». Формировать умение объяснять значение понятий «Родина», «Отечество»
Формировать умения: 
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД); 
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД); 
- извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию
 ( Познавательные УУД).   
Основные понятия Родина, Отечество, государство, общество, правительство, армия, полиция, законы
Оборудование  - Учебник «Моё Отечество» (часть 2 стр. 18 – 21)
- Рабочая тетрадь к учебнику
- ИКТ (компьютер, мультимедиа)
Этапы урока Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
I 
Мотивация к учебной деятельности. Проговорить правила общения -  Что необычного в классе сегодня? 
-  Значит, как мы будем работать? 
-  Вспомним правила общения в группе.  
-  А следить за соблюдением этих правил будут руководители групп.
-  Поднимите руки руководители.
( назначены учителем до урока)
Примечание: 6 групп по 4 – 5 человек. - На столах флажки
- Группами
Читают на слайде:
- Не перебивай собеседника;
- Говори вежливо;
- Называй собеседника по имени;
- Говори внятно, чётко, понятно;
- Если не понял, переспроси
II
Формулирование темы урока, постановка проблемы и целей. Прослушать и просмотреть слайд - фильм на текст песни                              М. Матусовского  «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса -  Какой вопрос прозвучал в песне?
-  Это и будет темой нашего урока.  
-  Откройте учебник на стр. 16.
с помощью текста (диалога) осуществляем постановку проблемы. 
-  Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе
-  Что удивило Анюту?  
-  Какое вы заметили противоречие?
-  Какой возникает вопрос?  (проблема)
- С чего начинается Родина?»
На экране слайд
Открывают учебник и читают по ролям диалог Анюты и папы
- Наша Родина – Россия (слайд)
- Что папа назвал своей родиной – Новгород
Новгород – родина Анютиного папы (слайд)
- Получается, что у Анютиного папы две Родины? 
- Что человек называет своей Родиной? (слайд)
III
Выявление имеющихся представлений по теме Работа в группах.
1, 2, 3, 4 – собрать пословицы о Родине о объясняют смысл. 
5 группа – выбрать цвета флага России. Рассказывают из имеющихся информационных источников что означает каждый цвет.
6 группа – найти из источников нужную информацию о гербе России и рассказать.
- На столах каждой группы лежат конверты с заданиями. Откройте их и прочитайте задание
- На столах шаблоны флага России. выбрать цвета флага, раскрасить, объяснить – что означает каждый цвет.
- На столах гербы разных стран. Выбрать герб России, и рассказать всё что знаете о нём. 
Группы представляют свою работу.
- Открывают конверты и читают задание.
Собирают пословицы и объясняют смысл.
- Изучают информацию о флаге, раскрашивают шаблоны, объясняют пользуясь источниками – что означает каждый цвет.
- Выбирают герб России, изучают информацию, рассказывают о нём.
Выступление руководителей групп.
1 группа – пословица: 
Человек без Родины-что птица без гнезда (слайд)
2 группа – пословица: 
 Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. 
(слайд)
3 группа – пословица: 
Где кто родится, там и пригодится   (слайд) 
4 группа – пословица:                                        Родина – мать, умей за неё постоять (слайд)                                      
5 группа – флаг России (слайд)
6 группа – герб России (слайд)
IV
Открытие нового знания 1.Объяснить, как происходит взаимосвязь людей в обществе
2. Объяснить,  кто поддерживает порядок в стране -  Родной дом, село, город называют малой родиной.
А страну, в которой ты родился – большой Родиной.
-  Как вы объясните, что такое страна?
- Как связаны люди друг с другом?  
Нам поможет рисунок на стр. 17 учебника
- Прочитайте первый вопрос.
- А кто ещё должен потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами?
- Прочитайте второй вопрос, третий вопрос.
- Сделаем вывод по тексту 
( стр. 18 учебника)
-  Найдите на карте границы России – нашего большого дома. Большой Родины
Показ карты мира
Прочитайте текст стр.18-19
-Чтобы в обществе был порядок ,что  существует?
-Найти ответ в тексте стр.18.
-Что это значит? По тексту учебника стр. 16 – 17.
- Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут и связаны друг с другом. (слайд)
Рассматривают рисунок стр. 17. 
- Без чьей помощи пассажиры автобуса  не смогут добраться до своей работы?
- Без помощи водителя.
- Рабочие завода, где был изготовлен автобус, мастеров технического обслуживания, тех, кто связан с производством топлива, и т.д.
Учащиеся отвечают.
-   Все люди связаны друг с другом. Но где бы ни жил человек, в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живём и трудимся. И все мы – одно общество. 
Выходят учащиеся показывают. 
(слайд)
-Работа с информацией.
-Обсуждение в группах.
-Ответы учащихся. 
-Для того чтобы в обществе был порядок, у нас в России, так же, как в других странах, существует государство.
- Это значит, что у нас есть правительство, которое управляет страной, принимает важные решения. 
-У нас есть армия, чтобы защищать границы  государства от тех, кто захочет прийти к нам с войной.
 -У нас есть полиция, чтобы следить за порядком в стране, за тем, чтобы никто не воровал, не хулиганил, не нарушал законы. 
-Законы - это обязательные для всех правила поведения в обществе, установленные государством . (слайд)
V
Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать новое содержание урока -  Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
-  Что человек называет своей Родиной?
-  Сравни свой вывод с авторским
- Руководители групп, оцените работу своих товарищей - С чего начинается Родина?
- Свой дом, маму, страну, друзей, родителей.                                                      Родина не заканчивается границами его дома, улицы, города.
Родина – это огромная страна, общество, государство, о которых нужно заботиться каждому. 
Только тогда мы можем с гордостью сказать: «Моя Родина – Россия!»
- Вывод в учебнике (стр..21) и на слайде.
- Руководители групп оценивают, высказывают своё мнение.
VI
Домашнее задание Работа с учебником на стр. 16 – 21 
Рабочая тетрадь на стр.6-7 -  Ответьте на вопросы стр.21,  знать понятия слов, записанных в желтой рамке, в рабочей тетради стр.6-7
- Нарисуй, какой ты видишь свою Родину  - Записывают домашнее задание.