Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке, 7 класс


Адаптированная образовательная программа
по социально-бытовой ориентировке в 7 классе
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения социально-бытовой ориентировки, которые определены программой.
Цель программы - практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи программы:
- систематизировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем социуме;
- учить организации труда, экономному и бережному отношению к продуктам, строгому соблюдению правил безопасности и гигиены труда, творческому отношению к домашнему труду, развитию обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, смекалки, фантазии, интереса к национальным традициям;
- практически ознакомить с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые придётся обращаться учащимся по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь;
- формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, связи, медицинской помощи;
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры.
Коррекционная работа включает следующие направления:
- коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
• Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
• Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Адаптированная программа составлена таким образом, что изучаемый материал опирается на ранее усвоенные сведения, а также подготавливает детей к изучению последующих тем.
Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Обучающиеся должны продолжить знакомство с новым материалом по представленным в предыдущих классах разделам и получить достаточно прочные знания по социально-бытовой ориентировке, которые позволят им адаптироваться в окружаемом мире и быть, насколько это возможно, самостоятельными.
Специальная задача предмета, социальная адаптация школьников с психическим недоразвитием, является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе работы на уроках социально-бытовой ориентировки у учащихся развивается речь, формируются практически значимые навыки, воспитывается самостоятельность и развивается интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать. Все это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.
Элементарный курс социально-бытовой ориентировки направлен на коррекцию высших психических функций, обучающихся с целью практической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.
Основной формой организации обучения на уроках социально-бытовой ориентировки учащихся является урок.
Технологии обучения:
●перспективно-опережающее обучение
●проблемное обучение
●тестирование и программированные опросы
●создание занимательных ситуаций
●дифференцируемые задания
●познавательные игры
●информационно-коммуникативные технологии
●эвристические беседы
●работа со схемами-опорами
●самостоятельная работа
●личностно ориентированная коллективная творческая деятельность
●элементы технологии уровневой дифференциации
●элементы технологии коммуникативного обучения
●элементы технологии совместной продуктивной деятельности
●элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр
●практические методы учения
●технологии сотрудничества
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающихся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
У детей идет формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и навыков ориентировки в социуме. Они учатся пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта, связи, медицинской помощи, учреждений и организаций. Вырабатывают морально-этические нормы поведения и навыки общения. Усваивают знания о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о значении меню в питании людей, о культуре питания. Учатся следить за своим здоровьем, оказывать первую медицинскую помощь и соблюдать гигиенические нормы. А также воспитывают в себе трудовую культуру, навыки безопасной работы.
При подборе учебного материала учитывалась мотивация изучения учебной дисциплины, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.
Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционного развития является ведущим.
Базисный учебный план для 7 класса по программе - 2 часа в неделю, 68 часа в год.

Основное оборудование.
Доска • Столы • Стулья • Телевизор • Компьютер • Раздаточный дидактический материал • Таблицы • Мебель• Бытовая техника • Кухонная посуда и инструменты •. Столовая посуда •

Содержание школьного курса
уроков социально - бытовой ориентировки в 7 классе
Питание
Виды питания
Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю
Приготовление блюд.
Практическая работа
Чтение рецептов и приготовление блюд: салатов из вареных овощей, макароны по-флотски, щей из свежей капусты, киселя.
2.Комплексный обед.
Планируемые результаты:
- знать способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов и последовательность приготовления блюд;
-возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
-правила пользования столовыми приборами.
-уметь готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов) и третьи блюда;
-оформлять готовые блюда и сервировать стол к обеду.
Личная гигиена
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные.
Экскурсия
Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос.
Планируемые результаты:
-уметь определить тип кожи и волос,
-подбирать мыло и шампунь, средство от перхоти и выпадения волос, правильно ухаживать за лицом и волосами;
- правила соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши);
- знать правила смены одежды и нательного и постельного белья;
- санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, рас ческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом
Одежда
Использование бытовой техники при стирке белья их х/б, шёлка, вручную.
Правила и приёмы глажения белья, брюк, спортивной одежды.
Химчистка(экскурсия). Виды услуг.
Ремонт одежды, наложение заплат.
Практические работы
- Стирка х/б вручную
- Глажение брюк, спортивной одежды
- Наложение заплат
- Ремонт одежды, штопка
Экскурсия
Знакомство с работой химчистки.
Планируемые результаты:
- знать особенности стирки белого и цветного белья;
- устройство стиральной машины;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при стирке, утюжки;
- уметь стирать и гладить бельё;
- знать правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Семья
Уход за младшими детьми: умывание, одевание, обувание
Разучивание тихих игр
Проведение игр с младшими школьниками.
Практическая работа
Помощь младшим школьникам в одевании на прогулку.
Планируемые результаты:
- уметь ухаживать за младшими детьми;
- рассказывать им сказки, спеть им песни;
- уметь объяснить правила игры;
- играть в тихие и подвижные игры.
Культура поведения
Правила и приемы приглашения в гости.
Подготовка к поездке в гости.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров, сюжетно – ролевая игра «В гости к …»
Планируемые результаты:
-знать правила поведения при встрече и расставании, правила вручения и приема подарков, правила поведения в гостях;
-уметь выбирать подходящую одежду для визита в гости;
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т. д.);
-изготавливать простые сувениры.
Жилище
Подготовка квартиры к зиме и лету.
Уход за полом
Регулярная и сезонная уборка помещения.
Практическая работа
Сухая и влажная уборка помещения
Санитарная уборка помещения
Чистка и мытьё полов.
Животные в доме.
Планируемые результаты:
- уметь пользоваться пылесосом;
- мыть полы, окна, зеркала;
- знать моющие средства;
- правила ухода за полом в зависимости его покрытия;
- ухаживать за домашними животными в домашних условиях.
Транспорт
Междугородний ж/д транспорт
Справочная служба вокзалов
Виды вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий)
Виды поездов (пассажирский, скорый)
Экскурсии
Знакомство с работой вокзала.
Планируемые результаты:
-знать виды справочных служб, камер хранения;
-уметь ориентироваться в расписании, приобретать билеты;
- выполнять правила безопасности во время поездки ж/дорожном транспорте.
Торговля
Универмаги и универсамы
Отделы магазинов
Порядок приобретения одежды, обуви, головных уборов. Оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека.
Распродажа товаров по сниженным ценам.
Экскурсии
Экскурсии в магазины: промтоварный, продуктовый, и др.
Планируемые результаты:
- знать правила поведения в магазине;
-правила покупки товаров;
-стоимость необходимых товаров: мебели, холодильника, телевизора.
Средства связи
1.Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Стоимость пересылки
2.Посылки. Виды упаковок. Стоимость отправления. Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом
3.Порядок отправления
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей, посылки. Составление описи предметов.
Экскурсии
Упаковка посылок, бандеролей.
Планируемые результаты:
- знать перечень предметов, посылаемых в посылке;
- максимальный вес почтовых отправлений;
- виды упаковок;
- уметь упаковать, составить опись, заполнить бланк
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка раны при порезах, ссадин и др.
Лекарственные растения в домашней аптечке
Первая медицинская помощь при травмах (вывих, перелом, наложение повязки)
Домашняя аптечка. Термометр.
Практические работы
Наложение повязки на рану
Упражнение в оказании первой помощи при растяжениях, ушибах, переломах, вывихах.
Экскурсии
Наблюдение за накладыванием гипса при переломе
Планируемые результаты:
- знать состав домашней аптечки и уметь пользоваться лекарственными средствами
- использовать лекарственные травы и настои из них
- оказывать первую помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и обрабатывать раны
- пользоваться термометром
Учреждения, организации, предприятия
Промышленные предприятия, их значение для жителей города
Экскурсия
ЗАО «Курскрезинотехника» местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
Планируемые результаты:
-обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Экономика домашнего хозяйства
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни.
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия, мелкие расходы.
Практические работы
Упражнения по определению доходов семьи. Составление доверенности на получение зарплаты.
Планируемые результаты:
-знать заработную плату членов семьи;
-составные части бюджета семьи и подсчитывать бюджет семьи;
-уметь составлять доверенность на получение заработной платы.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Устав ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией В. В. Воронковой
Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, авторы Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочеткова, А. Г. Петрикова и др. издательство Владос, Москва – 2004г.
Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, авторы В. В. Воронкова, С. А. Казакова, издательство Владос, Москва – 2006 г.
Практический материал к урокам Социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, пособие для учителя, автор С. А. Львова, издательство Владос, 2005 г.
Учебно-тематическое планирование уроков
по социально – бытовой ориентировке в 7 классе (68ч)
№ Разделы (темы) К. ч. Практические работы, экскурсии
I. Питание 18  Практические работы:
Чтение рецептов, приготовление каш, омлета, картофельного пюре. Заваривание чая. Приготовление собственного блюда, составление рецепта.
Мытьё посуды с применением моющих средств.
Экскурсия: «Выбор доброкачественных продуктов».
II. Личная гигиена 6 Практические работы:
Уход за глазами
Выполнение утренней зарядки
Просмотр фильма о вреде алкоголя, курения.
III. Одежда 8 Практические работы:
Ручная стирка из х/ б
Глажение фартуков, косынок, салфеток, носовых платков.
Пришивание пуговиц, подшивание брюк.
IV. Семья 2 V. Культура поведения 2 Практическая работа:
Посещение кинотеатра
 VI.  Жилище 6 Практические работы:
Уборка помещения с использованием пылесоса.
Чистка мягкой мебели
Экскурсия: « Посещение магазинов мебели и бытовой химии».
 VII.  Транспорт 4 Экскурсия: «Знакомство с работой вокзала».
 VIII.  Торговля 6 Экскурсия в магазины: « Знакомства с отделами, видами товаров, ценой, гарантийным сроком», «Приобретение товара, проверка чека и сдачи».
 IX.  Средства связи 8 Практические работы:
- написание адреса на конвертах, открытках «уведомления» и телеграмме.
- составление текста телеграмм.
Экскурсии: «Знакомство с работой почты, телеграфа».
 X.  Медицинская помощь 4 Экскурсии: «Экскурсия в аптеку».
XI. Учреждения и организация 2 Экскурсия в Дом творчества
 Итого часов 66 Календарно-тематическое планирование
уроков социально-бытовой ориентировки
в 7 классе
7 класс (68 ч) Питание 18ч. 1. Вводное занятие. Виды питания. Т/б при приготовлении пищи. 1 2. Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. 1 3. Использование механических и электрических приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. 1 4. Практическая работа: Знакомство с инструкцией, устройством, правилами пользования механическими и электрическими бытовыми приборами (терка, мясорубка, миксер, кофемолка). 1 5. Меню обеда. Холодные закуски. Чтения рецептов. Подбор продуктов. 1 6. Практическая работа: Приготовление овощного салата (вареные овощи). 1 7. Первые блюда. Чтение рецептов, подбор продуктов. 1 8. Практическая работа: Приготовление щей из свежей капусты. 1 9. Обед. Вторые блюда. Чтение рецептов, подбор продуктов. 1 10. Практическая работа: Макароны «по-флотски». 1 11. Обед. Третьи блюда. Чтение рецептов, подбор продуктов. 1 12. Практическая работа: Приготовление киселя. 1 13. Составление меню завтрака на один день, неделю. 1 14. Составление меню обеда на один день, неделю. 1 15. Составление меню ужина на один день, неделю. 1 16. Итоговое занятие по теме «Питание» 1 18. Практическое повторение.
«Комплексный обед».
Практическая работа: 1. Гречневый суп.
2.Тушеная капуста.
3. Компот. 2ч. Личная гигиена 4ч. 1. Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. 1 2. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Средства борьбы с перхотью. 1 3. Гигиена одежды, нательного и постельного белья. 1 4. Экскурсия: Подбор мыла, шампуня, гигиенических средств. 1 Одежда 10ч. 1. Значение продления срока службы одежды. Виды штопки. 1 2. Практическая работа: Ремонт одежды. Штопка. 1 3. Наложение заплат. 1 4. Практическая работа: Наложение заплат. 1 5. Использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани. Стирка изделий из шелка вручную. 1 6. Практическая работа: Стирка мелких изделий из белой х/б ткани с помощью стиральной машинки. Стирка изделий из шелка вручную. 1 7. Правила и приемы глажения брюк, белья, спортивной одежды. 1 8. Практическая работа: Глажка брюк, спортивной одежды.
1 9.
10. Химчистка. Виды услуг, правила пользования химчисткой.
Экскурсия в химчистку, знакомство со стоимостью услуг; прейскурантом на определенные виды чистки. 2 Семья 2ч. 1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми (умывании, одевании, причесывании). Разучивание тихих и подвижных игр. 1 2. Практическая работа: Оказание посильной помощи первоклассникам в одевании на прогулку. Проведение игр с младшими детьми. 1 Культура поведения 6ч. 1. Правила приема и приглашения в гости. Формы отказа. 1 2. Подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарки. 1 3.
4. Выбор подарков и сувениров.
Экскурсия в магазин подарков. 1
1 5.
6. Практическая работа: Изготовление несложных сувениров.
Сюжетно- ролевая игра «В гости к …». 2 Жилище 6ч. 1. Регулярная и сезонная уборка помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. 1 2. Практическая работа: Уборка сухая и влажная помещения, пользование пылесосом и уход за ним. 1 3. Санитарная уборка помещения в случае необходимости. Животные в доме. 1 4. Практическая работа: Санитарная уборка помещения. 1 5. Уход за мебелью в зависимости от покрытия, средства ухода за мебелью. 1 6. Практическая работа: Чистка и мытье мебели. 1 Транспорт 4ч. 1. Междугородный ж/д транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная. Расписание. 1 2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до различных станций. Формы приобретения ж/д билетов. Виды камер хранения багажа, порядок его сдачи и получения. 1 3. Экскурсия на вокзал. 2 Торговля 6ч. 1. Универмаги и универсамы. Их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение. Отделы, стоимость некоторых товаров. 1 2. .Экскурсия в магазин: знакомство с отделами магазинов. 1 3. Порядок приобретения, выбор, назначение товара. Примерка одежды, обуви. Оплата в кассе, получение чека, его хранение. 1 4. Экскурсия в универсам- самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки товара. 1 5.
6. Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.
Экскурсия в магазин: отделы распродаж товаров. средства связи 4ч. 1. Виды бандеролей (пр., заказ, нал. пл., цен.). Порядок их отправления, упаковка, стоимость пересылки. 1 2. Практическая работа: Упаковка бандеролей. 1 3. Заполнение бланков на отправление бандеролей 1 4. Практическая работа: Заполнение бланков, составление описи. 1 Медицинская помощь 6ч. 1. Домашняя аптечка. Термометр.. 1 2. Практическая работа: Упражнение в использовании разных видов термометра. 1 3. Лекарственные растения в домашней аптечке. 1 4. Экскурсия в аптеку: подбор лекарственных сборов, трав для аптечки. 1 5. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, переломах. Практическая работа: Упражнение в оказании первой помощи при растяжениях, ушибах, переломах, вывихах. 1 6. Экскурсия в травмпункт.
Наблюдение за накладыванием гипса при переломах 1 Учреждения и организации 2ч. 1. Промышленные и с/х предприятия г. Курска, их значение для жителей города. 1 2. Экскурсия на предприятие: ЗАО «Курскрезинотехника». 1